Рю Мураками «Кинопроба»
Сигэхару Аояма, овдовевший мужчина, ищет новую любовь. По совету друга он устраивает кастинг, чтобы найти идеальную спутницу. И вот появляется Асами — изящная, загадочная, с грустной улыбкой и скрытыми ранами. Но чем больше он в неё влюбляется, тем сильнее начинает ощущать, что реальность и иллюзия смешиваются. Каждая встреча с Асами добавляет странных деталей, которые заставляют сомневаться в её искренности. Где заканчивается романтика и начинается кошмар?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 20 января 2025 г.
Иллюзия с привкусом боли
20.01.2025. Кинопроба. Рю Мураками. 1997 год.
Сигэхару Аояма, овдовевший мужчина, ищет новую любовь. По совету друга он устраивает кастинг, чтобы найти идеальную спутницу. И вот появляется Асами — изящная, загадочная, с грустной улыбкой и скрытыми ранами. Но чем больше он в неё влюбляется, тем сильнее начинает ощущать, что реальность и иллюзия смешиваются. Каждая встреча с Асами добавляет странных деталей, которые заставляют сомневаться в её искренности. Где заканчивается романтика и начинается кошмар?
Роман Рю Мураками «Кинопроба» — это тревожное путешествие в глубины человеческой психики, где каждый жест, каждый малейший предмет обстановки и каждая пауза говорят больше, чем слова. Это история, где иллюзии становятся реальностью, а реальность оказывается куда страшнее любых фантазий.
Сигэхару Аояма, на первый взгляд, человек простой: вдовец, заботливый отец, который после долгих лет одиночества решает рискнуть и снова найти любовь. Но его идея устроить кастинг для будущей жены — не просто странность, а завязка для глубокого и мрачного исследования того, как мы воспринимаем людей, особенно женщин. Это исследование безжалостно обнажает то, как легко можно превратить личность в объект, оценивать её по анкетам и внешнему виду, игнорируя глубину и сложность человеческой природы. Когда появляется Асами, утончённая и загадочная, роман внезапно меняет тон. Её хрупкая красота и мелодичный голос прячут за собой пропасть тайн, в которую Аояма падает с головой.
Мураками умело играет с восприятием. Он ведёт нас по краю, где свет и тень постоянно сменяют друг друга. В Асами мы видим и жертву, и агрессора; её балетное прошлое — это не только искусство, но и метафора боли, напряжения, контроля. Через её образ автор задаёт вопросы, которые бьют в самую точку: можно ли исцелить свою боль, не навредив другим? Или же наше прошлое навсегда станет частью нас?
Не стоит забывать и об атмосфере. Декорации романа, сдержанные и точные, работают как эмоциональный фон. Бар, где звучат спокойные разговоры, внезапно становится зловещим. Дом, кажущийся уютным, превращается в лабиринт страха. Даже мельчайшие детали, такие как движение занавески или оттенок лака на ногтях, создают ощущение, что за этим стоит нечто большее. Это кино в форме книги — жуткое, тревожное, завораживающее, не отпускающее.
Герои «Кинопробы» — это словно кривые зеркала, показывающие страхи и слабости человека с неожиданного, даже неприятного ракурса. Асами Ямасаки — это ураган в образе балерины. Её одержимость абсолютной любовью страшит, её уязвимость трогает, её поступки — шокируют. Аояма, напротив, — воплощение наивности и пассивности. Он верит в то, что за красивым фасадом скрывается добро, даже когда реальность уже бьёт его по лицу. И всё же, несмотря на свои ошибки, он вызывает сочувствие. А Ёсикава, рациональный и скептичный друг, лишь подчёркивает этот контраст, как голос разума, который часто игнорируется.
Однако не всё так идеально. Повторы в диалогах Асами иногда теряют эффект неожиданности, а неспешное начало может оттолкнуть, если искать быстрых сюжетных поворотов. Но стоит углубиться, и роман затягивает, как нарастающий шум прибоя: сначала он успокаивает, но потом неожиданно сбивает с ног.
«Кинопроба» — это не просто история о любви или её отсутствии. Это размышление о том, как создаются образы, чтобы скрыться от реальности. Это книга, которая держит за горло и не отпускает даже после последней страницы. 7 из 10.