Гэв Торп «Лютер. Первый из падших»
Лютера держали в заточении десять тысяч лет, не позволяя ему умереть. Он — воплощенное проклятие и избавление Темных Ангелов. Никто не приближен к сердцу и истории капитула настолько, как этот человек, объединивший в себе все аспекты величия Первого легиона и все постыдные черты воинства. Рассказ о его судьбе — легенда о Ереси Хоруса и падении с высот Просвещения, что написана на страницах одной долгой жизни. Слава, честь, гордость, позор и измена сплетаются здесь в гобелен правды и лжи, который верховные великие магистры Темных Ангелов пытались изучить и распустить на протяжении ста кровавых веков. Лютер утверждает, что раскаивается в прежних деяниях, но его ли грехи обрекли капитул на бытие, полное тайн? Или же стоило более внимательно прислушиваться к предостережениям самой истории?
Входит в:
— цикл «Warhammer 40,000» > цикл «Ересь Хоруса» > цикл «Ересь Хоруса. Персонажи»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нэнбала, 4 сентября 2022 г.
Мы добавили вам фэнтези в космофэнтези, чтобы вы могли... вы поняли. Как человек, любящий оба этих жанра, я ничего не имею против.
Под книгами с лого Wh-40000 может скрываться что угодно, в данном случае — рыцарский роман. Хотя скорее не роман, а сборник рыцарских рассказов (буквально). В теории у «Лютера» есть связующая нить — сюжет «настоящего времени», стремительно промчавшиеся десять тысяч лет, за время которых магистры Ордена Темных Ангелов несколько раз решали поговорить с Лютером-предателем. На практике — то, что Лютер рассказывает в ответ на задаваемые ему вопросы, имеет очень мало связи с этими вопросами, как и вообще с реальностью. Это отнюдь не плохо: повествование ведется от лица человека на грани безумия — ему-то его ответы кажутся вполне рациональными и даже мудрыми.
У Торпа однозначно удачной вышла атмосфера повествования. Лютеру, воспитанному на историях бардов, своя потерянная родина вспоминается мрачным раем, местом оживших легенд и саг, в которых он сам один из главных героев. Из памяти Лютера будто бы стерлись все приземленные подробности его жизни, только иногда его рассказы оживляют какие-то бытовые детали вроде, например, негибкости доспеха. В результате остаются истории про чудовищ выше крепостных стен, процессиях призраков на болотах, и о том, как рыцарь Лютер встретил в зимнем лесу необыкновенного ребенка. Истории не сказать, что блещут какой-то особой оригинальностью, но, что для меня важно, в них не ощущается искусственности. Это действительно те рассказы, наверняка в меру приукрашенные, которые мог бы поведать о своих приключениях доблестный рыцарь неважно какого времени и планеты. А еще в них чувствуется любовь Лютера к изумрудному Калибану, родному миру. И осознание искренности этой любви дает понимание мотивов многих его действий.
Что подкупает, Лютер в своих историях не пытается оправдать себя или как-либо обелить свои поступки. Многие из них он сам пересмотрел и осознал неправоту, в большинстве же своих решений он уверен и полностью убежден в их правильности. Лютер спокойно признает, что и у Льва, и у него была своя правда, которые, породив неизбежный конфликт между ними, привели к катастрофе. При этом Лютер будто бы не пытается казаться лучшим человеком, чем есть. Он открыто говорит и о зависти ко Льву, и о почти детской обиде, толкнувшей его сделать редкую глупость «чисто назло», и о прекрасном эпизоде, где его под бокал вина склонили принять Хаос и примкнуть к предательству Хоруса. В некоторых моментах его мотивы кажутся несерьезными и чуть ли не смехотворными, но с человеческой точки зрения — более чем понятными, и поверить, что так могло быть, очень легко.
В итоге могу сказать, что книга, хоть и не хватает звезд с неба, доставила искреннее удовольствие при прочтении. У рассказчика в лице сара Лютера есть харизма, благодаря чему читать-слушать о его жизни до и после судьбоносной встречи со Львом приятно и даже увлекательно, а его размышления если и не заставляют принять сторону (анти?)героя, то как минимум отлично объясняют его точку зрения и взгляд на события Ереси. Открытый финал тоже порадовал надеждой на продолжение истории уже в сороковом тысячелетии. Да, говоря объективно, книга лишь небольшой «вбоквел», пред- и пост-история одного из не самых-то и культовых персонажей Ереси Хоруса; пропустив ее, интересующиеся лором вархаммера немногое потеряют — и так известно, что отец-брат Льва, сар Лютер, был рыцарем Ордена на Калибане, и так ли в итоге важно, кто его родители и каких чудовищ он когда-то победил. Но книга-то сама по себе хорошая! Так что к прочтению рекомендую.
beast72rus, 6 июля 2022 г.
Лютер. Первый из Падших» — повесть в рамках цикла «The Horus Heresy Characters», которая раскрывает нам судьбу Лютера после уничтожения Калибана в поздней Ереси.
По сути своей, эта повесть является очерками воспоминаний самого Лютера, которые посещают его при непрекращающихся допросах верховными магистрами ордена Темных Ангелов, начиная с 30 тысячелетия, и заканчивая текущим таймлайном.
Нас ожидает много полезной информации о прошлом как Калибана, так и юности, становлении Лютера в ордене. Мы увидим глазами Лютера молодого и дикого Льва Эль'Джонсона, найденного им в лесах мира смерти, а также попытаемся понять тяжелый пусть погружения в омут предательства Лютера, не без помощи хорошо известных нас персонажей.
Местами затянутая и нудноватая, повесть не блещет яркими боевыми сценами, или яркими событиями, однако именно благодаря общей тональности и удачной идее построения сюжета, повесть наполнена не только презрения к предателю, выраженному в диалогах при допросах, но и жалости к Лютеру, стремление которого было во одном — обретении независимости Калибана как от Императора и Льва, так и от Хоруса.
Но увы, за свой выбор нужно нести ответственность. Стоила ли игра свечь, сар Лютер?
toshik37, 26 августа 2022 г.
Я приступил к «Лютеру» после большого перерыва в чтении сороковника. Я выбрал эту повесть по рекомендации Юры Войтко, который сказал: «Это меньше всего похоже на Warhammer».
После прочтения могу заявить с не меньшей убеждённостью: действительно, «Лютер» слабо напоминает привычный сороковник. Сборник состоит из 8-ми историй, лишь 3 из которых происходят в эпохе «Ереси». Остальные 5 повествуют о доимперском Калибане.