Петер Фехервари «Грёза»
- Жанры/поджанры: Фантастика | Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: На основе игровой вселенной | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Культы | Путешествие к особой цели | Договор с нечистой силой | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Гармонично сочетая превосходные навыки творчества и ведения боев, воины-ремесленники из ордена Ангелов Сияющих создали блистательное пристанище посреди оскверненной Галактики. Но их честь замарана древним грехом, воплощенным в ране на теле родного мира, которая не исцелится никогда. Несведущие души назвали бы ее лесом, однако ее стражам известно, что это не так.
Ничего естественного не растет вокруг заснеженных прогалин Грезы, а в ее диковинных зарослях бродят лишь противоестественные существа и незваные гости, вошедшие туда на свою беду. Одни из них ищут откровения или искупления, другие мечтают примкнуть к Ангелам Сияющим, но все они приходят потому, что не могут иначе.
В тенетах сговора, ограждающего эту рану, вязнут три путника: рыцарь, терзаемый утратой человечности, пожилая поэтесса, не желающая безропотно уходить во мрак, и ученый, жаждущий найти избавление для человечества. Все они столкнутся в Грезе со своими тенями, но лишь одному суждено увидеть ее сердце, где пульсирует самая глубокая тьма.
Входит в:
— цикл «Warhammer 40,000» > цикл «Warhammer Horror 40,000»
— цикл «Warhammer 40,000» > цикл «Тёмный клубок»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DiegoFreeman, 2 февраля 2023 г.
На первый взгляд, самая простая книга автора из всех, что он писал. Да, написанная богатым языком, местами даже поэтическим, но все-таки, представляющим из себя историю о том, как космодесантники отдельно взятого ордена проглядели порчу Хаосом, и потому спешно вырезали/сожгли/расстреляли всех в своем доме-крепости, до кого только смогли добраться. И лишь единичные выжившие из числа простых смертных смогли увидеть, насколько все плохо. Плохо и после очищения, потому что Хаос никуда не делся и непременно вернется вновь, может, и не во внешнем проявлении, а внутреннем.
А вот на второй взгляд, что опять же традиционно для автора, все гораздо сложнее.
В книге много всего разбросано тут и там. Важного здесь и сейчас и раскрывающегося только по прочтении остальных книг автора — ведь «Греза» — первая в цикле, хоть и идет последней. И последняя, потому что все закольцовано и странно.
Продемонстрировано, как смертные превозносят воинов, считая их исключительно непогрешимыми и абсолютно правыми по факту. Показана и другая сторона — отношение космодесанта к жителям их города-крепости, к рабочим, к рабам. Их интерес к талантам, учитывая специфику самого ордена — воины-ремесленники и созидатели, которые поощряют творчество, но одновременно — пренебрежение к ним, как ко все тем же простым смертным.
Одни умрут, придут другие, за ними третьи, сменяя очередное поколение, а долгоживущий десант так и продолжит заниматься своими делами и следовать своими путями. Потому они так легко всех музыкантов и прочих сожгут в финале — превентивные меры, ничего личного. Жалко, да, но найдутся еще. Признаваясь себе при этом, что их самих запросто могут отнести к еретикам, стоит на планете появится Инквизиции, настолько далеко они отошли от Имперского Кредо.
Да, они видели «упадок Империума, материальный и духовный», пересекая галактику во время своей миссии по сбору новых душ, но при этом — намеренно или по стечению обстоятельств, не замечали, что творится на их собственной планете. Только много позже выяснится — кто-то знал, но скрывал. Кто-то собственными руками все это и наворотил, желая найти новые знания. Как то обычно и бывает. И нет особого осуждения этого кого-то, поскольку все здесь в той или иной степени искатели. Разница лишь в том, как далеко могут они зайти.
Таким образом, чего-то сверхнеобычного книга не представила. Те же мотивы, но отношение к ним несколько иное.
Изменения здешнего материального мира и самой реальности происходят порой настолько легко и просто, что хочется думать — будь это место домом для какого другого ордена, тут все сожгли бы намного раньше (а может, и сам орден расформировали). Не пытаясь понять, не доброкачественные ли то изменения — всё сжечь, выпучив глаза и громко вознося хвалу Императору, который оградил от еретических странностей. О таком исходе в книге не сказано прямо, но намеки есть. Благо, Ангелы Сияющие не такие, хоть и так же мало что смыслят в происходящем — оно выше их.
При все при этом, «Грёза» далеко не хоррор, пусть и вышла книга в одноименной подсерии. И эпизоды с превращением мертвых тел в нечто невообразимо мерзопакостное (примерно как в «Инфернальном реквиеме») не заставляют сильно переживать за героев — они просто ликвидируют источник изменения и пойдут дальше.
История тут страшна разве что идеей: люди, хоть простые, хоть модифицированные — ничто перед Хаосом. Все так просто на самом деле.
Ну а в целом, книга заметно менее драйвовая, чем «Реквием» или «Культы», не такая приземленная по сравнению с «Кастой». Она всецело демонстрирует место действия, планету, город творцов и мыслителей. И потому она философская — насколько это можно применить к истории о космодесанте; эфемерная, тянущаяся в нескольких временных отрезках, зацикленная сама на себя и, заканчиваясь, не имеющая конца.
«Грёза» кажется... личной? Предлагающей раскрытие некой тайны, обещая откровение. Но на деле показывающей только путь к этому. В конце которого — что? Хаос его знает.
zxvxzx, 24 марта 2022 г.
Петер Фехервари совершенно не вписывается в концепцию среднего автора Чёрной Библиотеки — его книги нарочито поэтичны, полны мистического пафоса и практически полностью лишены элементов того самого «болтер-порно», которым славится вселенная Warhammer 40K.
Разумеется, такой писательский подход в среде читателей порождает недоумение и даже шутки (типа варпфроговского «Дней без упоминания венгра: 0»).
Это абсолютно неважно.
Важно то, что расширяется палитра творческих методов — благодаря таким писателям, как Фехервари, жанровые границы Вархаммера перестают быть закрытыми, наконец-то в сеттинге появляются ужасы, детективы, экзистенциальные триллеры.
В «Грёзе» тенденция прослеживается очень хорошо — казалось бы, что автор может выжать из «бэка» Ангелов Блистательных, мало кому интересных наследников Кровавых Ангелов?
Очередную историю о «превозмогании» и победе любой ценой?
Скучнейшие сравнительные жизнеописания боевых сверхчеловеков?
Нет, вариант выбран совсем иной, и «морячки» в нём становятся лишь относительно малозначимым элементом общей картины, а пальба из болтеров суммарно занимает всего несколько страниц.
Автор идёт по пути «Соляриса» — корень зла кроется в самой Грёзе, а не в заговоре еретиков или подлых ксеносов.
Зло — отзеркаленное Грезой бесконечное стремление к «чести» и «совершенству», из-за которых Ангелы перестают замечать землю под ногами.
Время в «Грёзе» обречено идти по кругу, из галлюцинаторных лесов и мутных речных вод будут бесконечно выходить новые пророки, «Ангелы Блистательные» будут превращаться в «Ангелов Кающихся», а после — снова «воспарять на пылающих крыльях».
AshBorndBooks, 28 сентября 2021 г.
Hola Amigos! Как всегда пройдемся по пунктам:
О чем: Сеттинг Warhammer 40к. Серия «Warhammer Horror».
Ангелы Сияющие — один из многочисленных орденов — потомков легиона Кровавых Ангелов.
Довольно необычные, почитающие все виды искусства космодесантники обосновались на планете Мальюпертюи.
Рядом с их владениями распростёрлись владения Грёзы — мистического места, отсеивающего желающих увидеть тех самых Ангелов.
Насколько же это место опасно?
Персонажи: Персонажи — не самые харизматичные, зато характеры и мысли героев прописаны вполне неплохо.
Повествование: Язык повествования — живой и легко читается.
Темп — не самый медленный, но довольно часто провисает.
Боевых сцен немного, выполнены они чуть выше стандартного уровня.
Юмор отсутствует.
Мнение: Факт того, что данный роман отнесён к линейке «Horror», можно оправдать лишь тем, что в книге очень мало боевых сцен и данный факт нужно было заранее подчеркнуть. До того, как любители «болтер-порно» купят книгу и не найдут в ней своей любимой скучной боевки в привычных количествах.
В остальном же Грёза — никакой не хоррор, скорее мистический триллер, и то посредственный. В романе, конечно же, есть жуткие напряженные сцены, нагнетающие зловещую атмосферу. Вернее есть сцены, которые должны такими быть, потому что на меня они не произвели никакого впечатления.
Если бы описанные в книге картины мастерски экранизировал какой-то ловкий режиссер, то они возможно и заиграли бы так, как должны, но на бумаге ни атмосферы ужаса, ни просто напряжения не чувствуется.
На мой взгляд, главная проблема здесь в персонажах. Они неплохо прописаны, но не более. Ни один персонаж не вызывает особой симпатии или хотя бы сочувствия, а соответственно за них нельзя бояться и переживать. Отчего «хоррор» элементы и не срабатывают.
Так же проблема есть и с самим сюжетом. Во-первых он скучный и очень часто стоит на месте, не рассказывая ин о чем важном. Происходящее очень растянуто и постоянно теряет динамику. Большая часть романа состоит из диалогов и мыслей героев, и ни то ни другое не захватывает.
Начисто отсутствует драма.
Прочитав синопсис романа, я представлял себе банальный хоррор, про то как несколько «смертных» оказываются во владениях ордена космодесанта, тайно оскверненного хаосом и пытаются выжить.
Но даже такой посредственный вариант оказался бы куда интереснее и динамичнее настоящего сюжета Грезы, который представляет из себя постоянные мысли ни о чем и несколько абсолютно не страшных сцен с расчлененкой.
Серьезно, книга про Конрада Курца — гораздо больший хоррор, чем Грёза.
Так почему же оценка не 6 или 7, если сюжет скучноват, темп не радует динамикой, а персонажи получились серыми?
Да потому что «красиво», черт возьми. Написано очень ловко и красиво, особенно общая атмосфера. Представьте себе визуал последних фильмов Вильнёва или игры Control. В таком стиле и подаче из Грёзы вышел бы замечательный мистический триллер.
К тому же роман является частью «Темного Клубка» и, как я понимаю, играет важную роль в сути происходящего, поэтому надеюсь, что сюжет Грёзы раскроется хотя бы в качестве пазла из общей мозаики.
Оценка 8/10.
Не хватило: драматичности сюжета, динамики происходящего , раскрытия и «живости» персонажей.
Рейтинг «goodreads» — 4.28/5
Моя группа Вконтакте — https://vk.com/ashborndetv
Нэнбала, 20 сентября 2021 г.
Для всех любителей пособирать пазлы и пораспутывать клубки Фехервари выпустил новую книгу, и я, естественно, побежала покупать в числе первых. Роман специфический, но я получила от него все, что ожидала и что хотела.
Про слово «хоррор» в названии серии «Warhammer Horror». «Грёза» не страшнее большинства других романов по wh-40000, но в ней по-другому расставлены приоритеты. У Фехервари редко когда в книгах присутствует явный враг, которого надо победить в открытом противостоянии. Из-за этого «классическая» битва с перестрелкой и размахиванием мечами во всем пятисотстраничном романе одна, и та короткая, хотя и весьма напряженная и динамичная. Подход Фехервари – угроза, таящаяся внутри, и которую потому так сложно разглядеть и побороть. «Никаких осязаемых врагов – и вместе с тем неопровержимая опасность» ©. Враг в лавкрафтовском стиле неописуем и непознаваем. До определенного момента сложно сказать, один и тот же это враг, да и есть ли он вообще – маленькая странность там, «пример эксцентричного поведения» тут – и вот опасность как будто протягивает щупальца с десяти сторон одновременно. И действует враждебная стихия внутри могущественной крепости Астартес, совершенных воинов, вся сила которых не в состоянии защитить доверившихся им людей. Это только усиливает некомфортное ощущение тотальной небезопасности, передающееся через строчки текста. Именно за это ощущение «Грёзу» и можно отнести к хоррорам.
Атмосфера – одно из главных достоинств романа. Обычно термины вроде «эффект зловещей долины» и «полуденный ужас» применяют к чему-то визуальному, но для описания «Грёзы» они тоже подойдут. «Ярчайший свет дает самую темную тень», и очень быстро становится понятно, что прекрасный Расписной мир Ангелов Сияющих – лишь красивый фасад, за которым скрываются глубоко проросшие проблемы. Притом проблемы кроются в самих обитателях Расписного мира, и скверна – одновременно причина и следствие их. Все вокруг пропитано недоверием, каждый герой одинок и почти не способен на открытость. Там, где стоило бы объединить усилия для борьбы, они лишь плодят секреты, следя за каждым словом, чтобы не сболтнуть лишнего. Одна рота понятия не имеет, чем заняты остальные, подчиненные неделями скрывают пропажу командира, духовные наставники ордена не считают нужным сообщать даже капитанам рот не то, что о своих целях, но даже о своем существовании. Каждый ощущает угрозу, становится свидетелем, а то и участником тревожащих или вовсе ужасающих событий, и каждый молчит, боясь разрушить иллюзию благополучия. Честь для Ангелов превыше всего, и для сокрытия «бесчестия» им приходится прибегать к еще более бесчестным поступкам. Взгляды Ангелов Сияющих устремлены вверх, и под ноги себе они глядеть отказываются, игнорируя убийства и самоубийства, или существование, например, культов Хаоса (и не одного!) буквально у себя на кухне. Передать атмосферу горящего дома, где все притворяются, будто все хорошо, Фехервари удалось отлично. Что самое страшное, такая ситуация возникла задолго до проявления «врага», и сохранилась после победы (?) над ним.
Сюжет в романе структурирован сложно. Половину романа составляют флешбеки от лица разным персонажей и в разные временные периоды, иногда время и события закольцовываются. Иногда события приходится восстанавливать по кусочкам из обрывков в разных таймлайнах. Развязка романа не ставит в сюжете окончательную точку и не дает – даже не пытается – ответов на все возникающие вопросы (у меня лично вопросов без ответов под конец книги насчиталось одиннадцать, я выписывала). Если кто-то знаком с серией игр «Dark Souls» он поймет остающееся от прочтения «Грёзы» ощущение – произошло то, что произошло, выводы делай сам, никто не собирается объяснять и уж тем более подтверждать, правильно ли ты все понял. Кого-то это может оттолкнуть, любителей строить теории наоборот, привлечет.
По итогу, книга хороша, но совершенно не факт, что понравится всем и каждому. Среди любителей вархаммера ее могут смело брать желающие почитать про искушения хаоса, про безумие варпа, те, кому не хватило Маравильи или системы Сигнус в «Ереси». Кто вархаммером не интересуется, может спокойно читать «Грёзу» «как оридж» и неплохой мистический хоррор, Фехервари все равно строит свою собственную мини-вселенную внутри вселенной сороковника, и вся необходимая для адекватного восприятия информация есть в самом романе. Замысловатый сюжет, замечательная атмосфера, хороший язык, прекрасный на этот раз официальный перевод (а это действительно серьезный плюс, учитывая количество имен и названий, которые если и не «имеют значение», то важны как минимум для эстетики романа). Лично у меня оставил положительные впечатления, даже несмотря на чуть более широкий простор для «домысливания», чем я люблю.
aviraen, 25 января 2022 г.
Вархаммер идеально подходит под Фехервари, Фехервари идеально подходит под Вархаммер.
Итак очередной роман Тёмного клубка. О чем он? Если кратко то о порче хаоса что проникает в саму реальность и меняет её как пластилин.
На самом деле мало кто кроме Фехервари может правильно показать чем в рамках этой вселенной является хаос и насколько он опасен. Мир варжаммера он ведь не наш. В нём действительно есть души, в нём действительно есть хаос и один лиш взгляд в проклятую книгу можкт осовобдить то что уничтожит всё вокруг. И это всё передает Фехервари идеально.
К тому же у него есть интересный эффект. Мы как читатели знакомые с вселенной понимаем что происходит. Герои нет. Знания нам доступные для героев произведения тайные откровения которые им откроются уже когда варп закроет за ними пасть.
Короче хорошая книга рекомендую.