Левон Хачатурьянц, Евгений Хрунов «Здравствуй, Фобос!»
Завершающая часть научно-фантастической трилогии о людях, первыми побывавших на Марсе и его спутнике Фобосе и доставивших к Земле астероид, затем превращённый в крупнейшую научно-исследовательскую станцию и космодром на орбите. Более чем 20 лет спустя после первой экспедиции к красной планете туда же отправляется новый космический корабль «Контакт» с международным экипажем, в состав которого входят также и участники первого полёта. Среди них — Сурен Акопян. В качестве борт-инженера корабля «Вихрь» он открыл необычный объект на Фобосе. Теперь космонавту предоставлена вторая попытка постичь эту волнующую тайну.
Литературная Армения, 1982, № 10, С. 44-68; № 11, С. 50-67.
Входит в:
— цикл «Путь к Марсу»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igorgag, 1 апреля 2016 г.
Читая повесть, подумал, что трилогия позволяет проследить то, как авторы — набивали руку в написании занимательных сочинений с элементами фантастики. Даже хотел на таком выводе успокоиться, потому как действие в третьей повести, в каком-то смысле, показалось наиболее «закруглённым» и «устойчивым» (в первой повести, «Путь к Марсу» наблюдал какую-то газетную фрагментарность и вообще газетность). Хотя, да, не могу сказать, что сюжет просто зхватывал дух, всё время держал в неимоверном напряжении и т.д. И причина понятна — плоские, картонные герои. Очень трудно таким сопереживать.
Однако самой неожиданной ложкой дёгтя стало завершающее томик послесловие, написанное неким Валерием Жарковым. А именно его грубые и пошлые нападки на Стругацких и «бескрылую поп-фантастику» вообще. Вдруг резко задумался, а насколько третью часть трилогии про Марс и Фобос можно считать крылатой фантастикой? И с некоторым даже удивлением обнаружил, что произведение, позиционированное как научная фантастика, содержит очень мало научного и вообще мало оригинального. Поразительно — но люди, знавшие о космосе только из книг, выдвигали куда больше научно-технических идей, касающихся будущего освоения космоса!
Более-менее оригинальным и интересным можно считать лишь сновидение погружённого в анабиоз героя — и то лишь в том смысле, что не помню, чтобы в сочинениях других авторов во время анабиоза персонажи видели бы какие-то сны. Идея же генной памяти, идея погружения в воспоминания давно умершего предка — не нова и не оригинальна. Было у Ефремова в «Лезвии бритвы», было у Вежинова в «Белом ящере» (оба произведения написаны значительно раньше повести Хачатурьянца — Хрунова).
Происки правнуков эсэсовцев и т.д. — это вообще дичь величайшая, с учетом того, что повесть была написана в 88 году. Такие штучки были популярны за 30 лет до того, в конце 50-х. Представляю, как могли плеваться читатели, взявшие в руки свежий томик повести. Надо ведь понимать каким был 88й год — это было время глубочайшего разочарования в прежних идеологических клише, это было время, когда на Америку менее всего смотрели как на врага. Потому как это было время реальной разрядки и сближения. Пусть оно и не оказалось сильно долгим.
ArtTrapeza, 4 июля 2015 г.
Разочарован произведением. Худшая книга из трёх. Снова генераторы биополей, опять политика и злодеи из капстран (название одной из глав — «Правнук штандартенфюрера»). «Сон» Акопяна слабо связан с остальным сюжетом. Собственно о Фобосе написано мало.