Алексей Провоторов «Эдна»
Для Эдны было бы лучше, если бы за ней гналась стая волков, или крылатый-рогатый.
Но за ней иду я.
Автор считает эту повесть дебютом, относя основную работу над ней примерно на 2006-2007 годы:
цитата«Это очень неспешная, нарочито условная, полная описаний, подражаний, неловкостей стиля штука, в которой, тем не менее, видны истоки моих более поздних вещей».
Повесть участвовала в сетевом конкурсе «Лучший молодежный бестселлер» от редакции АСТ-Майнстрим (2015 год, без публикации, попала в шорт-лист). Впервые опубликована по главам на сайте Автор.тудей с конца 2020 по январь 2021 года — в первоначальном варианте. Текст, заявленный на конкурс в 2015 году, представляет собой немного расширенный вариант повести.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 56
Активный словарный запас: низкий (2474 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 71 знак, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 11 августа 2023 г.
Коли уж и сам автор не скрывает, что небольшая повесть «Эдна» представляет собой «первый связный текст» им написанный, сделаем скидку на некоторые шероховатости повествования. А сделав эту самую скидку, получаем в итоге отличный приключенческий текст, написанный в традиционных фэнтезийных декорациях. В «Эдне» есть всё, за что мы любим данный жанр — харизматичный герой на не менее харизматичном коне, таверны и стражники в воротах, вампир, русалка и оборотни (причём — не только привычные вервольфы), мрачные леса и гиблые болота, магические артефакты и остатки древнего могущественного колдовства, а ещё — ощущение огромного неизведанного мира за пределами рассказываемой истории... Сама история тоже вполне хороша и читателю оставлена прекрасная возможность буквально до последних абзацев самому догадываться, зачем безымянный герой ищет эту самую Эдну. Я лично в голове прокрутил сразу несколько версий, но признаю — автор сумел удивить, по-настоящему изящно и весьма неожиданно завершив сюжетную линию.
Помимо всего прочего, мне просто очень по душе, как пишет господин Провоторов:
…В месте, где затонувшие корабли иногда всплывают из-под воды и нападают на проходящие суда, я стоял на цветущем берегу и смотрел на море. А дыхание моего коня обжигало мелкими лепестками пламени белеющие маргаритки, и губы его покрывал пепел.
Или вот ещё:
Пока конь обедал, я сходил сначала в правую часть леска, потом в левую, и отпустил привязанных там лошадей, на которых прискакали убитые, чтобы устроить засаду на свою смерть.
Такое чувство временами, что прям Роджера Желязны времён «Дилвиша Проклятого» или «Джека-из-Тени» читаешь!
В завершение хотелось бы процитировать автора, который отзывается о повести так: «Это очень неспешная, нарочито условная, полная описаний, подражаний, неловкостей стиля штука, в которой, тем не менее, видны истоки моих более поздних вещей. Вот отсюда оно всё пошло». Остаётся лишь согласиться, что в «Эдне» действительно прослеживаются некоторые мотивы, которые Алексей позже блистательно разовьёт в своих рассказах (хотя бы коней из «Костяного» и «Игедо» вспомнить!), и порадоваться, что «первый связный текст» не оказался последним.
Одним словом — мне понравилось! 8 баллов точно не жалко.
sergej210477, 9 июля 2023 г.
Хороший, крепкий и уверенный дебют автора.
Повесть, в жанре классического «dark fantasy». Мрачный и брутальный герой преследует свою жертву. Своего рода «дорожная история». Персонаж перемежается по локациям, где на пути ему встречаются разные создания, враждебные и дружелюбные.
Стандартный для такого жанра мир: мрачные леса, болота, таверны, городки и дороги.
Набор героев тоже, на мой взгляд, привычный: эльфы, вампиры, оборотни и маги.
Понравилась атмосфера повести.
Не совсем порадовала концовка, надеялся на финальное сражение.
В целом, для меня, неплохая приключенческая история. Да, достаточно, типичная и обычная для данного жанра, но, увлекательная и динамичная.
Ny, 16 февраля 2021 г.
Всегда интересно посмотреть с чего начинал автор. В данном случае, это повесть — в чём-то наивная, сыроватая, но уже с характерными для творчества Провоторова приёмчиками.
Подозрение, возникшее по впечатлениям от рассказов, оправдалось — творение-дебют оказалось близко к тёмному фэнтези, а не к ужасам. Виден подражательный уклон написанного — здесь ещё нет типичных для более позднего творчества этого автора архетипов и конструкций. Алексей Провоторов отталкивался от вполне обычных основ и установок, характерных для начинающих творцов фэнтезийного жанра: внешне страшноватый, но порядочный внутри герой, вампиры, оборотни, таинственные дебри, загадки, артефакты и сцены схваток.
Но Алексей не был бы собой, если бы не попытался оторваться от стандартов современного фэнтези — среди обычнейших дорожных эпизодов и незатейливых диалогов вставлены выразительные описания природы, художественные наблюдения героя, коротенькие упоминания о необычных существах, стихи. Главный же плюс — время от времени спокойно бегущее действие вдруг делает скачок... и автор демонстрирует нечто особенное: замечательного персонажа второго плана, или почти театральную мизансцену, или, подготавливая развязку, на фоне кульминации разворачивается небольшое отступление. Таким образом, слабость сюжета и недостаточная передача мотивов происходящего хорошо восполняются атмосферой приключения.
Я бы сказал, что ученическая повесть вполне удалась — оформленная дорожная история в духе приключенческих повестей Лейбера или аверуанского цикла К.Э. Смита. Да, ей далеко до сложного и хорошо прописанного творения признанного писателя. Тем не менее, устремлённость начинающего автора к экзотике, его ставку на фантазию, его попытку вырваться из привычных рамок нельзя не заметить и не оценить.