Чед Оливер «Giants in the Dust»
Новое начало на Капелле VII!
Сверхцивилизованные и высокотехнологичные терранцы, похоже, зашли в тупик своей эволюции. Повернуть назад или свернуть с выбранного пути стало невозможно, а значит, гибель человеческого рода рано или поздно предрешена. Чарльз Варнум, изгой в обществе, отчётливо осознает эту опасную ситуацию. И когда ему предоставляется возможность отправиться на девственную Капеллу VII с небольшой группой добровольцев, чтобы провести эксперимент по созданию нового человеческого начала, он делает всё возможное.
Поселенцы на Капелле начинают жизнь с нуля. Их знания о цивилизации уничтожены, у них нет никаких технических средств, они обладают лишь первобытными инстинктами.
(перевод аннотации немецкого издания)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 20 ноября 2024 г.
Итак, «Гиганты в пыли»...
По факту, творчество Чеда Оливера оказалось очень цельным. Он не потерял по дороге ни тематическую сферу интересов — антропологический взгляд на развитие человека и человечества, ни гуманистическую направленность мысли.
Причем, что показательно, гуманизм его антропологический, осознающий весь сложный комплекс проблем, стоящих перед видом. Например, общение групп людей с разными уровнями социализации. Высокоразвитых и дикарей. Даже у самых диких людей есть собственная гордость. Главный герой Варнум думает о «белых господах» из звездолетов, желающих облагодетельствовать своих родичей-троглодитов: «Вы нас никогда не поймете. Наши мечты и чаяния. Даже если используете весь свой высокоразвитый интеллект. Всю машинную мощь. Так что лучше оставьте нас в покое.»
Дайте людям жить так, как они хотят! Крайне дельная и актуальная мысль для сегодняшнего дня. Вычитать ее именно у интеллектуала-янки было особенно пикантно.
А еще в нескольких поздних произведениях Оливер исследует важный вопрос эволюции человечества как цивилизации. Возможны ли альтернативы? Не знаю ,какие у него были изначальные посылки, но результат мне лично кажется однозначным — нет. Высокоразвитая машинная и техническая цивилизация — единственный наш возможный извод.
Мы с моим товарищем много копий сломали в дискуссиях на эту тему. Он почему-то яростно топит за биологическую цивилизацию «в гармонии с природой». Но я во-первых, не убежден, что такая альтернатива окажется чем-то благоприятнее для хомо сапиенсов. А во-вторых, считаю, что есть все-таки детерминизм в эволюции видов. Какими бы неспециализированными мы ни были, коридор альтернатив и у нас слишком узкий. Иначе давно бы набрели на другой выход, уж больно умны))
Во всяком случае, у Оливера все подобные попытки, как и в этом романе, терпят крах. Как бы ему и его героям не хотелось иного.
И еще одну спорную, но интересную идею я вычитал у него в этом романе и других поздних рассказах. Якобы человечество ждет опасность стагнации и постепенного угасания из-за потери цели и перспектив развития.
Как показали истекшие полвека, это не единственная и даже не главная опасность. О стагнации нам только мечтать! Ведь еще человечество может утратить способности и компетенции, начав почивать на лаврах. Или столкнуться с непреодолимым для себя препятствием.
Вот сейчас мы вошли в эпоху тяжелейшего мирового кризиса. Капиталистическая система рухнула (кто считает, что нет, того просто обломками пока не завалило) не потому, что она «надоела» кому-то или «стагнировала». А просто перестала работать. Раз — и сломалась! И теперь в крови, страданиях и муках придется десятилетиями ощупью искать новые пути развития.
Так и работает антропологическая эволюция — от одной катастрофы до другой. И книги Чеда Оливера очень хороший материал, чтобы над этим крепко подумать, изучая его мысленные эксперименты.