Джек Вэнс «Космическая опера»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
После исчезновения гастролирующей на Земле Девятой труппы с планеты Рлару, дама Изабель с лучшими музыкантами и певцами Земли отправляется в космическое турне знакомить с великой музыкой другие миры...
Входит в:
— сборник «Grand Crusades: The Early Jack Vance, Volume Five», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第49回 (2018) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (5), английский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (6), цифровое (1)
- /перевод:
- С. Буренин (1), Э. Лавиола (1), А. Фет (3)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 18 марта 2025 г.
Насколько же непредсказуем и великолепен Джек Вэнс, с чьим творчеством комментатор начал знакомство относительно недавно, и постепенно, шаг за шагом, был просто покорен им, начиная от легкого интереса и заканчивая искренним почитанием и читательской любовью. Только этот автор мог заставить начать читать роман про музыку и путешествие оперной труппы и классического оркестра по просторам Вселенной человека, совершенно не интересующегося подобной тематикой. И только он смог подать все так, чтобы «Космическая опера» оставила в душе только приятно-положительные впечатления.
Перед нами фактически классический Вудхауз — только про путешествие тетушки в сопровождении Вустера, оставивших многомудрого Дживза отдыхать на родной планете. Атмосфера, стиль, фирменный сарказм, отношение к выдержанной в определенном воспитании и взглядах на жизнь аристократии — как же товарищ Вэнс сумел подхватить все это у своего собрата по перу и не только не потерять в исполнении, но приумножить в несколько раз. Да еще запустить всю эту веселую компанию в космос, навстречу с совершенно оригинальными цивилизациями, чтобы столкнуть их между собой в понимании фактически основ мироздания и кода существования разума в приломлении восприятия музыки. Из чего, естественно, последуют масса комичных, нетривиальных ситуаций и разрушений иллюзий — но исключительно для тех, у кого слабая жиненная позиция и они не дама Изабель. А то, что герои носят совершенно не те имена, которыми их наградил Вудхауз, — нас, опытных и матерых, на мякине не проведешь (шутка — прим. ред.).
Как это часто бывает у Вэнса в романах, «Космическую оперу» при всей ее цельной концепции вполне можно разбить на цикл рассказов и впоследствии просто брать любимые главы для перечитывания. Например, посещение идеальной планеты-тюрьмы, где произошел фактически один из самых ярчайших и забавных захватов космического корабля — это просто песТня (наблюдение, вполне укладывающееся в концепцию произведения, — прим. ред.)! Автор так же оставляет нам и несколько неразрешенных загадок на части планет, чтобы путешествие было еще более неповторимым и почти мистическим, а так же — чтобы была вероятная возможность в будущем еще вернуться и разгадать неочевидные тайны.
Кроме того, этот музыкальный космический боевик вполне легко обходится без погонь, стрельбы и драк, но не проседает ни в динамике, ни в наполненности своеобразными интригами, а шикарный иронично-сатирический вэнсовский стиль изложения (отдельное спасибо товарищу Буренину за великолепный перевод) заставляет не отрываться от чтения до самого конца. Надо только прочувствовать его и погрузиться с головой. Еще один прекрасный образчик творчества настоящего Мастера.
bvelvet, 16 марта 2010 г.
Низкие оценки — наверное, не потому, что роман так уж плох. Дело в несовпадении эстетических критериев. Роман Вэнса написан не в стилистике 60-х, он построен по канонам нравоописательной беллетристики 18 века. Мне каким-то странным образом он напомнил путевые письма Фонвизина (тоже был циник и юморист!). Разные миры, которые предстают перед путешественниками, становятся частью не оперы даже, а оперетты. Все местами смешно, местами забавно, но главное — нелепо и бестолково. В целом роман произвел очень сильное впечатление и до сих пор перечитывается в минуты дурного настроения. Подумаешь, что весь мир — театр, хмыкнешь и — беги себе дальше. Вэнс — молодчина!
vam-1970, 27 ноября 2023 г.
Вэнс написал прекрасное по своей затее путешествие музыкантов и оперных певцов по планетам с целью донести прекрасное до сознания тех обитателей миров, где и не знали музыки. Но в чужой монастырь со своим уставом не ходи. Такое вот филисофское наблюдение . Интригующий захватывающий сюжет — неослабный интерес- кому же понравится наше искусство. Оказывается — только нам самим. И диссонанс финала — опера уже не воспринимается- восхищает быстрая музыка. А это уже другая философия автора, которую он не развил.
lexxking, 31 августа 2011 г.
Вэнс как всегда верен себе в этом романе, сначала идея, потом оригинальный антураж и только потом сюжет и как всегда сюжет стал слабым местом. С фантазией у автора все в порядке, но читать скучно. Ценители музыки будущего наслаждаюся оригинальными произведениями практически похожей на людей расы с планеты Рлару, о которой ничего неизвестно и это единственный случай, что эта музыка оказалась хорошо воспринимаемой нашей планетой и колониями будущего, но в разгар выступлений Девятая труппа с Рлару исчезает. Дама Изабель — известный музыкальный меценат и поклонник этой инопланетной музыки набирает лучших музыкантов и певцов, чтобы провести культурную, музыкальную экспансию на других планетах для туземного населения. Эту экспедицию поджидает множество приключений и комичных ситуаций прежде чем они отыщут и узнают тайну планеты Рлару. Главный плюс как всегда в инопланетянах у Вэнса, он мастерски изображает различные расы, их психологию и нравы, в этом он по-настоящему непревзойден. Прочитать разок этот роман определенно стоит.
duke, 23 ноября 2008 г.
Роман действительно скучноватый. И даже не сюжетом (он примитивен, если честно), а героями. Неинтересные персонажи получились. Не за кого «болеть»...
Дочитал до конца только для того, чтобы получше познакомиться с Вэнсом, язык и стиль которого мне (как бы то ни было) нравится. Читать рекомендую только упертым «вэнсоведам» ))
Uldemir, 1 сентября 2006 г.
Действительно, скучно. Идея, в принципе, неплоха, но совершенно не затягивает. Плосковаты и герои, и сюжет, и юмор. Есть у Вэнса множество куда более достойных произведений.