Джек Вэнс «Пять золотых браслетов»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Спасаясь от казни на пустынном астероиде, Пэдди Блэкторн сгубил пятерых Сынов Лангрии, обладающих тайной генераторов. Теперь ему нужно с очаровательным земным агентом побывать на пяти Мирах, чтобы собрать информацию о генераторах.
За голову Пэдди обещана огромная награда, ему с трудом удается уходить от преследования...
Первая публикация: журнал «Startling Stories», ноябрь 1950 г. (сокращённый вариант уместился в одном номере).
Входит в:
— журнал «Startling Stories, November 1950», 1950 г.
— сборник «Grand Crusades: The Early Jack Vance, Volume Five», 2015 г.
- /языки:
- русский (3), английский (3)
- /тип:
- книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Вашкевич (1), А. Фет (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 1 сентября 2024 г.
Джек Вэнс — это как наркотик: после цикла о Умирающей Земле от него просто так не отделаться. Собираешься взяться за новую книгу, благо всякой свежеиспеченной фантастики вокруг море невыпитое, а рука все равно самопроизвольно тянется к сборнику его романов. Уж больно хочется снова прочувствовать его фирменный стиль изложения и безумную фантазию, когда на каждый абзац можно отдельно сочинять рассказ или повесть.
В принципе, все то же самое можно сказать и о «Пяти золотых браслетах». Даже не верится, что это его первый большой роман и написан он аж в лохматом 50-м году — настолько свежо и легко читается. Казалось, что свой фирменный ироничный подход к написанию он приобрел с опытом, произведение за произведением, но вот читаешь «...браслеты», и все это уже есть прямо там. Возможно, не в таком количестве, как это потом будет в «Глазах другого мира» или «Саге о Кугеле», но то, что это авторское обаяние задорного слова здесь УЖЕ присутствует и прсуствует не на единичной, а постоянной основе — однозначно. Если господин Эрнест писал, что вся американская литература вышла из твеновских «Приключений Гекльберри Финна», то для меня все больше очевидно, что многие фантасты выросли, как авторы, именно на Вэнсе. Когда читаешь, например, сборник последователей «Песни Умирающей Земли», то реально веришь в то, что в послесловиях они совершенно искренне признаются в любви к Вэнсу и его несомненному влиянию на их творчество, а не только потому, что так надо ради конъюнктуры. Например, нет никаких сомнений в том, что товарищ Гаррисон со своим Джимом ди Гризом однозначно неоднократно зачитывался «...браслетами». Да и некоторые существа из бессмертного «Пятого элемента» подозрительно смахивают местами на существ из этого же произведения: думаю, и Бессон не раз его читывал.
Казалось бы, простой космический боевичОк. Но язык настолько обаятельный, ироничный и обволакивающий, что воспринимать его на таком простом уровне не получается. Это, скорее, квинтесенция авантюрного приключения и среза множества социальных слоев, поданного в утрированной форме, как другие цивилизационные виды. Недаром все они вышли с Земли, и только внешние факторы изменили их до неузнаваемости. Но вот одно качество появилось у всех без исключения: это презрение к собственным корням и отрицание равенства с теми, кто без сомнения является их предком, но находится на куда низшей ступени развития. При чем не как личность, а исключительно из-за искусственно созданного технического неравноправия.
Отдельно хочется отметить любовную линию в этом романе. Обычно приходится брать на веру то, что герой к концу начинает пылать стратстью к своему противоположно-половому интересу или же верить в мгновенно вспыхнувшее чувство и просто соглашаться с подобной данностью. Здесь же Вэнс выдерживает линию отношений на протяжении всего романа, создавая влюбленность протагониста прямо на наших глазах: от снисходительного презрения до желания жениться любыми доступными путями, даже соглашаясь на целомудрие до брака. Этими отношениями действительно начинаешь проникаться, особенно учитывая, что они опять-таки приправлены постоянными саркастично-юмористическими монологами-диалогами сладкой парочки.
Прекрасный легкий роман небольшого объема, читающийся влет и оставляющий после себя легкий книжный голод и желание продолжать знакомство с творчеством Вэнса.
P.S.: Даже не ожидал, что в АСТ-овском издании будет столько оЧепяток на первые же сто пятьдесят страниц текста. Словно это какой-то малотиражный самиздат. Зато перевод — выше всяких похвал.
Sergio Blanc, 23 ноября 2024 г.
Пять зодотых браслетов — это не только ювелирные украшения, а ещё и символ власти Сынов Лангтрии, так в романе Вэнса величают предводителей пяти, отпочковавшихся от человечества, космических рас, возникших в результате сложных циклических последовательных мутационных процессов. Собственно — это уже не люди, а скорее какие-нибудь постлюди. Я думаю, что Макоули, Стерлинг и другие авторы явно почитывали Вэнса.
Пять золотых браслетов — это ещё и хранилища координат чертежей (каждый браслет хранит только координаты одного места) генератора икосмической энергии, когда-то изобретённого Сэмом Лангтрием, который доверил тайну своего изобретения не землянам, а своим пяти сыновьям, отправившимся покорять звёзды.
Эти генераторы стали основой могущества государств/миров так называемой Лангтрийской Оси, основанных потомками Сэма, так как без них невозможны звёздные перелёты и производство различных экономических благ. Кто производит и распределяет генераторы, тот властвует над/во Вселенной. Такова общая сюжетная диспозиция романа.
Землянин, по всей видимости ирландских кровей, вор и авантюрист Пэдди Блэкторн, волею судьбы и благодаря искусной игре авторского «рояля», становится обладателем браслетов и, вместе с землянкой Фэй, по всей видимости шотландских кровей (ох уж эти наглосаксы — везде свои, везде свои), начинает космооперическую беготню по всем мирам лангтрийской Оси в поисках чертежей. Волей фантазии автора на этом долгом пути наш герой претерпевает серьёзную личностную трансформацию. Из алчного пройдохи он превращается чуть ли не в героя человечества, способного к тому же на глубокие личные чувства. Вэнс, со свойственной ему фирменной иронией, представляет его чуть не в образе Прометея будущего, несущего, правда, не огонь, а генератор, но суть одна — и то, и другое является источником энергии, так что аналогия более чем уместна. Как вспомню эпизод на астероиде, где Пэдди прикован цепями к скале, так вздрогну, улыбнусь и отдам дань почтения автору. Только орла не хватает. Феразийского! Могёт Вэнс, могёт!
Сыровато, но оригинально. Вопросы к смыслам, логике развития сюжета и поведения героев есть, но в целом хорошо.
Читать фанатам Вэнса — это обязательно, и всем любителям англосаксонской авантюрно-приключенческой космооперы.
vam-1970, 11 ноября 2023 г.
Первый роман автора! Неплохо для начала -в этом же году была написана и Умирающая Земля.
Боевичок , традиционный. Финал предсказуем, но есть пару моментов, что выделяет сюжет. Колонисты с Земли на чужих планетах меняют облик под воздействием планетарных условий чужой среды. И наказание преступников посредством нервно-паралитического скафандра. Это изюминки-придумки автора.
URRRiy, 3 августа 2020 г.
Ранее произведение Джека Вэнса, по сути — лихой приключенческий квест космического бродяги, пошедшего на «святое дело» — Землю матушку выручать, попутно, вестимо, обогатившись. Дело заключается в добыче пяти артефактов у пяти потомков разделившегося на виды космического же человечества, дабы иметь возможность получить ноу-хау для производства двигателя для космических же кораблей.
В общем такая космическая тематика, но вовсе не космической глупости, поскольку логика — присутствует, интриг- выше крыши, конфликт — основа сюжета понятен любому взрослому человеку, а некоторая упрощенность в решении глобальных задач вполне искупается юмором и доступностью для «потребителя».
Понятно, что есть и любовная линия, а главный герой, пусть и авантюрист, но не циник, космос и планеты изображены доступно, здесь вполне проявился талант автора красочно описать и сделать интересными плоды своего яркого воображения.
По моему мнению, не устаревший в качестве развлекательного чтения небольшой роман, полностью в рамках моральных норм, с мощной фантазией и позитивным влиянием на читателя. Кстати, не согласен насчёт сравнения с ранним Головачёвым, у уважаемого отечественного мэтра, в отличие от Вэнса, лёгкость стиля не являлась сильной стороной.
primorec, 21 июля 2015 г.
Задумка оказалась великолепна: Человечество покинуло родную планету и широко расселилось по Галактике, проявив чудеса приспособляемости к новым и необычным условиям далеких планет, породив множество разных рас, способных существовать в сумерках, ядовитой атмосфере или под гнетом повышенной гравитации. Секрет успеха — в неисчерпаемом источнике энергии. А у кого эта энергия, тот и правила свои устанавливает.
К сожалению, владельцами столь важного ресурса оказываются молодые и агрессивные расы, которые с большим энтузиазмом начинают всячески принижать породивших их землян. Пока случай или насмешка Вселенной не позволяет попасть вожделенному секрету в руки мелкого мошенника, вора, авантюриста и самого обычного землянина Пэдди Блэкторна.
Казалось бы, безделица — пять золотых браслетов, но они хранят секрет самой большой тайны человеческой Вселенной, становятся настоящей бомбой, способной взорвать весь устоявшийся миропорядок. Такой секрет в своей коллекции хотят иметь все. И понеслось — погони, приключения, странные места, головоломки, романтика и любовь.
Действие летит со скоростью «Энтерпрайза», напрягающего двигатели в погоне за клингонами. Пять — ПЯТЬ!- планет с самыми разнообразными условиями, социальной организацией, самобытной культурой, природными красотами и архитектурными изысками проскакиваем за какой то десяток страниц. Вжик! Успели разглядеть? Нет? Успели вникнуть в суть проблемы? Опять нет? Ничего не поделаешь.
Роман ранний и «сырой», хотя уже здесь проявляется огромный талант Вэнса, как Великого Создателя Миров. Всего лишь отдельные мазки и цветовые пятна, но и их оказывается достаточно, чтобы фантазия дорисовала огромное поле статуй на сумеречном Катоне или потухшие вулканы и бездонные каньоны Шола. И так не хватало продуманных деталей, красочных описаний, проработанных диалогов и тщательно подобранных слов, которыми так отличаются «зрелые» романы Вэнса.
Но зато вэнсовская ирония — легкая и ненавязчивая, лукавая усмешка, а не закадровый хохот, присутствует здесь уже в полной мере. Один герой чего стоит — упрямый ирландец, способный найти выход из самых безнадежных ситуаций, неунывающий и бесшабашный, вечный романтик, готовый рискнуть всем ради прекрасных глаз и соблазнительных форм не менее упрямой и романтичной возлюбленной. Так и представляешь, как об его приключениях рассказывают суровые и усталые космические разведчики, колонисты и старатели за рюмочкой виски в баре на краю Вселенной, где кончается пространство и время.
Можно пенять на лаконичность романа и не проработанность характеров, но вот подумалось, что бы сделал сейчас с таким сюжетом тот же Мартин. Как минимум, по пухлому тому на каждую планету плюс отдельный том на астероид и встречу Сынов. И ждали бы мы в атмосфере войн, убийств и грабежей лет 20-30-ть, пока соберут все пять частей инструкции по сборке и эксплуатации генератора, забыв напрочь с чего там все начиналось. А еще ужаснее, если бы за дело взялся Питер Гамильтон. Тут бы на свет с такого сюжета родилась целая библиотека из неподъемных книг, что единственной надеждой была бы находка рецепта создания генератора антигравитации. Так что, пусть так и остается — маленький и веселый эксперимент Создателя миров перед серьезной работой над Сферой Гаеан и Планетой приключений.
god54, 18 сентября 2020 г.
Классический развлекательно-приключенческий роман для подростков из серии мыльных опер, простите, космических опер, который полностью соответствует стандартам этого поджанра. Невероятные, даже с логической точки зрения, приключения, непобедимые герои, очень глупые враги, удивительное везение, странные сочетания обстоятельств, разноообразные и порой красивые новые миры и местные жители, вполне достойный сюжет, легкий юмор и любовный налет... Что еще нужно для легкого чтения? Наверное, только желание читать... А вот с этим будет посложнее...
duke, 20 ноября 2008 г.
Даже если сделать скидку на год написания этого романа, все равно получается фигня какая-то. Если взять позднего Головачева, «скачать» с него весь пафос — на выходе получим «Пять золотых браслетов» Вэнса. Ни уму, ни сердцу. Надо было бы еще ниже оценку поставить, да рука не поднимается — у Вэнса все-таки есть вполне приличные вещи, и писатель, по гамбургскому счету, достоин уважения...
swOOpY, 27 марта 2006 г.
Довольно попсовый роман, все так тривиально, но когда Вэнс это писал навеорное был оригинален... =)