Те Нэм Джу «Госпожа Ким Чжи Ён, рождённая в 1982 году»
Ким Чжи Ён — одно из самых распространенных корейских имен для целого поколения. Таким образом, героиня этого романа — фактически любая современная южнокорейская женщина, чья мать после ее рождения была вынуждена извиняться перед родителями мужа за то, что ее ребенок — девочка.
В этом романе Ким Чжи Ён проходит путь от детства до материнства и рассказывают свою историю мужчине-психиатру, типичному гражданину своей страны.
Ким Чжи Ён сталкивается с глубоко укоренившейся гендерной дискриминацией на каждом этапе своей жизни, и это глубоко поражает, поскольку у международного сообщества Южная Корея уже много лет ассоциируется с высокоразвитой, прогрессивной культурой.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 23 октября 2021 г.
В своё время моё внимание к себе привлёк цикл Андрея Кощиенко «Чужая шкурка», рассказывающего о приключениях попаданца, который после смерти воплотился в теле старшеклассницы, проживающей в Сеуле. Злоключения нашего соотечественника в обществе, где женщина до сих поря является человеком второго сорта, получились на славу, но мне всегда было интересно насколько точно воспроизведены в сериале те или иные реалии южнокорейского общества. Так что книга, которая рассказывает историю типичной современной южнокорейской женщины не могла пройти мимо меня.
Скажу сразу, Кощиенко в своём цикле нисколько не преуменьшил градус треша и угара в жизни граждан Южной Кореи. С одной стороны – это одна из наиболее богатых и промышленно развитых стран в мире. С другой стороны, все эти успехи и достижения сочетаются с довольно патриархальными порядками, которые для столь продвинутой страны выглядят довольно дико. С третьей стороны – практически полное отсутствие социальных гарантий. Демографическая политика государства, которое до последнего времени в принципе не заморачивалось вопросом воспроизводства и поддержки населения изумляет. Удивительно не то, что в Южной Корее одна из самых низких рождаемостей в мире, удивительно то, что люди в этой стране вообще до сих пор заводят детей.
И весь этот тихий повседневный ужас мы видим глазами женщин. Мизигония, дискриминация по половому признаку на каждом жизненном этапе, практически полное отсутствие государственной поддержки в сочетании с медленно отмирающими средневековыми традициями – всё это самым богатым образом представлено на страницах книги. Причём невозможно отрицать, что ситуация постепенно улучшается, поскольку прогресс в вопросе равенства полов между 1960-ми и 2016 годами виден невооружённым глазом. С другой стороны, если правительству в 2001 году пришлось создавать министерство гендерного равенства, то это значит, что никакого равенства между полами к этому моменту в стране не было. А это значит, что и к 2016 году (когда была написана книга) ситуация для женщин в Южной Корее оставляла желать лучшего. И крошечные бытовые сценки вроде беседы героини с таксистом, который признался в том, что он никогда не берёт женщин в качестве первого пассажира за день, рассказывают о нравах в тамошнем обществе не меньше, чем статистические выкладки о гендерном неравноправии.
Теперь о том, почему этой книге я поставил столь низкий бал. Дело в том, что образ героини автору не удался от слова совсем. По задумке автора Ким Чжи Ён – типичная представительная своего поколения. Но по итогам прочтения книги у меня сложилось мнение, что героиня родилась с серебряной ложкой во рту. Судите сами: у неё была чуткая и любящая мама (по-настоящему сильная женщина) и неплохой, хотя и недалёкий, папа. Пока она росла семья родителей богатела, так что Чжи Ён смогла получить приличное образование (не смотря на чудовищный кризис 1997 года), а после – найти хорошую работу по своей специальности. Компания, в которой она работала хоть как-то учитывала интересы женщин*. Мужчин, с которыми она встречалась, нельзя назвать плохими. Её муж получал большую зарплату (съёмная квартира площадью 144 кв.м. в современном доме), терпел её капризы и поддерживал в трудные минуты, которые бывают в жизни у каждого человека.
Нет, я понимаю, что не всё измеряется деньгами, и что богатые тоже плачут. Но при всей дискриминации женщин, которая лежит в основе корейского общества, Чжи Ён в своей жизни не знала ни голода, ни неустроенности, ни страха за жизнь и судьбу своих близких, ни проблем с выплатой банковского кредита, ни даже натянутых отношений со свекровью. Простите, это точно типичная жительница современной Южной Кореи? Самая большая жертва в жизни Чжи Ён – это увольнение с работы ради ухода за новорожденным ребёнком. Но мне кажется, что размер этой жертвы героиней откровенно преувеличен. Карьера, которая очень быстро упёрлась в стеклянный потолок (а сама героиня была не настолько талантливой или целеустремлённой, чтобы попытаться его пробить) – не самая большая потеря, которую может испытать человек.
Сама Чжи Ён вызвала у меня только негативные впечатления, поскольку показалась чёрствой и эгоистичной. Принимать помощь и заботу от других она способна, но позаботиться о ком-то ещё – уже нет. «Её ежедневная жизнь была полем битвы и она не могла позволить себе роскошь позаботиться о ком-то ещё, потому что стоило только ей опустить оружие, она тут же была бы залита кровью» (с) Ну, то есть читателю предлагается пожалеть бедную и несчастную Ким Чжи Ён, которая не может позволить себе такую роскошь как проявление заботы о близких для себя людях. Как будто эти люди не ведут точно такую же ежедневную битву за место под Солнцем!
Ярче всего эгоизм Чжи Ён проявляется в сцене, когда муж предлагает завести ребёнка. В этот момент её интересует не то, какой матерью она станет (и вообще справиться ли она с этой ролью) или смогут ли они с супругом скопить денег, чтобы дать ребёнку хорошее образование, а то, отчего ради ребёнка готов отказаться её супруг! Не очень понятно, зачем с таким настроем вообще надо было выходить замуж. Вернее так: я-то понимаю, что героиня, достигнув тридцатилетнего возраста, решила «быть как все» чтобы избежать общественного остракизма (а он в Корее может быть очень сильным), но при этом соответствовать новому статусу (жена и мать семейства) ей совершенно не хочется. И опять автор настоятельно подводит читателя, к мысли о том, что такую женщину нужно пожалеть.
Итог: обзор реалий южнокорейской жизни очень хорош, но вот образ героини у автора получился слишком неприятным. Кроме того, все страдания Ким Чжи Ён не идут ни в какое сравнение с теми проблемами, с которыми вынуждены сталкиваться абсолютное большинство жительниц Южной Кореи на протяжении всей своей жизни (и которые так хорошо описаны в книге). Мама Чжи Ён вызывает куда большую жалость и куда большее уважение, чем её избалованная дочка.
* – начальница отдела, в котором работала героиня книги, гордилась тем, что благодаря её усилиям женщина после годичного декретного отпуска смогла вернуться на работу. Дело почти неслыханное для Южной Кореи.