Лора Себастьян «Очарованная призраками»
Леди Шалотт восстанавливает свою историю в смелом феминистском переосмыслении мифа о короле Артуре от автора бестселлера «Принцесса пепла».
Все знают эту легенду. Об Артуре, которому суждено стать королем. О прекрасной Гвиневере, которая изменит ему с его самым верным рыцарем, Ланселотом. О злонравной волшебнице Моргане, которая обратится против них всех. Но только Элейн несет бремя знания грядущего, ибо Элейн из Шалотт проклята видеть будущее.
На мистическом острове Авалон Элейн обретает свободу и узнает о древних пророчествах, касающихся её саму и её друзей, бесчисленных вероятностях, почти всех гибельных.
Когда будущее стучит к ним в дверь, Элейн, Гвиневера, Ланселот и Моргана сопровождают Артура на пути к трону в душном Камелоте, где магия вне закона, общественные условности сковывают их, а враги повсюду. Но наибольшие угрозы исходят из их собственного круга.
Видения сбываются и судьба неотвратимо близится. Элейн предстоит решить, как далеко она зайдёт, чтобы изменить судьбу – и чем она готова пожертвовать на этом пути.
Входит в:
— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время» > Циклы произведений и отдельные романы
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Eni, 23 января 2024 г.
История провидицы Элейн Шалот, рассказанная ею самой, перемежающаяся воспоминаниями прошлого и видениями будущего, составленная из этих кусочков, словно прекрасный витраж. Я читала книги о путешественниках во времени, написанные подобным образом, но никогда не встречала таких книг о провидцах. А ведь казалось бы, очевидно же, да? Ещё мне нравится, как самим текстом, меняя лишь времена глаголов, показано, где прошлое, где будущее, где настоящее. Это так до волшебного просто и наглядно, но почему-то тоже больше нигде мне не встречалось.
«Очарованная призраками» — не ромфант про любовь Элейн и Ланселота, как заранее казалось мне, отчего я подходила к ней с некоторой опаской. Нет, она про долг и верность, про «Вас растили, чтобы вы стали героями» и «Мы здесь ради Артура», про ответственность за свои решения, про железную волю, непомерное бремя, про цену, которую мы платим за свои ошибки, про последствия нашего выбора и неотвратимость финала.
Автор бережно и уважительно отнеслась к канону и при том смогла рассказать эту историю по-особенному. Так-то, наверное, никто на самом деле толком и не знает, что считать каноном, тем не менее, на мой личный вкус, тут действительно много чего каноничного. Не только башня, проклятие, гобелен и запредельно прекрасный Ланс. Мы получаем давно известные нам события в исполнении тех самых наших любимых героев, но, как и Элейн, даже зная заранее, мы не знаем, как именно то или иное событие случится, и что к тому приведёт. И мне очень это нравится в ретеллингах вообще, а здесь оно исполнено особенно классно.
Язык хороший, даже поэтичный (тут мы говорим спасибо переводчику), но без излишнего придыхания и пафоса, лёгкий и приятный. Никакой нарочитой стилизации под старину, которая вообще мало у кого получается, но и без выбивающихся из картины слишком современных деталей. Я заметила только в одном месте при описании фейри-мотылька слово «антенны», вместо которого уместнее было бы, конечно, «усики». Но, кстати, мне это ничего не испортило. И ещё, может быть, ребята говорят слишком современно, особенно между собой. Ну, знаете, все эти подростковые шуточки, дружеские приколы, сокращения имён... Но я считаю, что, хоть на книжке и указано 18+, у нас тут всё-таки young adult, а ему типа можно так.
Очень, очень славные герои. Почему-то здесь я увидела в Лансе Ахиллеса, раньше такое сравнение мне не приходило в голову. И я впервые встречаю Артура, который читает книжки. Моргана абсолютно прекрасна в своей нетаковости, магичности и фейрятности. Гвен — рыжая, несгибаемая, бешенная и бесстрашная. И Элейн. Вовсе не та нежная фиалочка (Маленькая Лилия, если угодно) из баллады Теннисона, которая выбралась из своей башни и немедленно умерла, не выдержав тягот реального мира. Нет, наша Эл преодолевает, учится, растёт. Она умница, она исподволь, потихоньку из Безумной Элейн, прячущейся в тени своей матери, превращается в этакого «серого кардинала» и с какого-то момента по сути руководит всей их компанией. Ещё она видит будущее и многое знает заранее, но почти никому не рассказывает своих ужасных видений, несёт этот крест одна. И, может быть, ею на самом деле тоже управляет кто-то или что-то: некие волшебные силы со своими интересами, или судьба, или боги... Она совершает опасные ошибки и принимает важные решения. И мне нравится, что автор её не оправдывает. И сама она себя не оправдывает тоже (ну, почти). Она живая и настоящая.
Концовка ожидаемо неожиданная или неожиданно ожидаемая... В общем всё не просто.
Ах, да! Мерлин. Мерлин тут просто прелесть. Жаль, его мало.