Андрей Столяров «Жаворонок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
В России появляется девушка, которая считает себя новой Жанной Д'Арк. Ее цель — возвращение Крыма в состав России.
Входит в:
— журнал «Знамя № 6, 1999», 1999 г.
— сборник «Жаворонок», 2004 г.
— сборник «Изгнание беса», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 196
Активный словарный запас: очень высокий (3290 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 115 знаков — на редкость выше среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 0% — на редкость ниже среднего (37%)!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nesher1978, 13 мая 2016 г.
Вот так. Все отзывы раньше 2014. А я эту книгу сейчас прочитал. Пророческая книга в плане референдума в Крыму. Только в реале никакого атсрального вмешательства, но те же 98% явки, и те же настроения.
c0de3code, 26 сентября 2012 г.
2grigoriy Ну, не знаю. Это все-таки явное мокьюменатри, псевдо-документалистика. А в таком жанре историческая правда — не главное. Жанна — типичная субкультурная икона. Только субкультура — патриотическая. У нее есть недалекие фанатки-подражательницы — Иоаннитки. Есть путь наверх по грязи (участие в несимпатичной избирательной кампании несимпатичной партии), чтобы наверху сказать свою правду и осуществить свою мечту.
Аналогичная икона молодежи 80-х — Виктор Цой — но в другой субкультуре (рокеры) и в другом жанре (не действующее лицо, а поэт-пророк-вдохновитель «в стане русских воинов»).
Или Джон Леннон — убитый фанатом.
И центральной темой книги мне представляется не эта бутафорская и никуда не ведущая «революция», возглавленная Жанной. А ее отношения с людьми: единомышленниками (в разной мере наделенными/обделенными способностью мыслить и другими положительными качествами), с мстителем Проталиным-младшим, оказавшимся даже в момент триумфа пешкой в чужой игре.
Тут Вам и Раскольников, и стоит ли (СССР в данном случае) слезинки ребенка, и «Отягощенные Злом», и что только не вспомнится. А задиристые политические реалии нужны лишь для поддержания интереса по ходу книги.
Как у сектантов-хлыстов сказано про Библию: «Дела не было, а притча есть». Вот Жаворонок и есть обощенная притча в доходчивых, современных реалиях.
genka78, 31 марта 2012 г.
Давно люблю прозу Столярова.На мой взгляд вместе с Лазарчуком это самый яркий представитель так называемой «четвертой волны».Но как-то получилось что это произведение не попалось мне раньше и прочитал я его только сейчас.Чувствую огромное разочарование, такое впечатление что автор писал сочинение на заданную тему.Все банально и плоско.
grigoriy, 26 сентября 2010 г.
Это не художественное, а по сути публицистическое произведение об эпохе распада СССР , о власти, политтехнологах, видении автором мира и во многом-о Боге и его роли. Очень всё неубедительно и натянуто, кроме как бы фотографий нравов во властной верхушке России, но это ни к художественной литературе ни тем более к фантастике никакого отношения не имеет.
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
«История — это не то, что было, история — это то, как об этом рассказано. Событие создается не фактом, а только — сообщениями о нем». (стр. 130)
Роман, впервые изданный в шестом номере «Знамени» за 1999 год, переизданный мизерным тиражом в Питере, и теперь, опять же, вышедший в мягкой обложке, в очередной раз просто-таки обречен на забвение. Кажется, несколько лет назад «Жаворонок» даже попадал в «длинный список» номинантов на «Букер», но ни отзывов на роман, ни даже каких-либо поверхностных ремарок по его поводу я не припомню. Журнал «Знамя» из-за малотиражности найти тогда не удалось, была ли выпущена книга – тоже не совсем ясно, поэтому довольствуемся тем, что есть: более-менее массовым и доступным изданием.
Тема романа – развал СССР – еще горяча, но обсуждать ее в нормальном демократическом обществе – просто дурной тон. Восстановление Империи божественным промыслом – на руку коммунистам и ура-патриотам, да только первые не смогут смириться со способом по онтологическим, а вторые – по методологическим разногласиям. Видимо, поэтому ни в одном из трех лаегерй роман не приняли, не поняли, или просто-напросто проигнорировали; сейчас так легко игнорировать… ну вы сами понимаете, столько всего выходит, за всем не уследишь…
Сюжет прост, и даже автор, не мудрствуя лукаво, пересказывает его на первых трех страничках: молоденькая девушка Жанна, ведомая Высшим предназначеньем, пробуждает в людях на постсоветском пространстве желание возродить великую империю. Никому нет дела, что из всего этого получится: райский сад и семья народов, или тоталитарный рэп (империя по определению – гадость та еще). И, как только начинается собственно движение в сторону исполнения высшего предназначения, героиня вместе с автором натыкаются на такие препятствия, что выкрутиться из них весьма проблематично. Оказывается, что для экономик молодых стран быстрая интеграция смерти подобна; и что политики всех мастей против и все ресурсы бросят против единства; и что Евросоюз уже отказывается открывать кредитную линию; и бюрократии всех стран – тот еще тормоз перестройки. Рукотворный Голем поборол Бога, и автору ничего не остается, как пристрелить героиню. Элемент фантастического в романе заключается и в том, что в России и в Украине Столяровым нарисовано некое нереальное для нас гражданское общество; материя сия неуловима, но любой желающий может убедиться в отсутствии у нас гражданского общества, сравнив количество митингующих против развязывания какой-нибудь войны, строительства вредного производства в черте города, или ввоза любимых ядерных отходов. Нормальным путем общества не сформировалось, вот Столярову и пришлось вводить божественное вмешательство и высшее предназначение бедной девушки Жанны.