fantlab ru

Марцин А. Гузек «Слава Империи»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.65
Оценок:
124
Моя оценка:
-

подробнее

Слава Империи

Szare Płaszcze: Chwała Imperium

Роман, год (год написания: 2020); цикл «Орден Серых Плащей»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Договор о мире между Империей и склавянами трещит по швам: последним явно мало оставленных под их влиянием территорий с учетом безостановочно прибывающих беженцев из других земель и желанием расширения собственной власти. Набеги на приграничные районы становятся все более частыми, и император Аурелиус решает форсировать события, не дожидаясь начала большой войны, а спровоцировав ее первым.

Теперь Натаниэлю, Магнусу, Эдвину, Люциусу и Кассандре предстоит не только выбрать стороны конфликта, но и окончательно решить, что для них важней: дружба или интересы страны, как они их понимают. Гражданская война неминуема. Сражение с внешним врагом неотвратимо. Но, возможно, где-то существует куда большая угроза, по сравнению с которой человеческие склоки — лишь возня блох на теле дохлой собаки...

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)

Слава Империи
2021 г.

Аудиокниги:

Слава Империи
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко такое случается, чтобы я находил в книгах столько же недостатков, сколько с завидным постоянством находит их уважаемый Angvat, но в случае с романом Марцина Гузека «Слава Империи» с сожалением должен признать — подписываюсь под каждым словом единственного пока отзыва...

Роман получился действительно никаким. Не оставляющим после себя ничего, кроме недоумения.

Не помогает ни масштабность происходящих событий, ни попытка добавить повествованию жёсткости, ни тот факт, что бывшие друзья и соратники оказываются по разную сторону баррикад.

Причина проста — герои окончательно перестают быть героями и превращаются в функции, которые двигаются по сюжету без какой-либо внутренней логики, просто в угоду желанию автора. Больше всего это похоже на театральную постановку, где при всём мастерстве актёров (а в «Славе Империи» нет и этого, но об этом — позже) ты прекрасно понимаешь всю искусственность происходящего. Ради простого примера: во втором томе всё получалось у Натаниэля, в третьем он — совсем другой. Какая-то бледная бездарность, не способная просчитать последствия собственных поступков. Теперь функция героя, у которого должно получаться задуманное всё и всегда, отдана княгине Ольге. Вы думаете, что нам покажут изощрённые интриги? Не смешите мои копыта! Примите крутизну этой бабы (которая, надо сказать, дико бесила и во втором томе) как данность. Почему? Потому что так хочется левой пятке автора.

То же самое касается как других героев, так и происходящих событий вообще.

Первые два тома постоянно напоминали нам о том, какую угрозу для Империи представляют набеги варваров-склавян. Знаете, что задумал недавно коронованный император Аурелиус IV, дабы сплотить Империю? Вы будете смеяться, но он решил... развязать войну со склавянами! Причём для этого решено провести целую серию провокаций и информационных вбросов, дабы изменить что бы вы думали? Общественное мнение! Интересно, автор вообще понимает, что в условиях описываемого им условного псевдосредневековья это невозможно по определению, потому как до появления СМИ ещё очень и очень долго?

Мотивация персонажей? Не, автор не слышал. Книга начинается с пришитого к основному повествованию белыми нитками «Пролога», в котором командир отряда наёмников говорит другому отряду нечто вроде «вы поубивали моих людей, но ребята вы неплохие, и мы вместе пили с вами водку, поэтому — берите лодку и проваливайте». Здесь смайл: рукалицо. Всё остальное — на том же уровне. От «изощрённости» интриг хочется смеяться, от «логичности» действий некоторых персонажей — плакать.

Склавяне окончательно перестают быть варварами. Не, в этом цикле все вообще разговаривают, как во второй половине XX века, но даже ржать не получается, когда вождь варваров выдаёт тираду, типа: «Но наш любимый повелитель — один из старейших людей во всей Склавии. И скоро уже сядет пировать с богами. И тогда нам придётся выбрать кого-то нового. И кого мы выберем? Молодого Лютогнева и потенциальных его наследников от брака с этой заграничной курвой? Или кого-то, кто уже сейчас заботится о наших интересах и сражается за расширение нашей территории?», а та самая Ольга констатирует тот факт, что «пора уже внести прогрессивный феодализм в этот племенной хаос». Здесь тот же смайл: рукалицо.

Возможно, вы надеетесь на то, что Гузек расскажет нам о судьбе всех рекрутов, явившихся десять лет назад в Жопу Мира? Зря. Маркус, к примеру, появится ровно на двух страницах в самом начале, и на одной — в «Эпилоге». Он просто не интересен автору, понимаете? Хотя даже те, кто ему интересен, как я уже говорил выше, совсем не те, кем они были в первых двух томах. Надо, чтобы герой был крут? Будет. Надо, чтобы нашёлся кто-то, ещё более крутой, кто убьёт этого крутого? Какие проблемы! Знаете, что такое «рояль в кустах»? Здесь они через каждые страниц двадцать. Похитить героя из подземелий имперского дворца? Да легко! Из канавы (я в буквальном смысле) вылезет мужик, который единственный знает туда тайный проход. Лицо уже болит от этих смайликов! =)))

Кстати, все «ведьмаковские» дела Серой Стражи отошли куда-то даже не на второй или третий, а на десятый план. Этой сюжетной линии не уделено времени совсем. Где демоны и ведьмы, которые двигали сюжет первых двух книг? Их нет. Какую такую глобальную угрозу представляют колдуны и ведьмы, если сама Стража пестует Зрячих, способных уничтожать города и армии? Ответа нет. За что борется Натаниэль и почему он не может прийти к общему знаменателю с Императором? Автору это не интересно. Серая Стража благодаря действиям Натаниэля влезла в политику по уши, но теперь он хочет от политики абстрагироваться. А автору просто нужна для сюжета типа гражданская война. Нужна? Будет! При этом как общая глобальность происходящего, так и душевные терзания героев какую из сторон выбрать — бред чуть более, чем полностью. В них не веришь совершенно. Потому как той самой внутренней логики в поступках героев — ноль.

Развязка трилогии — ни рыбы, ни мяса. Ради чего было это всё, похоже, не знает и сам автор.

Загадки, связанные с появлением Серой Стражи и тем, как смогли остановить Чуму — ниже плинтуса. Вернее, их нет. Это что-то туманное, оставленное, по всей видимости, на потенциальное продолжение. Зато есть рассказ о том, как Император любит раскрашивать оловянных солдатиков. И рассуждения двух лесбиянок о том, как им лучше завести и воспитывать ребенка и что они могут ему дать (хотя ни одна не знает, будут ли они живы завтра). Это доставляет особенно. Чёрт побери, да в этой книге даже дракон есть! Который просто появился, а потом не сыграл НИКАКОЙ роли в сюжете! Браво, автор!

Итог: абсолютный провал. По всем направлениям. Потенциал первого романа не реализован от слова совсем.

6 баллов поставлю только из-за того, что по-прежнему невозможно угадать, когда и кто из героев погибнет. Но сделано это настолько топорно, что появление инопланетян, похитивших главного героя, было бы ничуть не менее обоснованно.

Гузек оставил жирнющие намёки на продолжение, но читать его будут другие люди. Я — пас.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надо отдать должное господину Гузеку: какой-то план на всю трилогию у него действительно был. В финальном томе он действительно скреб по сусекам, не щадя живота своего, и собрал из двух предыдущих книг почти сто процентов всех упоминающихся персонажей, кто не почил в бозе, разбросав внутренности по предыдущим страницам истории. Героев вышло так много, что им еле хватило места на весьма скромном объеме произведения, и за счет этого они еще и прилично отъели времени у основных персонажей, сделав «Славу Империи» чуть ли не схематичными хрониками событий, а не полноценным художественным произведением. Такой подход хорошо повлиял на скорость повествования, да вот под нож было пущено все, что только может касаться хоть каких-то вменяемых пояснений развития персонажей в одну или другую сторону. Теперь все совсем будет просто: примите, что этот стал таким-то, а этот — таким-то.

Больше всего подобный подход повлиял на Натаниэля и Магнуса, вроде как, почти центаральных протагонистов трилогии. Первый неожиданно превратился в самоеда с плаксивыми комплексами (что совершенно ничем не мотивировано, и его отличное становление из «Заставы...» в «Границу...» просто-таки слито в унитаз). Второй ради собвственного видения правды стал жестить совсем уже безбашенно, что тоже зашло за всякие горизонты. Да, Гузек пытается все это сгладить его постоянным самокопанием и сомнениями, но всякий раз тут же сам отметает любые его «поиски души», когда надо совершить очередное зверство. Вышло неубедительно по обоим персикам.

Ну, и самое страшное, на что закрывались глаза в первых двух частях, а тут стало полностью очевидным. Гузек не умеет писать экшУн. В «Славе Империи» его вышло особенно много, поэтому слишком заметно, что автор либо максимально пытается избежать его подробного описания, либо так, где этого уж совсем нельзя сделать, выдает какие-то схематичные фразы, не отражающие ни накал событий, ни толковую картинку, которая должна возникать при прочтении в голове читателя. Если в первых двух книгах он хотя бы вставлял в конце попытки больших сражений (слабенькие, но более-менее съедобные), то здесь вообще ушел даже от этого, «забабахав» ТОПовый (нет!) финальный поединок между Натаниэлем и Маркусом. И лучше бы он его так же, как и всегда, обрисовал двумя предложениями: ни в одном месте не Йокнуло от казалось бы кульминационной драмы романа.

И все же, пару слов и о положительном. Роман, как и два предыдущих, читатется очень легко, можно даже сказать, полётно. Небольшой объем частично нивелирует недостатки и заставляет не так злиться на автора, чем после прочтения какого-нибудь 800-900-тстраничного кирпича, как сейчас любят выпускать корифеи жанра. И в целом сюжет захватывает. Если бы автор не поленился внести в общую его схематичность больше литературности, как следует расписал внутреннюю мотивацию и показал нормальное развитие персонажей в общей тенденции первых двух частей, а не взял бы это развитие с потолка, если бы подыскал в соавторы кого-то, кто может расписывать годный средневековый экшУн — книжке бы цены не было (кроме той, за какую она бы продавалась). К сожалению, все эти хотелки читателей он теперь сможет реализовать только в своих следующих работах. Вот только вряд ли захочет, потому что и такие варианты почему-то расхваливаются критиками, как что-то прям шикарное. Зачем же портить такие обласканные шЫдевры?

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блеклый конец неровной истории

Первые две книги были ни на что не претендующим развлекательным чтивом, что легко читались, элементарно забывались и в целом оставляли приятное послевкусие несмотря на тотальную непроработанность мира и характеров персонажей, а также изрядную банальность всего происходящего. Увы и ах, третья и заключительная часть походу решила стать чем-то большим и доблестно с этим не справилось. Исчезла структура как бы сборника приключенческих рассказов, а на ее место пришла одна долгая и тягучая повесть, где полно примитивных как бы интриг и дубовой политики, с описанием которых автор справляется из рук вон плохо. Как и с противостоянием бывших товарищей, Натаниэля и Магнуса, один из которых топит за независимость местных серых стражей, а второй – за империю. Всю книгу конфликт нагнетается, а в итоге заканчивается просто пшиком, никаких эпичных битв тут нет и в помине, даже местечковых сражений как в первых книгах, а так, пара драк в подворотне и все.

А еще практически исчез фентезийно-мистический элемент, изрядно просел экшен, зато появились несомненно «важные» для подобных произведений элементы, как рассуждения двух лесбиянок о том, как им лучше завести и воспитывать ребенка (в условиях жестокого как-бы-средневековья, ага). Да, в отличие от предыдущей части, хоть сколько-то важные герои снова утратили сюжетную броню и начали опять хоть изредка погибать, но учитывая всю жухлость произведения, лично у меня подобные смерти вызвали примерно ноль эмоций. Короче, книга умудрилась лишь приумножить недостатки своих предшественниц, по дороге растеряв практически все их достоинства. Даже несмотря на традиционную краткость шла она у меня довольно туго, и оказалась гораздо ниже моих весьма скромных ожиданий касательно данного цикла. То ли автор просто выдохся и в третий раз не сдюжил наполнить произведение массой хоть и не особо оригинальных, но увлекательных событий, то ли решил замахнуться на нечто большее, чем просто легкое «приключалово» с оттенками жести, но абсолютно данное направление не сдюжил. Так или иначе, итог несколько печален и разочаровывающ, сер и неказист, как плащи той самой стражи. Даже оценки на сей ставить не буду, ибо книга ни плохая, ни хорошая, ни спорная, ни средненькая, просто никакая.

P.S. Ну и если продолжить «кулинарную» аналогию с прошлого отзыва на эту серию, то если предыдущие книги были не особо питательными и полезными, но в целом вкусными гамбургерами, то на закуску нам остался лишь пресный куриный бульончик, который к тому же забыли в холодильнике денька на три, и он уже и не вкусный, и не полезный. Нет, с голодухи или для полноты обеда и подобное можно скушать, но стоит ли?..

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Слава Империи» – финальный роман трилогии «Орден Серых Плащей». Масштаб происходящих событий ещё больше возрастает в сравнении с первыми двумя романами. Заметно, что автор замахивается на эпичное полотно, и это ему удается лишь отчасти.

В основе сюжета гражданская война между Орденом и Императором. Предпосылкой же послужил личный конфликт между Натаниэлем и Магнусом. Князь желает независимости для Серой Стражи, Великан же – возвращения Империи былого могущества. Лично мне не совсем понятны предпосылки данного конфликта. Причина, по которой друзья стали заклятыми врагами, не кажется убедительной. Раскол наблюдается и в самом Ордене, где не все оказались согласны с избранием Натаниэля на роль Гроссмейстера. Изменилось само настроение романа. Вместо борьбы с магией и демонами, Серая Стража начинает активно вмешиваться в политику, что приводит к фактическому развалу Ордена.

Максимально нелогичными мне показались действия Императора. Чтобы укрепить свою власть, он развязывает войну со склавянами, которой его предшественники избегали всеми силами. Он проводит ряд провокационных операций, чтобы общественное мнение было на его стороне. Общественное мнение в Средневековье? Серьезно? Так много интриг ради ничего. Меняются и сами склавяне. Они как-то резко окультуриваются и перестают быть дикарями. Мы видим вполне сформированное государство с центральной властью, хотя до этого были лишь разрозненные племена. Сомневаюсь, что за 10 лет наступили бы такие радикальные изменения.

За действиями героев следить по-прежнему интересно, хотя некоторые поступки и стали нелогичными. Натаниэль куда-то растерял весь свой талант стратега и дальновидность политика. В финальном романе он показался мне принципиальным, но совершенно беспомощным человеком, не способным предугадать последствия собственных поступков. Магнус как-то резко превратился в фанатика, способного предать друзей и соратников ради мнимого величия Императора. Некоторые из бывших рекрутов теряют «сюжетную броню» и трагически гибнут. Однако это не производит такого эффекта, как в первом романе, т.к., концентрируясь на большой политике, автор меньше внимания уделяет персонажам. Новым всемогущим героем становится Ольга – молодая, жестокая и очень умная правительница. Минус в том, что ее ходы кажутся гениальными именно на фоне поглупевших врагов. Новые персонажи получились совершенно незапоминающимися.

Автор пусть и незначительно, но расширяет лор своего мира. Мы видим не только Границу, но и центральные области Империи. Становится более понятна идея возникновения Великой Чумы, но, к сожалению, выглядит она слишком просто. Тайна Командории, которую никто не видит, так же разрешается в финальном романе цикла. Мне понравилась тема с расколом Серой Стражи, который произошел в прошлом. Теперь в разных странах есть подобные организации с несколько измененными правилами и обязанностями. Примерно это же происходит и в Империи к финалу романа.

Противостояние Натаниэля и Магнуса закончилось, на мой взгляд, просто пшиком. Будто бы это не лидеры, ведущие за собой армии, а пара обиженных мальчишек. Автор оставляет довольно явный задел на будущее, простор для дальнейшей фантазии.

Итог: Финальный роман показался мне слабее предыдущих. Ради большей масштабности автор частенько пренебрегает логикой. Все новые персонажи не более, чем функции, и не обладают яркими характерами. Тем не менее следить за старыми персонажами было все же интересно. Несмотря на все минусы, цикл в общем и целом производит хорошее впечатление.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не на тех местах

***

«Слава империи» — завершающий роман трилогии «Орден Серых Плащей» поляка Марцина Гузека. Правда, сразу стоит сказать, что третий том заканчивается так, что 4ый выглядит лишь вопросом времени.

…Империя всё так же раздирается. В этот раз главным врагом становится не Склавия, а имперские провинции, то есть конфликт из внешнего состояния перешел во внутреннее. И имперцы не находят ничего умнее, как создать внешний конфликт на ровном месте, чтобы через него хотя бы на время забыть про внутренние проблемы. И подобный гамбит ставит Магнуса и Натаниэля в разные углы ринга. Их противостояние одно из центральных для «Славы империи».

Давайте пройдемся по положительным и отрицательным сторонам романа. Начнем с плюсов. «Слава империи» читается легко и быстро, тут и малый объем, и легкий язык, и довольно высокий процент экшена. В положительные моменты стоит занести отношение Гузека к своим героям. Еще по первому роману было понятно, что Марцин к ним безжалостен. С учетом объема мало кто из писателей так поступает со своими персонажами. Определенно удивляет финал и его тональность. Ни о какой мажорной ноте говорить тут не стоит. Есть, конечно, кое-какие подъемы в судьбах некоторых героев. Но эмоциональный фон в пределах от «грусти» и до «дисфории». В плюсах снова мелькает финал, но только уже как намек на продолжение. Можно разглядеть кольцевую композицию. Это, конечно, далеко не «Земной круг» Аберкромби, это разного поля ягоды. Но кое-какой стиль у Гузека всё-таки есть. Наконец, любопытна тема, которую поднимает Марцин. В третьем томе сложилось впечатление, что очень многие герои находятся не на своих местах. Аурелис – император? Не-е-е-е-т. Натаниэль – Гроссмейстер? Снова нет. Магнус, который ушел в политику и прогнулся под императора? Опять нет! Возможно, Гузек просто захотел показать, что бывает, когда люди занимают не свои места. А может, автор и не подразумевал это.

Минусы. Традиционная схематичность персонажей (главных и второстепенных), наивность происходящего, уход от первоначального лайн апа идей и наполнения (стартовал роман как нечто солдатское да с тематикой демонов да бесов, а закончил политиканством и предназначением). Так же выглядит странным решение Гузека впихнуть большое число событий (здесь и противостояние Магнуса и Натаниэля, и частые предательства, и побег, и несколько битв, и поединки, и квесты) в столь малый объем. В итоге сражения, на которых Гузек мог выехать, выглядят очень блёкло, практически без описаний. Это тот случай, когда лишние 50-100 страниц пошли бы книге на пользу. Но пишет автор, а читают читатели.

Заключение: «Слава империи» — минорное завершение трилогии. Многие линии сюжета не закрылись, зато открылись новые. Финал не выглядит финалом как таковым. Промежуточным – пожалуйста. Как и две первые книги. В этом есть свой шарм, конечно. С другой стороны, первый роман выглядел сборником рассказов\повестей, там мир только открывался, можно было сделать скидку на раннее творчество и всё такое. Второй роман выглядит более цельно, хоть и менее стильно. Третий роман, откровенно говоря, послабее начала и середины цикла. Но спасает финал. Он грустный, он в чём-то разочаровывающий. И вместе с этим он несколько выбивает из колеи, вводит в заблуждение. Выходит, Гузек всё-таки смог удивить, пусть и не так и не в том, в чем хотелось бы. В целом, трилогия хорошо подойдет как «расслабляющее фэнтези» с уклоном в дарк, но без перегибов. Иногда хочется чего-то такого. Так что почему бы и не существовать «Ордену Серых Плащей»? Особенно на фоне многотомных и многостраничных «опупей».

8 империй из 10. Империи чуть оступились, чуть сбили шаг.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

3-й роман получился на уровне первого. И уж куда лучше второго. Как же я рад что прочитал его. А ведь начитался отзывов поначалу и захотелось даже к чтению не приступать. Однако, я не прислушался к мнениям. И очень хорошо. Детально разбирать роман не вижу смысла, в принципе такие же недостатки и достоинства как и в первом. Очень порадовала отсылка к истории Древней Руси. Да и вообще роман отдает этакой грустным реализмом. Даже не грустным, неверное слово, а реализмом с ноткой горечи. Ну и задел на продолжение автор оставил. Вот теперь я вижу тут подобие чеховского «ружжа»)9/10.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх