Максим Чертанов «Казнить нельзя помиловать»
Ближайшее будущее — эпоха засилья на TV всевозможных реалити-шоу. Группа молодых людей против своей воли оказывается втянутой в подобную игру — но никто не знает ни её правил, ни принципа отбора участников. Это игра на выбывание — или пугающе жестокая, сводящая с ума реальность? А может, всё это — лишь вымысел автора рукописи, таинственным образом попавшей в почтовый ящик соседа?..
Входит в:
— журнал «Полдень, XXI век'05», 2004 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 160
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2684 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 17 августа 2022 г.
Основная тема повести изложена в весьма странном дневнике, случайно попавшем в руки писателя. Речь в нем идет о не менее странном шоу, в котором участвуют 9 человек. Правил всего два: 1) выигрывает тот, кто останется в живых, 2) участникам строго воспрещается обращаться за помощью в госорганы и прочие «инстанции». Всё остальное (в т.ч. и физическое уничтожение соперников) разрешено. Пока участники шоу пытаются перезнакомиться и разобраться в ситуации, в какую им угораздило вляпаться, их общее количество начинает неуклонно сокращаться...
Вначале кажется, что мы имеем дело с детективом, потом чаша весов склоняется в сторону триллера, а ближе к финалу становится ясно, что это — социальная антиутопия. Ведь главное в произведении — не сама игра, смысл которой так и не прояснится до конца, а те социальные условия, которые сделали ее возможной. Собственно, выдуманная автором модель общества и является тут главной изюминкой. Чем-то она походит на современную Россию, отдельные стороны жизни которой чрезмерно выпячены и гиперболизированы. Я бы выделил 11 ключевых отличий.
Всё перечисленное дает мне повод отнести данное произведение к жанру антиутопии. Автор таким образом пыталась выразить свое отношение к «лихим девяностым», создав своеобразную экстраполяцию ельциновской России. И эта картина явно глаз не радует. По логике вещей, финал тоже должен стать трагичным, но автор намеренно обрезает сюжет на кульминационном моменте, не давая понять, чем же всё закончилось. А эпилог позволяет предположить справедливость высказанной кем-то из персонажей догадки о «параллельности» описанного в произведении миропорядка.
Излишнее многословие и зацикленность на внутренних чувствах героя показалась мне довольно необычной для автора-мужчины. Всё стало на свои места, когда я узнал, что на самом деле автором является женщина. Единственное, что немного испортило впечатление от прочтения — так это умышленное акцентирование на нетрадиционной сексуальной ориентации героя. Большого смысла в таком решении я не увидел — только одно желание автора шокировать своего читателя. Что поделать, он сам по себе — продукт тех же «лихих девяностых» со всеми их извращениями. Здравая мысль в произведении есть, но она неразвита и как следует не оформлена, хотя, судя по языку, писать автор умеет. Сюжет мог бы стать захватывающим, если б ему дали возможность развиться. Но копание в психологии персонажей, такое привычное для женщины, очень быстро убило всю интригу, превратив повесть в самый настоящий трэш (то бишь, мусор).
----------
РЕЗЮМЕ: весьма мрачная картинка из жизни России 21-го века, данная на примере маленькой группы жителей Москвы, занятой в весьма странном реалити-шоу. Поскольку решение редактора журнала «Полдень» напечатать эту повесть я не считаю особо мудрым, то и рекомендовать ее для чтения также не буду.
napanya, 19 октября 2009 г.
Небольшая группа людей оказалась втянутой в какую-то непонятную игру с неизвестными правилами, где победитель — один, и ему достанется всё. Победитель — чего? Всё — это что? В ходе застолий, разговоров, пикировок пытаются люди разобраться в ситуации. И гибнут один за другим. Изнурительная работа ума, страшные догадки, сперва робкие, потом наполненные всё большей уверенностью для того, чтобы в следующий момент снова рассыпаться — нет, всё не так. Или всё-таки так? Тяжкий, непосильный груз сомнений и подозрений.
Все вопросы повисают в воздухе, финал ответа не дал. Или дал; смотря как его трактовать.
На мой взгляд прекрасный пример остросюжетной, умной, насыщенной прозы. Оказывается, нет нужды быть Стивеном Кингом или Дином Кунцом отечественного разлива, чтобы уметь писать хорошие триллеры.