Дарья Бобылёва «Неучтённая планета»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Путешествие к особой цели | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Психотерапевтичный, умный, полный юмора и приключений роман, удачно маскирующийся под научную фантастику, от автора «Вьюрков».
В космосе хорошо. Миры добры. И на этой планете всё делается для блага живущих, ради их душевной гармонии. На каждом шагу — свои странности, свои законы, которые никто не может объяснить, но все делают вид, будто так и нужно.
На самом деле они, конечно, врут…
Но ничего плохого здесь случиться не может.
И это не нормально.
Можно принять всё как есть. Можно драться. Можно искать истину. Если слишком невыносимым станет одиночество в пустоте, повторяй: «В космосе хорошо».
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 252
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2982 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NIKItoS1989, 7 апреля 2024 г.
Дарья Бобылева 3 года назад своими Вьюрками прям ошеломила меня! Это был очень мощный и атмосферный роман, от того теперь к её книгам я подхожу с большими ожиданиями.
И вот у меня в руках Неучтённая планета. Что-то про неолюдей. Кто они? Прогрессоры? Исследователи? Что ищут? К чему стремятся?
Есть ли что-то общее у Селеса, главного героя этой книги с Максимом Каммерером из Обитаемого острова? Действительно, что-то общее, быть может Бобылева вдохновлялась именно Стругацкими, для написания этой книги. Но на мой взгляд — у него гораздо больше общего с представителями Культуры из цикла Культура Бэнкса, или эденистами из цикла Пришествие ночи Гамильтона.
Особенно мыслесвязь — уж очень напоминает эденистскую, да и корабли и здесь, и у Гамильтона обладали неким разумом и персонификацией.
Забавно, как Бобылева иронизирует над образами живых кораблей, которые сформировались в массовой культуре через фильмы и игры — мол там должно быть нечто склизкое, скользкое, похожее на кишки или желудок, а ничего этого нету.
А описание свищевых отверстий у неолюдей и их стеснения своего тела — как будто бы спрятана рефлексия по отношению к телесности и красоте в обществе, шейминг непохожих, других, не вписывающихся в стандарты.
Но чем дальше мы узнаём планету 8*** или какой там у неё индекс, тем больше мы понимаем, что это не Саракш, это какой-то, пригород Саратова или Саранска, уж простите за похожие названия.
Бобылева, ментальная дочка или скорее внучка Николая Гоголя — и во Вьюрках это прекрасно проявилось, и тут она показывает нам то же самое!
Снова эти провинциальные чиновники, с тягой к бюрократизму, снова эти деревенские носители вселенской мудрости, снова мистические существа, может и не славянские, но это не главное тут. Главное, что мы видим — это микс социальной сатиры и мистики, при этом пропитанный прекрасно иронией!
А сколько мемных фраз и ситуаций тут, вот к примеру:
– Поехали, – опустив стекло, сказал Смотритель.
– Что?
– По-е-ха-ли. Мы посовещались, и я решил.
Это просто умилительно и классно!
Хотя позже, отсылки к Обитаемому острову всё-таки будут, и от этого ещё прикольнее, скрестить Гоголя со Стругацкими и приправить своим авторским видением, юмором и рефлексией на современность — это великолепно!
А эта цитата меня просто убила:
- Сколько тебе заплатили? Мы знаем о заговоре пришельцев! Кальдерония будет свободной!
Ну я думаю тут, кто понял — тот понял.
Неолюди, они как повзрослевшие в конце концов замеры, понявшие то, что не каждая особенность — это дар и повод для гордости, а иногда это неприятная особенность и надо как-то с ней работать.
«Если у тебя есть что-то такое… например, фобия… не надо ею гордиться и думать: «Ух ты, у меня фобия, это же так необыкновенно!» Фобия – она мешает».
Что же я скажу в итоге, это немножко слабее Вьюрков, но тоже невероятно сильно и глубоко! И теперь это ещё одна книга, продолжения которой я буду очень ждать!
zazai, 21 октября 2020 г.
<< Смех — признак разума >> ©
Удивлен обилием средних оценок, ведь произведение-то совершенно замечательное...
Да, это не НФ, и не «приключенческая фантастика», а «не пойми что» — с жанровой принадлежностью «проблема», но зато сюжет не провисает. И, вообще, с литературной точки зрение роман весьма хорош.
Можно попробовать сравнить с Лемом или Шекли, но стилистика настолько разится, что такое сравнение будет неуместным. Тем не менее, роман, все равно, можно охарактеризовать так: космический «на всю голову», ироничный, в меру абсурдный и с (неявными) алюзиями на наше житье-бытье.
Касательно аллюзий (куда ж без них в отечественной прозе) — они настолько «неявные», что их как-будто и нет вовсе, но они-то есть и это точно.
Giessen, 23 ноября 2021 г.
Неолюди далекого будущего проходят почти что антропософский путь на свою личную Голгофу, каждый — индивидуально, чтобы в итоге, видимо, придти к гармонии с собой и с окружением. Произведение частично юмористическое, но не лишено и лирических, и трансцедентальных пассажей. Что неожиданно — примерно с середины, после каждой прочтенной главы почему-то думается, что следующая будет последней, но потом выясняется, что это далеко не так.
К сожалению, это только первая часть. Будем ждать продолжения.
majj-s, 5 августа 2021 г.
И снится нам не рокот палиндрома
Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум.
На случай, если кто не догадался — в эпиграфе палиндром (фраза, которая читается одинаково в прямом и обратном порядбке). Особенность языка и письменности неолюдей в палиндромамтичности. Нет-нет, в книге представители этой гуманоидной расы Айа и Селес не будет, она написана на русском, а не на новочеловеческом, и для чего нам сообщили об этом, так и останется неясным. Разве что для объяснения диковинных имен героев.
Таких нестреляющих ружей в книге много. Собственно, она из них состоит. Вообще, автор мистики и хоррора, обращаюющий взор к фантастике, достаточно большая редкость. Обычно писатели с талантом такого свойства отдают предпочтение фэнтези. В редчайших случаях, когда берутся все-таки за фантастику, это предельно мягкая, гуманитарно окрашенная, без технических подробностей литература. У Брэдбери корабли просто прилетают на Марс, а няня-робот прибывает в семью, упакованная в фанерный ящик.
Твердая НФ, задекларированная Дарьей Бобылевой, предполагает прописанный в технических подробностях непротиворечивый мир. в которрм особенности герев сыграют определенную роль. Вот например неолюди, что мы о них знаем? Раса гуманоидов, низкорослых в сравнении с людьми, но пропорционально сложенных, в критических обстоятельствах способных «ускоряться», причем возрастает не только сила, но и все прочие параметры кинетической энергии.
Желудочно-кишечный тракт недоразвит, в сравнении с человеческим, потому что нео — симбионты своих разумных космических кораблей, с которыми составляют единство и восполняются ими энергетически через свищевые отверстия в теле. Корабли не обладают достаточной мощностью для межзвездных путешествий и не могут рассматриваться в качестве боевых единиц, но потрясающе лабильны и могут использовать для перемещения любой транспорт, а также пространственные феномены, вроде исривлений пространства, черных дыр, кротовьих нор etc.
О своем происхождении неолюди ничего не знают, основной двигатель сюжета — желание Селеса докопаться до сути, с каковой целью он, и примкнувшая к нему сестра-подруга Айа посещают стопицот различных планет. Психологический портрет героев соединение люденов с детьми индиго, а их вояж, соответственно, среднее между прогрессорством и мажорской турпоездкой.
с «Обитаемым островом» «Неучтенную планету» роднит и мотив посещения Селесом землеподобной планеты, почти Саракша, с бараками и радиотрансляторами как высшим достижением технического прогресса. Но логического завершения эта линия не получает, действие ныряет в мистику с психоделикой, а читателю остается лишь озадаченно пожимать плечами.
Дальнейшее знаменуется теми же оборванными хвостами, незавершенностью и логическими противоречиями. Да к тому же, в финале тебе сообщат, что приключения героев этим только начались и надобно ждать продолжения, если хочешь узнать, что будет дальше. Честно говоря, что-то не хочется.
kagury, 7 июня 2021 г.
Мне в свое время понравились Дарьины «Вьюрки», отличный такой дачный хоррор, одновременно уютный и жутковатый, с прекрасной совершенно и очень точно переданной атмосферой подмосковного садового товарищества. С тех пор в читалке лежала «Неучтенная планета», про которую обещали, что это «психотерапевтичный, умный, полный юмора и приключений роман». Ну, соблазнилась, да.
Не могу сказать, что это плохая книжка. Или что она скучная. Нормальный такой, честный середнячок, который отлично читается в аэропорту или в самолете. Но в обычной реальности средней полосы как-то не очень. В центре повествования симбиоз неочеловека (запомнить правильное название на их палиндромном языке примерно из 20 букв я так и не смогла) и его корабля. Корабль вполне себе личность (и, пожалуй, самая симпатичная в книге), хотя и непонятно, живой ли он или искусственно интеллектуальный. Но кому это важно? Ну вот, пример беседы двух кораблей (Айа и неназванный товарищ – это их гуманоиды):
– …Вот не надо… У Айи, может, и трудный характер, зато она не заставляет тебя мотаться по планетам в поисках неизвестно чего.
– Она заставляет меня мотаться вслед за вами. В чем разница?
– Я не улавливаю интонацию, ты сейчас пошутил?
– Ну… конечно, пошутил.
– Может, ты с ним поговоришь? Этим его… идеям края не видно. Почему все существуют спокойно, а ему вечно неймется?
– Пусть гуманоид развлекается. Вдруг он ищет смысл жизни.
– Да неужели…
– Я бы на твоем месте гордился.
– Одно и то же: лежишь на какой-нибудь мерзкой жесткой планете и ждешь его. За последний шиарийский год мы были на пятидесяти четырех планетах, не считая астероидов!
– Пусть ищет.
– Зачем?!
– Вдруг что-нибудь да найдет.
– Гуманоидная составляющая – это так утомительно.
– Прекрасно тебя понимаю.
Ну и вот пара таких созданий путешествует по Вселенной в поисках своих корней, заглядывая на разные планеты, в надежде отыскать где-нибудь что-нибудь достаточно древнее и подходящее в качестве руин их цивилизации. Приключения? Ну да, случаются. Юмор? Ненавязчив, но тоже местами присутствует. В общем, все вместе вроде довольно мило, но начиная примерно с трети начинает надоедать. Наверное, мне не хватило здесь сюжета. Ну или просто в не самое удачное время попалась книжка.
Под спойлером — цитата.