Макс Фрай «Гнёзда химер: Хроники Овётганны»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Всякая история, рассказанная дважды (скажем, утром и вечером, или в начале весны и в конце осени, или вслух и на бумаге), — это уже две разных истории. Вышло так, что история о Гнездах Химер была рассказана дважды, по числу волшебных ветров Хоманы, отравивших кровь рассказчика. Вам досталась история, рассказанная ночью, когда приходит время ветра по имени Овётганна; история, записанная белыми буквами на черном экране компьютера, дважды уничтоженная автором (первый раз по намерению, второй по оплошности), но чудесным образом восставшая из электронного пепла. Так уж вам повезло. (От издателя)
Знатный вельможа Таонкрахт из мира Хомана призвал демона, чтобы в обмен на души своих близких и слуг получить долгую жизнь и могущество. Но, видимо, он что-то напутал в заклинании, так как вместо демона выдернул из другого мира не совсем обычного, но человека. Так начинаются странствия Макса под именем демона Ронхула Маггота в поисках пути назад. Ему необходимо покинуть мир Хомана, потому что демоны, не прижившиеся в нем, в конце года попадают в Гнезда Химер — место, где нет ничего, кроме одиночества и молчания, где нет возможности даже дышать и думать.
Роман переиздавался дважды — изначальную, «редакторскую» версию заменили «авторской», затем её же переиздали вместе с «Лабиринтами Ехо».
Входит в:
— цикл «Мир Хомана»
— цикл «Мир Ехо и приключения Макса» > Не про Ехо, но про Макса
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 456
Активный словарный запас: низкий (2577 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alklor, 11 июня 2017 г.
«Я один, я как ветер,
Я пью земную благодать.
В трудный день и под вечер
Светило тоже хочет спать.
Где ты, мой ангел-хранитель?
Возьми, если сможешь, меня к небесам.
Убежал я из дома
Бродить по сказочным мирам.
Я прошу, забери меня, мама,
С улиц городских обратно домой.
Я послушным и правильным стану,
Я хочу домой, а здесь я чужой.»
(HI-FI, «Беспризорник»)
Вообще цикл о приключениях сэра Макса периодически подвергается упрёкам в излишнем инфантилизме. Строго говоря, небеспочвенным. Дано: некий молодой (а может, уже и не столь молодой; герой, похоже, намеренно не делает никакого акцента ни на своём возрасте, ни даже на национальности; прочитав первые томов шесть, я был уверен, что он, конечно же, русский (или, по крайней мере, выходец из стран СНГ), но после задал сам себе вопрос: а с чего ты это, собственно, взял, дорогуша? — и не нашёлся с ответом («Энциклопедия мифов» не в счёт, её тогда не было)) человек из категории так называемых лузеров, ничего не добившийся ни в плане карьеры, ни в плане личной жизни, вдруг неожиданно получает на блюдечке с голубой каёмочкой:
- уникальный талант;
- человека, способного этот талант оценить и пристроить к делу;
- комфортный новый мир для проживания со страной, где милый, рассудительный и совсем не гордый Король готов платить за всех голодных;
- новых интересных друзей (и подруг — во всех смыслах!), которые чуть ли не боготворят героя уже изначально;
- колоссальное личное могущество;
- огромную зарплату и доброго начальника впридачу;
- громкую славу;
- уникальные гастрономические переживания;
- и прочая, и прочая, и прочая...
Разве что вот статуса Избранного ему (пока что!) не дают. И то, как выясняется впоследствии, не потому, что автору жалко, а потому, что Джуффин Халли — достаточно мудрый человек, чтобы понимать, что наш герой ценит больше.
Но, возможно, кому много дано, с того много и спросится? У нас же вроде-как-детектив? «Произойдут передряги, погони, драки, кровь, убийства и обман...» — о да! Но я бы не торопился присваивать циклу громкое имя детектива. Детектив (ИМХО!) — это когда читатель имеет хотя бы призрачную возможность посостязаться с героем. А то и почувствовать себя умнее. Да, с лупой по полу вместо эксперта в литературном произведении не поползаешь... но ведь зато волей автора можно забраться ему в голову, верно? Разрыв по информации стремительно сокращается. А потом ещё полпроизведения можно напряжённо думать: удар же был нанесён слева, почему же рана справа? И когда же мистер Холмс, наконец, тоже обратит на это внимание?
Но — забудьте. Не в цикле про сэра Макса. Тут у нас наполовину чудеса, а наполовину — историко-культурный контекст, неизвестный ни нам, ни самому Максу. Сотофа сказала «невозможно» — остаётся верить. Или не верить — но не на основе опыта и альтернативных мнений, а исключительно вследствие личных глубинных убеждений. В итоге герой обычно просто плывёт по течению, периодически спасая всех гениальными наитиями (которые, строго говоря, не его личная заслуга, а тоже авторский подарок в виде удачно сложившихся обстоятельств) и полностью раскрываясь, пожалуй, не тогда, когда нужно распутать дело и кого-то изобличить, а когда решается участь преступника. Вот здесь Макс действительно включает голову и прочие мыслящие части организма и прилагает все усилия, чтобы и кошки были сыты, и волки целы.
Кто-то подумал, что я цикл ругмя ругаю? Нет, это я его хвалю. Потому что при всём том, что его львиная доля представляет собой и в самом деле сбывшуюся подростковую мечту о супергеройской суперхаляве, есть на этом фоне три ярких точки, показывающих, что атмосфера сия автором создаётся осознанно и намеренно, а не вследствие подсознательной реализации каких-то собственных инстинктов. Как художественный инструмент, а не как целевая пропаганда эскапизма.
Во-первых, это «Неуловимый Хабба Хэн». Вот где как раз раскрывается тема инфантильности главного героя и необходимости психологического взросления.
Во-вторых, «Книга Огненных Страниц». На мой взгляд, лучшая повесть во всём цикле. Ибо показывает, как на самом деле хрупок идеальный мир неуязвимого и непобедимого героя, одной левой справляющегося и с древними чудовищами, и со злыми колдунами.
И в-третьих — «Гнёзда Химер». Книга, где эта самая тема инфантильности пусть и не раскрывается, но достаточно чётко обозначается. Где Максу на разные лады твердят одно и тоже: парень, хватить быть подростком, убежавшим «из дома бродить по сказочным мирам» ! Пора взрослеть, учиться самостоятельности и ответственности... И эта книга, как ни странно, послужила для меня прекрасной апологией цикла в целом: не воспевает автор то, за что его критикуют. Просто... просто на всё нужно время. Макс живёт и меняется, и не нужно писать ему некрологи с эпитафиями!
Ну а если кто-то хочет, чтобы я всё-таки поругал... Во-первых, таки да: фекально-копрофагская тематика как-то зашкаливает. Впрочем, что об этом говорить-то?
Но вот о чём умолчать нельзя — так это о (поклон van magog) подготовке геноцида. Точнее, даже не о ней как таковой, а о том, как легко и просто принимает это Макс. Ни сомнений, ни возражений, ни терзаний. Просто потому что готовит его очень симпатичный ему человек и вообще — так надо! «Храбрый воин, заколи, пожалуйста, двух немцев...». Ну что ж, не дорос ещё на этот момент сэр Макс до высказывания Дамблдора: «Надо быть достаточно отважным, чтобы противостоять врагу. Но не меньше отваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям!» — и до концовки предыдущей цитаты: «...Только не до смерти!».
Stan8, 10 апреля 2010 г.
Отвратительное чтиво про инфантильного героя в картонном неинтересном мирке.
Только грамотный русский язык удержал от единицы.
Mandor, 8 сентября 2008 г.
Отличная, отличная вещь! Гораздо лучше ЛЮМИНАЛА(снотворное)! :gigi:
Начал читать по рекомендации дамы, с которой у нас довольно схожие вкусы, но именно тут и обнаружил, что тезис о том, что мужчины и женщины думают совершенно по-разному, имеет под собой серьезное основание. Буря восторгов моей знакомой привела меня в полное недоумение. Я никак не мог взять в толк, что же в этой книге такого остроумного и значительного? Пробираясь через завесу повевствования как через туман, я пришел к неутешительному выводу — М. Фрай совсем не мой автор и мир, нарисованный ее воображением, слишком для меня непонятен, нелогичен, неинтересен. Мужественно борясь со сном, осилил половину книги, когда мне принесли что-то другое, за что я и ухватился двумя руками, а «Хроники» задвинул подальше на полку... Впрочем, порядка ради, я дочитал эту вещь, но ничего нового в отношении моем к данному автору и данному произведению не изменилось.
ЗЫ Очень встревожен состоянием интеллекта и духа писателей отметившихся в плане: «долго смеялся»...
Enmik, 7 апреля 2014 г.
Сколько бы не обсуждала оба варианта «Гнезд химер», поняла, что это вещь на любителя. Такого как я. Несколько важных для меня плюсов: во-первых, в мою лексику вошло ругательство «дерьмоед» — вполне себе оскорбительно и литературно, во-вторых, попытка создать мир, отличный от миров в Ехо и нашего с вами — вполне неплохая попытка, надо сказать. Местами как всегда чересчур много мыслей, сумбур и недоработки, но читабельно и представляемо. В-третьих, понравилась завязка — сэр Макс в роли демона и загадочный ветер. За некоторую передышку от мира Ехо, пополнение лексикона, сольное выступление сэра Макса и еще один интересный мир поставила 10.
van magog, 31 декабря 2013 г.
Книга, безусловно, на голову выше «Лабиринтов», но что-то крючит г-жу Мартынчик тематика дружбы народов. Если в «Повелителе манухов» мельком просмакован холокостичек, то здесь внезапно воспевается подготовка геноцида целого материка с целью колонизации оного неким экзотическим народцем. Ну, страмослябов не жалко — но остальных-то?! Особенно учитывая нынешние реалии :(
antel, 17 июня 2008 г.
Ужас. И весь-то цикл не сказать чтобы очень, но этот роман никакой критики не выдерживает. Почти везде глупо, а где не глупо, там пошло. Непонятное нагромождение довольно тупых приключений и шуток с уклоном в фекальную тематику и непонятно зачем пристегнутый туда Макс. Героя этого опуса можно было обозвать как угодно, смысл не изменился бы. Такое впечатление, уж извините за грубость, что мадам-автор писала сие нетленное творение сидя в своем любимом сортире и меньше всего при этом думала о творчестве.
passing_by, 29 января 2011 г.
После повторного прочтения захотелось оставить рецензию на эту книжку. Признаюсь сразу — мне понравилось, и даже очень. На мой взгляд, она соотносится с циклом про Ехо примерно как у Стругацких «Сказка о тройке» соотносится с «Понедельник начинается в субботу». Юмор, который мне, кстати, в цикле про Ехо не слишком близок, здесь трансформировался в сатиру. Получилось здорово. Если прочие приключения сэра Макса это чистый отдых для мозгов, почти эскапизм, то при следовании за главным героем через мир Хоманы постоянно возникает ощущение «до боли знакомо». Все по-прежнему довольно мило и легко, несмотря на присущую ГГ чисто женскую эмоциональность :wink:, но автору удалось, избегая прямых аналогий, пройтись по некоторым аспектам нашего бытия довольно едкой иронией.
Я бы не назвал книгу стебом или приколом, так как мне кажется что г-жа Фрай не стремилась в ней просто поразвлечь и повеселить читателя.
Spyglass, 15 марта 2008 г.
Еще один Фрай. Все, как обычно: сэр Макс приятно путешествует (пусть поначалу и против своего желания), много и вкусно жрет, мило истерит, а все жертвы его инфантильного обаяния из кожи вон лезут, чтобы ему помочь. Явный перебор с анально-фекальной тематикой.
Да. Еще страмослябы. После квазиэтнографического исследования их культуры приколы «Комеди-Клаба» выглядят вершиной интеллекта и деликатности. На кого оно рассчитано — не понимаю...
Alicka, 10 ноября 2010 г.
Вполне себе яркий мир , на мой вкус даже сочный , легко читается ( очень удобно , чтобы отдохнуть от «тяжелых» рассказов). Прекрасный добрый юмор , который сопровождает все приключения Фрая. Особенно цепляет эти авторские « заковыристые речевые оборотики». В общем и целом книга замечательно подойдет для чтения на пикнике в лесу например...
Снотра, 5 октября 2009 г.
История действительно выбивается из серии, но придётся принять и смириться, раз госпоже Фрай так было угодно.
Несмотря на это, рассказ мне понравился. Сначала, правда, немного смущало, что автор уделил очень много места «фекальной тематике», однако это не испортило впечатлений о книге — Овётганна напрочь сдула все посторонние запахи)))
Сюжетец, как всегда, средненький, но опять же, как всегда, очень удачно прописан Мир и персонажи. Автор не жалеет слов и красок для своих рассказов, поэтому читаю. Поэтому затягивает.) О, да! Страмослябы — отдельная песТня, они придают особую пикантность рассказу.))
Lia Irety, 16 декабря 2006 г.
Нет, не понравилось. Несмотря на то что Фрай, а может — как раз поэтому. Фрай, ИМХО, может лучше и много лучше.
corazon, 30 октября 2009 г.
лёгкое чтение..миролюбивое и весёлое.Причём Макс-даже лучше,чем в тех книгах,где он как бы на своём месте..всё выдержано(по моему мнению!!!))
kun, 4 августа 2008 г.
Если цикл повестей про Макса относится к жанру иронического, юмористического фэнтези, то «Гнезда...» — великолепный стеб, пусть даже местами и грубоватый (анально-фекальная тематика может шокировать читателей с особо тонкой душевной организацией.)
Меламори, 23 сентября 2007 г.
мне понравилось! весело и со вкусом....интересный этот...эта Овётганна, один из древнейших ветров...но то, что история выбивается из серии
, я вполне согласна....
bartimeus, 13 декабря 2006 г.
Хумор на уровне Петросяна, а так — вполне себе даже ничего, почитать можно)