Хуан Гомес-Хурадо «Красная королева»
«Красная королева» Хуана Гомеса-Хурадо — самый читаемый испанский триллер в мире, № 1 в рейтинге лучших психологических триллеров по версии испанского Amazon, более 250 000 проданных экземпляров, более 20 переизданий за один год. Книги Хуана ГомесаХурадо переведены более чем на 40 языков.
У Антонии Скотт эйдетическая память. Она помнит все, что читала или слышала. Она никогда не носила значок и не пользовалась оружием, но за свою карьеру раскрыла десятки преступлений.
После тог как муж пострадал по ее вине, Антония отошла от дел. Теперь она живет в пустой квартире и питается тем, что приносят соседи. Дважды в день она созванивается с бабушкой, а ночи проводит в больнице.
Но за ней приходят и просят о помощи…
В самом безопасном месте Испании, в элитном районе Мадрида (а если говорить точнее, в элитной части элитного района) найдено тело.
Убитому шестнадцать, он лежит в кресле, в неестественной позе, в руке – бокал, наполненный его собственной кровью, волосы густо смазаны оливковым маслом, а губы растянуты в подобии улыбки.
Антония помнит это — Псалом 23: «…Ведь Ты умастил маслом голову мою — чаша моя полна». Антония слышала его, когда была маленькой. Она помнит, потому что помнит всё.
Как убийца проник в самое охраняемое место Испании? Почему на теле нет следов борьбы, если кровь выпускали медленно и очень болезненно? И почему информацию об этом деле так тщательно охраняют?
Входит в:
— цикл «Антония Скотт»
Номинации на премии:
номинант |
Награды любителей криминальной литературы / Crime Fiction Lover Awards, 2023 // Лучший криминальный роман в переводе (перевод Nicholas Caistor) | |
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2024 // Международный кинжал. Испания (перевод Nicholas Caistor) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Елена0208, 24 декабря 2024 г.
Тяжело нынче читателю. Едва закончил одну книгу про маньяков, а на очереди следующая. Да когда же они кончатся, проклятые! Но авторы криминального жанра неумолимы... И очень редко оригинальны...
А тут ещё новое поветрие последних лет – следователь, охотящийся на преступника, такой же псих, как и он. Зачем это? Наверное, авторы искренне полагают, что быть нормальным — значит быть серым и невыразительным.
Роман «Красная королева» чем-то похож на опусы Донато Карризи. И это не похвала. Испанского и итальянского авторов роднит очевидная вторичность и низкопробная авантюрщина. Нет, наверное, такого штампа криминальной литературы, который бы не был пущен в ход автором «Красной королевы»:
* серия преступлений, совершаемых таинственным маньяком – есть.
* полиция ненадёжна и бессильна – разумеется.
* спасти дело может только психически неуравновешенный человек со сверхспособностями – а как же иначе!
* это обязательно должна быть женщина (мужики нынче бесполезны) — получите!
* у неё давняя душевная травма, незаживающая психологическая рана – само собой.
* «на подхвате» таинственная организация, борющаяся с особо опасным криминалом (читатель же любит конспирологию) – именно так!
* нетрадиционная (а в наше время, судя по всему, уже весьма традиционная) сексуальная ориентация одного из главных героев — да, пожалуйста!
ИТАК. О главных героях.
Спецотряд полиции Евросоюза, расследующий очень странное убийство, состоит из трёх человек.
1. Инспектор полиции Джон Гутьеррес — «не то, чтобы толстый» баск из Бильбао, который следит за своим внешним видом и носит дорогие шерстяные костюмы. Проживая с матерью преклонного возраста, борется с собственным лишним весом и пристрастием матушки к предметам прошлого века. Плюс ко всему — он гей.
(Сей факт в данной книге не сыграл абсолютно никакой роли, но это обстоятельство впервые встречается буквально в третьем абзаце и на протяжение всей книги упоминается не единожды. Почему автор сделал его геем, для меня загадка: может это для того чтобы идти в ногу с сегодняшними трендами; может это актуальная для него тема; а может чтобы не развивать любовную линию между главными героями? Как будто люди не могут просто работать вместе.)
По доброте душевной, Джон вляпался в большие неприятности (попытался выручить из переделки знакомую проститутку — подложил наркотики её сутенёру во время рейда — а она в благодарность сдала его «с потрохами» его же коллегам, сняв всё на видео). В данный момент официально отстранён от работы с лишением жалования и ещё ему грозит срок от четырёх до шести лет лишения свободы. И ехать бы ему в тюрьму, но некто предлагает замять это дело в обмен на работу с Антонией Скотт. Джону надлежит уговорить женщину принять участие в некоем расследовании, от чего она категорически отказывается.
2. Антония Скотт — молодая женщина «тридцати с чем-то лет». Она — участник проекта «Красная королева», созданного для особых целей — таких, которые следует держать в секрете от общественности. Никогда не носила полицейский значок, но за свою карьеру раскрыла десятки преступлений (когда успела?). Антония особенная. Её IQ ни много ни мало 242! Обладая эйдетической памятью, она помнит всё, что читала, видела или слышала когда-либо. В данным момент она проводит свои дни в одиночестве в пустой квартире, а ночи — в больнице, где находится её муж, пострадавший в результате одного расследования Антонии. Она сдаёт своё жильё, ежедневно созванивается с 93-летней бабулей (единственный более-менее адекватный персонаж). Считая себя недостойной материнства, отдала ребёнка своему отцу и ждёт, пока муж выйдет из комы, в которой находится уже 3 года . Она почти не ест, не хочет общаться, редко выходит из дома и не желает иметь ничего общего ни со своей работой, ни с людьми вообще. Чем она занимается целый день в полном одиночестве, неизвестно — но ровно три минуты ежедневно она посвящает «расслаблению». Три минуты на мысли о суициде в качестве медитации, в течение которых она позволяет себе подумать об «освобождении – от страданий, от вины и от оков своего неординарного склада ума». Именно столько тратит Антония Скотт, живя в скромной квартирке с обшарпанный дверью. Впрочем, эта скромность показная — весь дом принадлежит её мужу, а плату с жильцов она берет едой. Вот, что значит расплатиться за аренду натурой по-испански. Три года одиночества и добровольного затворничества подходят к концу, когда Антония по настоянию бабушки и, поддавшись уговорам настойчивого Джона, всё-таки соглашается на работу.
3. Таинственный куратор по кличке Ментор — загадочная личность, которая решила объединить силы почти уволенного Джона и депрессивной Антонии для раскрытия похищений детей очень богатых и влиятельных людей.
О сюжете и жертвах.
Место преступления и жертва необычны. Дорогой район, роскошный дом и мёртвый 16-летний подросток. Юноша полностью обескровлен, а в руках бокал с собственной кровью. Громкого расследования не получится, ведь жертва — сын слишком известного человека. Его мать владеет ведущим банком страны.
Похоже, что убийство жутким образом иллюстрирует один из псалмов Писания, из чего следует, что убийца — полный псих. Но псих хитроумный (пробрался же он как-то через охрану и совершил убийство так, что никто ничего не видел и не слышал). Преступления такого рода — это послания, но что и кому хотел сказать убийца?
Вскоре выясняется, что данное преступление не последнее. Кто-то пытается воздействовать на самых богатых людей страны, похищая их детей и предъявляя невыполнимые требования. В случае отказа этот «кто-то» готов предоставить тело любимого отпрыска, убитого весьма извращенным способом.
Второй жертвой похитителя, называющего себя Эсекиелем, становится Карла Ортис, дочь, а в будущем и наследница мультимиллиардера Рамона Ортиса, состояние которого оценивается примерно в 82 миллиарда (!!!) евро. Её злодей похитил во время перевозки племенной кобылы на конезавод для подготовки к участию в скорой выставке. Водителя убил, а женщину «вырубил» уколом транквилизатора и заточил в подвал. После чего вышел на связь с богачом-папашей. У Карлы в запасе всего пять дней, пока отец примет решение — спасти её, выполнив требования Эсекиеля или пожертвовать единственной дочкой в угоду интересам бизнеса.
Далее описываются злоключения несчастной Карлы, её мытарства в сыром тёмном бункере… Попытки выбраться из него и переосмысление своей жизни. Время идёт. Отец колеблется.
Ввязавшись в это дело, Антония сама становится жертвой, когда слишком близко подбирается к тому, кто за этим стоит. Красные таблетки в помощь и бег на опережение — всё для того, чтобы спастись самой и спасти своего 4-х летнего сынишку, похищенного теми же уродами с целью заставить ГГ прекратить расследование.
О преступниках.
А вот тут всё настолько хитро закручено и выкручено, что сеньору Хуану даже самому не хватило фантазии свести концы с концами. Наши ГГ выясняют, что злоумышленником МОЖЕТ БЫТЬ (а может и не быть) бывший полицейский, специалист-взрывотехник с нестабильной психикой и склонностью к педофилии и инцесту. Он, как Вы догадались, сам в детстве был объектом насилия со стороны отца, ну и...
Его подручной (и, как позже выясняется, идейной вдохновительницей и зачинщицей всех этих ужасов) является его дочь Сандра. Впрочем, Сандра ведь погибла в автокатастрофе много лет назад, что и подтвердила эксгумация трупа девушки. А значит… А ни фига это не значит. Девушка полностью завладела волей нестабильного «папеньки». Физически он по-прежнему силён, а вот морально и душевно сломлен. И как Фахардо признал в ней свою дочь!? Или может лже-Сандра внушила ему, что её дух вселился в это тело? Ответа не будет (в этой книге точно).
В общем, эти двое держат за горло весь «цвет» общества. И, поскольку, они оба (якобы) давно погибли, то живут в заброшенной подземной ветке метро, которую профессионально заминировали и оснастили «ловушками» на случай их поимки. Там же держат заложников. Там же и убивают «невостребованных» узников.
Умница Антония их вычисляет, в паре с Джоном в бесчисленных коридорах и переходах находит убийц и... «Здрасьте, маска, я вас знаю!...»
В подвале Антония, Джон и освободившаяся чудесным образом Карла всех победили, сынишку Антонии спасли. Ура-ура! Наши в городе!!!...
Спецназ курит в сторонке. А Ментор тут затем, чтобы всё оставить в тайне от общественности.
Манера изложения красочная, временами даже с иронией. Уровень динамичности средний: не безумный экшн, но постоянно что-то происходит: и погони, и опасности, и расследование. По очевидным причинам нет глупой любовно-эротической возни, столь часто возникающей между разнополыми напарниками.
И всё-таки... Я не прониклась главной героиней. Автор утверждает, что люди с эйдетической памятью существуют, и я вполне в это верю. Но Антония Скотт вышла героиней-компьютером, а не живым человеком. Даже за её английской бабушкой наблюдать интереснее. Антония не настолько аутистка, чтобы вызывать сочувствие, и не настолько гениальна, чтобы вызывать восхищение. Она хороша лишь в дуэте с Джоном Гутьерресом. Да и особой памяти что-то не наблюдается — почти всё время ГГ копается в интернете и документах, разыскивая сведения о недавних и общеизвестных событиях. Что же она тогда помнит? На какой широте в океане находится нефтедобывающая платформа? Хронологический порядок престолонаследия датской королевской семьи?
Очередным «ляпом» я считаю историю отношений Антонии со своим малышом. Она отказалась от годовалого сына, но периодически тайно приходит в детский сад, чтобы посмотреть на него из-за решётки, но только посмотреть — общаться им запрещено. Тем не менее, когда мальчугана всё-таки спасли, он безошибочно сразу признаёт мать. Как? Он же не знает её, по сути?
А вот Джон — красавчик! Он — вишенка на торте. Невосприимчивый к оскорблениям, внешне непробиваемый, а в душе — добряк и где-то даже романтик. Позже Джон вместе с мамой переедут в новое жильё поближе к Антонии, он принесёт напарнице в подарок пластиковый фикус, а она покажет ему некую секретную папку, содержащую дело, которое даже её великий мозг не в силах разгадать.
Финал.
А нету :(((
Полное отсутствие финала говорит читателю о том, что это только начало очередной серии (вероятно, многотомной!). И этот факт разочаровывает. Интересная завязка, но разгадка отсутствует. А вот взаимоотношения героев в этот раз порадовали, было много прикольных моментов. Казалось бы, в триллере не должно быть юмора. Но здесь триллер не слишком страшный, поэтому юмор не мешает, а кое-где и спасает клишированность сюжетных ходов.
Мотивы убийц тоже крайне странны, ведь всё, что они делают в начале и середине идёт практически вразрез с тем, о чём в конце сообщают Антонии. По окончании чтения, у меня осталось больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, зачем было вводить в повествование персонажа с «запредельным» IQ, а потом никак это не использовать? Никаких проявлений её супер-мега-сверх-способностей я не увидела..
Во-вторых, кто такой Ментор? Какие силы он представляет? Никаких сведений о нём нет. Кроме того, что три месяца назад он бросил курить.
Ну и в-третьих, главный злодей не раскрыт совершенно. Какие у него мотивы, почему именно так выражаются, да даже кто он, осталось непонятно.
Согласитесь, обидно ничего не узнать по истечении шестисот страниц, ведь неизменно возникает вопрос, зачем весь этот спектакль с богатыми детками нужен был?
P.S. Последнюю треть книги я дослушивала в аудио и хочу сказать… Чтецам-мужчинам не нужно во взрослых книгах озвучивать женских персонажей нарочито писклявыми женскими голосами! Когда Джон басит, а Антония говорит «тоненьким» мужским голосом, это странно. Из моего «слушательского» опыта, такие номера удаются только Игорю Князеву.
В итоге оценила на 7 (три балла за оригинальный персонаж в лице неунывающего Джона, три — Карле за твёрдость духа и волю к жизни и один — автору, старался всё-таки, хоть и не получилось полноценного триллера)
RebeccaPopova, 16 января 2025 г.
Прочитав эту книгу, вы точно будете знать, кто такой Хоакин Сабина — уж слишком часто автор цитирует строчки из его песен, причем в самых неожиданных местах...
А если серьезно, то....
Мы видим тут один из вариантов нового, современного детектива.
Ибо современные авторы пытаются модернизировать схему классического детектива, привнеся туда нечто новое. Кое-кто из писателей идет по пути леденящих душу подробностей и пытается перещеголять друг друга в каких-то жестоких фантазиях маньяков и извращенцев. Другие сосредотачиваются на том, каким образом талантливый сыщик ищет этого изощренного и умного убийцу, и детектив становится своеобразной дуэлью сыщика и злоумышленника.
А в данном романе прежде всего обращает на себя внимание, КАК рассказана эта история. Она рассказана с юмором, можно даже сказать — «чеканными» фразами — фразами, которые хочется выписать в тетрадочку.
Здесь интересно описываются сами эпизоды плюс сама по себе героиня по имени Антония необычная и действует путем каких-то быстрых интуитивных прозрений. За ней наблюдает ее напарник, назначенный на это место неожиданно для себя самого и как бы оттеняющий Антонию на контрасте. Напарник смотрит на Антонию широко распахнутыми от удивления глазами.
Довольно интересны те довольно жесткие методики, с помощью которых шеф Антонии, обозначенный как « Ментор», во время тренинга пытался еще более стимулировать ее мыслительные способности.
Можно отметить испанский и даже баскский колорит, с помощью которого писатель делает события еще более рельефными и запоминающимися. Он привлекает для этого цитаты из песен философско-экзистенциального толка, в которых осмысливаются какие-то мгновения жизни, а порой и подводится итог каким-то периодам человеческого существования.
Повествовательную манеру автора бы я назвала современной, энергичной и по совокупности элементов довольно оригинальной...
И еще, как я уже упоминала, с большой долей юмора — порой циничного и даже горького, в котором в концентрированном виде содержатся неприглядные наблюдения о жизни.
be_nt_all, 11 мая 2024 г.
Что будет если взять очередную вариацию на тему Шерлока Холмса (Холмс — миниатюрная женщина, д-р Уотсон — проштрафившийся и несколько асоциальный полицейский-гомосексуалист, увлекающийся баскской тяжёлой атлетикой), перекрёстно опылить это с супергеройским комиксом (хотя способности Антонии может и супер, но всё же не сверхъестественные, пусть происхождения они не только и не столько природного), поместить всё это в жаркую и разноцветную Испанию, добавить в острых моментах эстетики Тарантино (кровь должна фонтанировать)...
Нет, получившийся в результате триллер — отнюдь не психологический. Психология живых людей от психологии супергероев и их антиподов всё-таки отличается, и в этом романе психология скорее отдаёт комиксовой прорисовкой. Но зацепить за читательскую эмоциональную струну автор умеет.
И нет, это конечно же не классический детектив, хотя наполовину англичанка Антония Скотт это весьма узнаваемая реинкарнация Шерлока нашего Холмса. С реализмом здесь тоже как-то не задалось. Но книга яркая, повороты сюжета не заставят скучать а цитаты из классика испаноязычного рока Хоакина Сабины добавляют тексту чуть пряный вкус. И может это и guilty pleasure, но не всегда хочется катарсиса на разрыв, или пищи для долгих размышлений, и на этот случай эта книга — самое то.
...Не будет ведь большим спойлером рассказать что в комплект к реинкарнации Шерлока Холмса в книге появится и тень местного профессора Мориарти. Главная схватка с которым обещана нам в следующем романе, который если и существует, то точно не в русском переводе. Но я бы от такого продолжения не отказался...