Марта Уэллс «Телеметрия беглецов»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика ) | Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Роботы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В ожидании ответного хода корпорации «СерКриз», Киллербот вынужден находиться в постоянной боевой готовности, вместо просмотра любимых сериалов. Загадочное убийство на станции «Сохранение» может означать, что этот шаг сделан. Несмотря на предвзятое отношение к беглому автостражу, служба безопасности станции, привлекает его к расследованию, в результате которого открываются неожиданные обстоятельства.
Действие повести разворачивается до событий романа «Сетевой эффект»
Входит в:
— цикл «Дневники Киллербота»
Награды и премии:
лауреат |
Fantasy Stabby Awards, 2021 // Повесть | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2022 // Повесть |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Рокачевская (3)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tapok, 5 ноября 2022 г.
Однажды на станции
***
«Телеметрия беглецов» – очередная повесть из цикла «Дневники Киллербота» американской писательницы Марты Уэллс. Между прочим, повесть получила престижную премию «Локус». Впрочем, это не первая работа про Киллербота с престижной премией. На русском «Телеметрия» вышла отдельной книгой с огромным шрифтом, гигантскими полями и на газетной бумаге. А что вы хотели? Такое нынче время.
…Киллербот находится на станции «Сохранение». Это место можно считать практически раем. Ещё бы, автостражу даже не требуется особо напрягаться. Разве что присматривать за безопасностью Мензах. Станцию будоражит убийство неизвестного мужчины – это редкое явление на «Сохранении». Киллербот, конечно же, сразу грешит на СерКриз». И он не может не заняться расследованием этого странного убийства…
Сам Киллербот в представлении не нуждается. Это всё тот же автостраж (по-русски киборг), который любит смотреть сериалы, троллит людей, называя их глупцами и нелогичными созданиями (самым ироничным тоном, порой разбавляя его высокомерным снисхождением).
А вот что интересно – это сохранила ли Уэллс фирменный стиль, развила ли мир, удивила ли твистами или юмором? Все эти аспекты интересно наблюдать в срезе сравнения с прошлыми произведениями.
И, увы, «Телеметрия беглецов» проигрывает почти по всем параметрам. Фирменный стиль остался узнаваем (драйв, антураж, изложение текста от первого лица). Мир. К сожалению, ничего нового вы толком не узнаете о мире, читая «Телеметрию». «Сохранение» не является чем-то новым, а в остальном топтание на ровном месте. Что касается твистов, то таковых здесь нет. От слова совсем. Юмор? Вот он никуда не делся. Юмор – это фирменная черта Киллербота. Возможно, первые произведения и выглядели смешнее (вероятно, просто эффект первого знакомства), но и здесь найдутся места, где хочется улыбаться. Особенно в эпизодах с отсылкой к сериалам или к глупости людей.
Что касаемо жанра, то «Телеметрия беглецов» – это фантастика с элементами детектива. По сути, всё время автостраж только и занимается, что расследует таинственное убийство. Любители экшена (особенно рубилова в исполнения Киллербота) могут остаться недовольны.
Заключение: «Телеметрия беглецов» – не лучшая повесть из цикла. Читается она всё так же с интересом, фирменный стиль не даёт заскучать. Но топтание на месте (в срезе мира, в срезе химии персонажей, в срезе сквозного сюжета) вкупе с средним темпом экшена портят впечатление.
8 автостражей из 10.
SeverianX, 27 октября 2024 г.
«Телеметрия беглецов» – шестая часть цикла «Дневники Киллербота». По внутренней хронологии она идёт перед «Сетевым эффектом», что несколько влияет на ее восприятие. Финал пятой части показал нам переломный момент в мировоззрении Киллербота, и в продолжении я ожидал развития этой идеи. Однако его не случилось. Вместо этого автор пошла по пути расширения истории, показав своего героя в необычной для него роли.
На станции «Сохранение» происходит убийство – необычное явление для столь мирного общества. Киллербот опасается, что в деле замешана корпорация – его давний враг. Пытаясь докопаться до правды, главный герой сталкивается с враждебностью и недоверием со стороны службы безопасности. Что ж, автостражу к такому не привыкать, и он все равно берется за расследование, ведь опасность может грозить его другу – доктору Мензах.
От предыдущих частей «Телеметрия беглецов» отличается атмосферой камерного детектива в антураже космический станции. Это интересное переосмысление идей, заложенных такими титанами жанра, как Агата Кристи и Артур Конан Дойль. Отличие в том, что в своем расследовании Киллербот использует новейшие технологии. Правда и тут все не так просто. Служба безопасности ограничивает возможности Киллербота в плане взлома частных сетей и систем наблюдения. На «Сохранении» действуют строгие правила, и автостражу приходится их придерживаться. В роли сыщика Киллербот получился очень рациональным, безэмоциональным и не допускающим случайностей. Само расследование логично и довольно неспешно. Экшена тут на порядок меньше, чем в предыдущих частях. Правда типичная финальная схватка все же присутствует. Есть здесь и типичное для детективов публичное разоблачение преступника.
Никуда не делись и характерные для этой серии размышления Киллербота о своем месте в мире людей, которым он предается в свободное от расследования и просмотра сериалов время. Его немного оскорбляет недоверие службы безопасности по отношению к нему. Ведь он уже неоднократно доказал свою полезность, спасая людей. Также на месте и критика капитализма. Корпорации ставят личное обогащение куда выше благополучия людей.
В плане описания персонажей роман не несёт нам ничего нового. Переломный момент для Киллербота ещё впереди. Однако это не шаг назад, а скорее в сторону. Киллербот отыгрывает новую роль, с которой справляется весьма неплохо. Марта Уэллс показывает нам устройство станции «Сохранение», жизнь на которой заметно отличается от миров Корпоративного Кольца. Здесь общество гораздо более демократично и справедливо – во главе всего стоят права людей. Однако и здесь существует предвзятое отношение к ботам. Кто, если не наш герой, сможет это изменить?
Итог: В предыдущих обзорах я сравнивал «Дневники Киллербота» с сериалом. Так вот «Телеметрия беглецов» – это своего рода спецвыпуск, посвященный приключениям героя вне основной истории. По своему жанру шестая часть несколько отличается от предыдущих, что пошло ей на пользу. Радует, что автор снова смогла удивить меня, привнеся в историю что-то новое.
saranac, 2 июня 2024 г.
В этой повести уже явно бросается в глаза влияние на автора Айзека Азимова с его серии рассказов про роботов, например, «Я — робот!» и тому подобных.
Сюжет действительно попроще чем в предыдущих повестях и, тем более, романа и здесь явный уклон в детектив, как таковой боевой фантастики тут меньше – все действие происходит на станции «Сохранения».
Основа сюжета – это расследование убийство неизвестного человека на станции, а Киллерботу, подписавшему контракт на это необычное дело, предстоит узнать, что это за человек, откуда он и с какой целью прибыл на станцию и за что был убит. Ну и, конечно же, главный пункт контракта – это вычислить убийцу, а в самом расследовании возникают дополнительные задания, которые Автостраж должен выполнить.
Юмор как всегда присутствует. Оценка пониже чем у романа, но это только потому, что формат такой – персонажи не успевают раскрыться и сопереживания и сочувствия не вызывают. Но повесть хорошая, вполне в духе полюбившейся серии.
wertuoz, 29 июля 2023 г.
Произведение небольшое, не претенциозное, скорее необходимое только для того, чтобы дополнить общую картину вселенной книг о Киллерботе, о его характере и поступках, которые снова говорят о том, что он привязан к людям и стремиться ценой собственной жизни спасти всех невинных и установить справедливость. Это снова обаятельный персонаж, который пытается скрыть свою эмпатию к людям за некой ширмой недопонимания и разности искусственного интеллекта и человеческого, но на протяжении всей саги он меняется, обретая все больше человеческих черт и эмоций. Так же произведение заполняет брешь в хронологическом порядке книг (между 4 и 5), повествуя о событиях на планете «Сохранение», о быте и обществе которой нам было известно очень мало.
На этот раз автор отходит в сторону от критики капиталистического бытия, не исключая её полностью, так как параллели между жизнью в корпоративном кольце и на независимой планете все таки проводятся и не спроста. Общая фабула сюжета так же закручена вокруг внешних проблем человечества, то есть беда приходит как бы извне и не порождена обществом «Сохранения», но тем не менее проблемы эти приходится решать, дабы помочь невинным людям и не допустить чего-то подобного внутри своего пространства. И тут как раз на подмогу приходит наш главный герой, в интересы которого так же входит решение проблем внешнего корпоративного беспредела, который каким-то образом проник на чужую территорию.
Основной же сюжет представляет подобие некого детектива с расследованием, опросом свидетелей, поиском улик и дедуктивными умозаключениями, а так же со спасением жизней. На этот раз, с точки зрения экшена, все довольно скромно: враги слабые и неумелые, главный герой в несколько раз их сильнее, быстрее и умнее. Даже финальная битва с главным злодеем проходит довольно быстро и без особенностей, формальная логика соблюдается, но никаких внезапных поворотов не происходит. Тем не менее произведение отвечает на вопрос «кто виноват?» —
В целом произведение стандартное и среднее, но грамотно вписанное в общую канву саги о Киллерботе, которая точно еще не окончена (вроде как на подходе следующие дневники под заголовком «Крах системы»), читается легко и не требует от читателя никакого лишнего напряжения извилин. Хотите еще немного харизматичного автостража, получите и распишитесь.
majj-s, 24 декабря 2022 г.
Спасение и Сохраниение
«На лодочной на станции работаю спасателем.»
Отдаю себе отчет, что окажусь в меньшинстве среди рецензентов шестой части «Дневников «Киллербота», возмущенных привнесением в романный сериал детективного элемента. Но я среди тех слушателей — потому что с самого начала слушала цикл в исполнении Игоря Князева — среди тех, кого это радует. Главным образом потому, что основной пафос истории и фигуры Автостража не изменился, он по-прежнему защищает и спасает этих бестолковых неумех людей, которые сами о себе не в состоянии позаботиться. Хотя, стоит отдать им должное, умеют быть настоящими друзьями.
Марта Уэллс удивительно попала в резонанс к читательским ожиданиям этой своей фигурой не вполне робота и не вполне человека, который кругом в промежуточном состоянии: преимущественный социофоб, но периодически остро нуждается в людях; одиночка, но то и дело завязывает приятельские отношения с другими ИскИнами, от робота для развлечений до громадного галактического корабля; может мгновенно производить сложнейшие вычисления и поглощать терабайты информации, но сам не свой до дурацких сериалов.
Но главное — противостоит могущественной корпорации, с равным успехом перемалывающей в расходный материал его сородичей и человеческие судьбы. Такой отчасти Робин Гуд новейшего времени, архетипическая фигура, модифицированная в соответствии с его (времени) требованиями. Наверняка в этом причина того, что незамысловатым повестям цикла много лет достаются Хьюго, Небьюла, Локус — самые престижных мировые премии в области фантастики.
«Телеметрия беглецов» не исключение. Пусть здесь меньше «бдыжь-бдыжь» и добавлена линия герметичного детектива — история начинается с того, что на станции Сохранение найден труп неизвестного мужчины. Киллербот не отправился с ГИКом в межпланетное странствие, остался, чтобы охранять доктора Мензах, которой, как вы помните. он обязан свободой и в конечном итоге жизнью. СерКриз не дремлет и всегда готова подложить свинью подопечным Автостража, но на сей раз корень проблемы не в ней.
Гадких корпораций, которые заманивают людей обещаниями честной работы за честную плату, превращая в пожизненных крепостных, вместе с еще неродившимися детьми, и кроме СерКриз хватает. А в конце концов детектив придет таки к народно-любимому боевику с «врагом №1», «Врагом №2» и вот этим вот всем. Не переживайте.
Ctixia, 10 декабря 2023 г.
Марта Уэллс продолжает радовать историями про полюбившегося публике Киллербота. А Игорь Князев продолжает радовать шикарной озвучкой.
На этот раз читателю предлагается некий герметичный детектив — Автостраж берется за расследование убийства, произошедшего на станции Сохранение, где он с друзьями ожидает мести от корпорации СерКриз, которой в прошлом они немало насолили. Действие практически не выходит за пределы станции, и даже сцена в космосе проходит скорее незамеченной. То ли руководствуясь желанием наладить отношения со службой безопасности, то ли в попытках утереть им носы, то ли всем сразу, но Рин обходит их на повороте и раскрывает неожиданную преступную схему. Забавно слушать его переговоры с кораблями и ботами, когда памятуя о своем обещании не взламывать станционные системы, Киллербот просто начинает их... просить об услуге. И, конечно же, история не обойдется без пары перестрелок и использования медблока.
По ощущениям, повесть меньше предыдущих, но и раздувать её до романа нет никакого резона — автор изначально выбрала такую стратегию, и я полностью ею удовлетворена, проведя отличный вечер с книгой. Но наши издатели всё равно выдоят всё возможное, печатая короткие повести в формате полноценных изданий.
AndrewBond, 10 июля 2023 г.
Попроще, чем предыдущие части, сюжет прямой как палка, но, пока еще читаемо, если нужен чистый экшен.