Борис Гребенщиков «Селфи»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neo smile, 27 мая 2020 г.
Я ходячее лихо;
Плохая примета, дурной знак.
Я ходячее лихо;
Плохая примета, дурной знак!
Не трать дыханья на мое имя –
Я обойдусь и так.
Те, к кому я протягивал руку —
Спотыкались и сбивались с пути.
Те, к кому я протягивал руку —
Спотыкались и сбивались с пути!
Я — хозяин этого прекрасного мира,
Но мне некуда в нем идти...
Одна из самых пронзительных вещей. Вне всякой градации и какой-либо принадлежности. «Селфи» — это холодный и очень красивый психоделик, который будет понятен всякому много пережившему взрослому человеку. Такой себе аскетичный монохром на долгую память «в анфас и профиль».
Да, безусловно, такие вещи приходят к автору в душу, выплёскиваясь взрослой болью на бумагу, именно в периоды тяжёлых экзистенциальных кризисов. Когда каждое слово отдаёшь буквально «с кровью» и с личной болью переживаешь всё сам и всё на себе... Именно поэтому такие вещи порой очень токсичны: этот яд может вылечить затянувшуюся болезнь, а может просто убить. На такую лирику, я сейчас имею ввиду весь трек в целом, а не только текст, нужен особый иммунитет именно от слушателя.
Сколько раз читала и слушала мало вразумительные высказывания всяческих «знатоков»: Гребенщиков — маргинал и заевшийся «прихвостень» РФ реалий, который изощрённо навязывает собой вязкие доктрины буддизма... Ничего не хочу в свою очередь кому-то навязывать. Скажу только одно: до таких вещей реально нужно именно Дорасти. И перечувствовать всеми струнами именно своей души то, о чём он говорит и пишет. В противном случае получится имитация смысла неприжившихся и отторгнутых ощущений.
У Гребенщикова в «Селфи» получилось сделать настолько личную и тонкую историю, — на такие вещи он обычно не ставит «Аквариум», а просто отдаёт их в мир под лейблом «БГ».
Цельный, умный, пронзительный, аскетичный и знающий цену всему, — это про Гребенщикова в частности и про всё его творчество в целом. И такие вещи, как «Селфи» лучше всё же слушать, чем читать. Слушать на нервной модуляции его надломленного голоса; на глубоких и тяжёлых сюррах великолепной аранжировки; на сбитых «в кровь» начальных аккордах его акустики.
Часто в своих интервью Гребенщиков говорит журналистам: «Я отвечаю за каждый авторский знак и за каждое слово, которое отдаю своему слушателю. Чего и всем авторам искренне желаю». Я от себя скромно добавлю: в свою очередь от себя всем желаю, искренне и вне всякой иронии, чтобы то, о чём говорит БГ в «Селфи», было понятно далеко не всякому и не каждому. Потому что переживать глубокие трипы такой экзистенции — это так себе «развлечение», из которого далеко не каждый выходит победителем. Это очень сложные битвы, которые порой заканчиваются личной трагедией. А порой, когда много позже оставляешь эту пережитую боль за плечами, всё это оставляет такое горькое послевкусие — хочется вычеркнуть и выкорчевать эти вещи навсегда, и ничего не помнить и не знать... А просто не оборачиваться на пережитое. И только колкой и порванной струной потом фонит в очередной случайной переслушке:
Я иду с тяжёлым сердцем,
Моя тропа не выводит к крыльцу.
Я иду с тяжёлым сердцем,
Моя тропа не выводит к крыльцу.
Передайте в Министерство
Путей Сообщения –
Этот рейс подходит к концу...
Аквариум обожаю очень сильно и очень давно. БГ люблю уже много лет трепетно, искренне и нежно. Слушаю его под всякое настроение и любой отвязный драйв. И каждый раз, как в хорошей классической книге, между строк всплывает «что-то ещё», — не высказанное и вытесненное на самые «задворки» подсознания. То, на что всегда не хватает ни слов, ни знаков препинания, ни сил вспоминать.
Альбом «Соль», записанный в 2014м — один из самых сильных и красивых не только в отечественном роке. Этот студийник писался с зарубежными музыкантами и это особый знак качества «Аквариума». Это образчик высокого класса того, как реально нужно уметь подходить к творчеству в целом, оставляя правду «купюрами на полях» глубоко личного и пережитого. Аскетичная «Ветка», великолепно положенная на психодел белого стиха. Нежное и трогательное «Голубиное слово», которое способно дать ответы на многое, и особенно на то, на что определений порой не хватает. Жёсткий хардкор от «Праздника урожая во дворце труда», который просто беспощадно пробивает навылет...
Могу с уверенностью давнего фана искренне отметить: Гребенщиков со своими музыкантами очень цельный и разноплановый. И спасибо им за то что они такие как есть, и больше никакие. Ни на кого особо не похожие, — самобытные, честные, талантливые, способные на умную и взрослую провокацию и долгое послевкусие от классных текстов и музыки.