Аркадий Гайдар «Горячий камень»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Сказка о волшебном горячем камне, мальчике Ивашке и одиноком старике.
В журнале «Мурзилка» за 1941 год, No 8, 9.
Экранизации:
— «Лето на память» (1987, СССР, реж: Юрий Кузьменко)
Входит в:
— антологию «Лукоморье. Сказки русских писателей», 1952 г.
— антологию «Остров сказок», 1974 г.
— антологию «Преображение», 1977 г.
— антологию «Волшебные краски», 1978 г.
— антологию «Артельные мужички», 1980 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1984 г.
— антологию «Драгоценный ларец», 1985 г.
— антологию «Наши сказки», 1987 г.
— антологию «Десять сказок», 1989 г.
— антологию «Сказки России. Сказки современных писателей», 1993 г.
— антологию «Лукоморье», 1994 г.
— антологию «Три Толстяка», 2004 г.
— антологию «Десять сказок», 2006 г.
— антологию «Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы», 2006 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 2017 г.
— журнал «Смена № 8, 2022», 2022 г.
Экранизации:
— «Горячий камень» 1965, СССР, реж. Перч Саркисян
- /языки:
- русский (120), немецкий (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (120), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Далчев (1), К. Саллоши (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nostromo 2015, 30 октября 2024 г.
Не могу не присоединиться к обсуждению подобной темы. Действительно, «возвращение молодости» — очень сложный и интересный философско-риторический вопрос. Останется ли сознание умудрённого жизнью старика в теле молодого человека, либо все эти знания сотрутся, и жизнь начнётся сначала? Ведь все наши яркие воспоминания детства, сопряженные с неожиданными открытиями, разочарованиями. потерями, откровениями потому и остались такими в памяти, что были впервые, а всему в жизни, как известно, свойственно приедаться и мельчать. Потому и кажется нам, что «школьные годы тянутся бесконечно», а зрелая жизнь летит, как стрела. Хотя, поэт Е.Долматовский уверяет в обратном (песня «Школьные годы» https://yandex.ru/video/preview/17244394619614483769) Мы можем вспомнить подробности событий на уроке 2-го класса, но не помним, что было неделю назад! У меня, например, периодически самопроизвольно и отчётливо всплывают в памяти события 50-летней давности, тогда, казалось бы, ничем не примечательные — разбор кучи старых книжек возле гаражей, тлеющие кучи листьев во дворе многоэтажек с характерным запахом дыма, куда ещё и веток можно было подбросить(признак осени тогда — сейчас такое и представить в Москве невозможно — а весна, это повсеместные огромные лужи, ручьи и запах свежести, чего сейчас тоже уже нет), или катание ночью(скорее вечером, но фонарей в начале 1970-х было мало) с обледеневших оврагов на фанере(санки на скорости не управлялись)... Интересно, как бы проходила «повторная» жизнь индивида, уже познавшего все её проявления..? Безусловно, можно было бы не совершить множества ошибок, свойственных неопытности, но стало бы нам от этого лучше жить, не охватила бы «всепоглощающая скука» от такого бытия — ведь мы все стремимся получать эмоции, предпочтительно положительного характера..?
Любопытная мысль прозвучала в предыдущем отзыве — я ранее никогда об этом не задумывался — не побоится ли тот, кому представится возможность «начать жить сызнова», снова проходить все «перипетии и тернии» жизненного пути с риском «не найти более-менее удачного выхода из этих лабиринтов»? В самом деле, как же быть с фактором «эмоционального выгорания, усталости от жизни», где набраться душевных сил повторять весь непростой жизненный путь, может быть, с большой долей вероятности неблагополучного исхода? Если проанализировать прошлое, то окажется, что все мы(я, по крайней мере) много раз стояли буквально на краю пропасти, но не упали в эту бездну, и «стрелка жизненной магистрали» переключилась удачно (в очередной раз)...Удастся ли снова, как говорится, «пробежать между каплями» (выражение А.Микояна -«от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича»)? Не лучше ли «сидеть там, где мы есть», если хватило ума «выбрать с детства верный путь и решить, чем заниматься», как поётся в известной песне А. Макаревича. Стоит, наверное, принять тот факт, что идея повторной жизни — удел полных неудачников либо глубоко несчастных в своей жизни людей...
Инна ЛМ, 3 мая 2022 г.
«Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала».
Каким образом произойдет возвращение молодости, по надписи на камне неясно – перебросит ли человека в ту эпоху, когда он был молод, или он станет молодым в настоящем времени? Мысль от лица автора в конце рассказа указывает на второй вариант: «Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
Но по какому бы сценарию ни возвращалась молодость, разбивание камня, по-моему, отлично вписывается даже в ту идеологию, по которой написан этот рассказ. Если для старика-сторожа главное, за что он ценит свою жизнь, несмотря на все выпавшие ему испытания и мучения – что он принес много пользы своей стране и внес свой вклад в строительство нового справедливого общества, то из этого должно логически вытекать стремление воспользоваться шансом принести такой пользы вдвое больше, потратив на это еще одну жизнь. Вернуть так молодость – это ведь не отрицание и забвение уже прожитой жизни, а шанс прожить вторую. Что плохого и не согласующегося с коммунистической идеологией в том, чтобы старик – помня весь свой революционно-военный опыт и заслуженно гордясь им – опять стал бы молодым и здоровым и все свои силы отдавал на благо страны уже в нынешних мирных условиях, хотя бы работая в колхозе уже не сторожем сада, а, например, трактористом или еще кем-нибудь? Если для него величайшая ценность – служба своей стране, то как он может отказаться от того, чтобы продлить эту службу на максимально доступный срок и нести ее с наибольшей эффективностью? Лишний работник, сильный, честный и трудолюбивый, колхозу бы ну никак не помешал.
А вот обычные люди, думающие в первую очередь о своем счастье, вполне могут попросту побояться такого риска – прожить еще одну жизнь. Вдруг она окажется хуже той, которая уже прожита? Вдруг в ней будет еще больше потерь и всяческих проблем, бед и неудач? У людей может не хватить душевных сил на то, чтобы решиться повторить все это – или аналогичное – еще раз. Так что весьма вероятно, что камень остался лежать на горе целым и неразбитым как раз по этой причине.
StasKr, 5 апреля 2012 г.
Жизнь прожить надо так, что бы ни о чём потом не жалеть. Все об этом знают, но мало у кого так получается. И трудно представить, насколько счастливым должен ощущать себя человек, который на склоне лет нисколько не жалеет о прошедшей молодости, у которого нет (по его мнению) упущенных возможностей, который добился много большего, чего он мог мечтать.
Эта история вневременная и коммунистическая идеология, которой придерживался автор сказки, не делает её хуже. Чрезвычайно мощная вещь, возможно даже самая сильная в творчестве Аркадия Гайдара.