Дарья Странник «Чтобы выжить»
III место (авторы) / Астра-блиц № 58
альманах «Астра Нова» № 2, 2019
Входит в:
— антологию «Астра Нова: альманах фантастики № 2 (012), 2019», 2019 г.
— журнал «Edita № 81, 2020 (совместно с Международным литературным клубом «Astra Nova»)», 2020 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Death Mage, 24 июня 2023 г.
Вроде бы рассказ не относится к жанру «хоррор» — здесь у нас киберпанк — но ощущения, как от хоррора. Впрочем, киберпанк сам по себе мрачный жанр. Однако всё-таки в рассказе всё совсем уж мрачно. Какой-то просвет, если его таковым можно назвать, будет только в самом финале.
Стандартных киберпанковских «войн корпораций» от истории ждать не стоит. Тут про импланты. Что тоже вряд ли назовёшь чем-то новым и оригинальным.
Однако мне понравилось, как показано постепенное превращение девушки Ирмы из человека в: то ли киборга, то ли робота, то ли вообще ни пойми во что. Сначала глаза себе «улучшила»; потом вставила «фильтры для носоглотки»; затем — цитата: «стабилизация эндоскелета, наращивание элементов экзоскелета»; далее — «мини-биогенератор», который позволяет почти не есть. В итоге, вряд ли её, после всех подобных «улучшений», можно назвать человеком. Скорее это уже что-то, что человеком было.
И всё это сделано, чтобы выжить?
Ну не знаю…
У меня сложилось такое впечатление, что мир скорее доставлял героине неудобства, а не старался её убить. И все модификации нужны были не для того, чтобы выжить, а для того, чтобы жить было легче. Комфортнее.
Впрочем, возможно, что тут я могу ошибаться. Просто не люблю героев, которые не прогибают мир под себя, а позволяют миру прогнуть их. А в данной, конкретной истории, возможно, не просто «прогнули», но ещё и «сломали» перед «прогибом».
В финале рассказа есть просвет, о котором я упомянул ранее — в конце рабочего дня Ирма слышит шум в голове, который её мучает. И тут бы установить очередную модификацию — «саморегулирующийся слуховой аппарат» — но Ирма этого не делает.
Почему?
Потому этот шум позволяет ей помнить о своей человечности.
Вроде бы финал, несмотря ни на что, оптимистичный, что не может не радовать. В изуродованном модификациями теле всё ещё остаётся душа. Возможно, что шум — это она есть.
Возможно, такой вывод и нужно сделать. И он будет правильным. Всё-таки жаль бедную Ирму.
Но я не удержусь и сделаю другой: «Может у Ирмы просто барахлит вентилятор, охлаждающий центральный процессор? И стоит его починить?»
Простите, не удержался.
Но если героиня мне скорее не понравилась — не люблю слабаков; то мир рассказа (тут это Город, конечно, а не мир; киберпанк же ведь, а не фэнтези) мне очень понравился.
Приведу несколько цитат:
1) «Город слепил яркой рекламой, фарами транспорта, вывесками фирм и магазинов».
2) «Город душил вонью дешёвого топлива, копотью заводских труб, запахами пота и безнадёжности».
3) «Город затягивал в трясину человеческих тел, в бесконечные толпы, в мясорубки переполненных вагонов».
4) «Жадные станки любили отрывать пальцы железными пастями-шестерёнками».
5) «Город был омерзителен на вкус», «Бурый кофе без запаха, затхлая жирная еда, по выходным — пойло без названия, обжигающее рот и горло, дарящее несколько часов забвения».
6) «Переполненные небоскрёбы вибрировали, как ульи».
Ну и хватит, пожалуй.
Описания города показывают его этаким монстром, что и добавляет рассказу ту самую «хоррорную» атмосферу (чем-то напоминает видеоклип на песню «Vermilion», группы «Slipknot»; не по жанру, но по общему впечатлению). И самое страшное, что это чудовище не убивает и даже не пытается убить, а заставляет людей себя уродовать. Город воспринимается, как полноценный антигерой, а не просто локация, в которой происходит действие истории.
И, тем не менее, складывающаяся в голове картинка получается цветной, со звуком, со вкусом и с запахом. Я бы почитал, что-то ещё в подобном мире. Только чтобы там был Герой, который поставит Город на колени, с помощью тех же имплантов. Чтобы были какие-то хакеры-бунтари-революционеры. Чтобы… Короче, чтобы там было не только — «чтобы выжить»!
Ну вот…
Уже что-то своё начинаю придумывать…
Но мне кажется, что если рассказ не просто доставляет удовольствие сам по себе, но ещё и на что-то провоцирует, то это очень хороший рассказ. Значит, он не оставил меня равнодушным.
Несмотря на мрачную атмосферу, написана история бодрым и динамичным стилем. Читается точно так же — бодро и динамично. Есть интересные авторские находки. И хотя «трясину человеческих тел» и «мясорубки переполненных вагонов» не назовёшь чем-то красивым и привлекательным, но лично я их в свою «Копилочку интересных фраз и выражений» утащил.
_Y_, 22 сентября 2020 г.
Рассказ я читал второй раз и, что интересно, заметил в нём нечто новое. С первого раза обратил внимание только на тяжесть атмосферы и беспросветность сюжета. Определённо, именно это автор и хотела показать. Но только со второго раза до меня дошёл смысл проведённого красной нитью через весь текст рефрена. Рефрен «чтобы выжить» сначала идёт как конформизм, а потом как протест. Как такое впечатление достигнуто сказать не могу, может быть надо ещё раз восемь прочитать?:))