Влад Вегашин «Времена года»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Утопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии) | Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
История трёх волн коронавируса, обрушившихся на человечество. история людей, которые выживали и выжили во время самого долгого карантина, какой только можно себе представить.
Входит в:
— условный цикл «Постэпидемия»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 8 мая 2020 г.
При всей неоднозначности рассказа «Времена года» Влада Вегашина, нельзя не признать: да, это действительно одна из первых попыток в рамках проекта «Постэпидемия» заняться тем, ради чего он задумывался — моделированием «мира, который появится по завершению пандемии COVID». Но вот есть ли хотя бы слабая вероятность того, что всё закончится именно так, как на страницах рассказа — это уже другой вопрос. Я не стану рассматривать теоретическую возможность полётов в другие галактики к 2090 году, как и вопросы существования «космических эльфов» с индигово-синими волосами, потому как не разбираюсь в этих предметах, но про возможности самообразования и дистанционного обучения могу высказаться совершенно определённо, потому как имею к ним непосредственное отношение. Не знаю, какова ситуация в крупных городах, но в сельской местности отношение педагогов к проблеме «дистанционки» довольно однозначное (цитирую): «Если этот дурдом не закончится к новому учебному году — я увольняюсь». И это никак не связано с тем фактом, что в сельской местности работают учителя с плохо выраженной гражданской позицией. Ни в коем случае! Всё упирается в банальнейший возраст педагогических кадров, которые процентов эдак на 70 состоят из пенсионеров, которые не видят НИКАКОГО СМЫСЛА подстраиваться под новые реалии и осваивать новые технологии. А взять новых, молодых педагогов попросту неоткуда, так же, как и заманить их в сельскую местность. И думать о проблеме нужно было даже не 5-10, а скорее 10-15 лет назад, когда «старая гвардия» ещё могла передать бесценный педагогический опыт молодёжи. А теперь уже попросту поздно — «кадровый голод», о котором, наконец-то, вспомнили власть предержащие, уже не то, что не за горами, он УЖЕ наступил...
Так что все мечты о программистах и специалистах по информационным технологиям, благодаря работе которых «сотни тысяч оставшихся без заработка человек смогли за считанные недели освоить элементарные навыки информационных профессий и не оказаться в финансовом кризисе» — не более, чем фантастика. Кто учить-то будет? Блогеры и инстаграмщики что-ли, превратившиеся в сознательных, целеустремлённых людей и даже успешных изобретателей? Так не бывает. К сожалению.
Ну, а «банкиры, предоставившие всем гражданам отсрочки по кредитам» — это и вовсе фэнтези =)))
Sawwin, 6 мая 2020 г.
Отто Бисмарк некогда написал, что из каждого свинства можно извлечь кусочек ветчины. Перед нами и есть этот кусочек, который можно извлечь из ублюдочного проекта «Постэпидемия». Большинства рассказов (я пока прочёл 17 штук) представляют собой абсолютный отход мыслительной деятельности. Два серьёзных рассказа (Бачило и Хаецкая) не имеют никакого отношения к заявленной теме. И вот, наконец, рассказ Влада Вегашина. Сразу оговорюсь, я не знаю, кто такой Влад Вегашин, чтобы познакомиться с его творчеством, мне пришлось лазать на страницы Самиздата. К тому же, многократно нажегшись на произведениях цикла, я изначально относился к этому рассказу негативно, за что прошу прощения.
За что можно похвалить:
а) Рассказ полностью соответствует заявленной теме.
б) В рассказе отсутствует шапкозакидательство, которым грешит большинство других авторов.
в) В рассказе отсутствует великодержавный шовинизм. О Западе автор не говорит ничего, но можно догадаться, что там люди сталкиваются со всеми теми же бедами, что и в России.
г) Прекрасно показано, как разные люди стараются или не стараются справиться с навалившейся бедой. Разные люди, разное, но всегда психологически обоснованное отношение к беде.
Если бы этим рассказ и ограничивался, ему можно было бы ставить десятку, несмотря на ряд стилистических проколов.
Увы, ужасающе пафосная концовка, словно содранная с американских образцов, портит всё впечатление, Победители, шагающие под боевыми знамёнами и дружные овации спасённых — это жуть. А уж космическая закольцовка рассказа, пролог и эпилог, совсем никуда не годятся. Настоящая концовка там, где люди наконец могут выйти на улицу, поглядеть друг другу в глаза, коснуться руки. Если бы рассказ был закончен на такой ноте, я бы поставил ему десятку. А так, что есть, то есть.
Lilian, 15 мая 2020 г.
Рассказ-утопия, в котором Земля несёт спасение от эпидемий ковида другим инопланетным цивилизациям. Межзвездные перелеты, увеличившаяся продолжительность жизни, встречи с космическими эльфами — и всё в этом столетии. И никаких чудо-артефактов не понадобилось, спасибо долгой самоизоляции и дистанционному обучению. Чем не фантастика?
Правда, большая часть рассказа — хроника затянувшейся пандемии до эры всеобщего благополучия. И парочка личных историй персонажей, сыгравших важную роль в построении светлого будущего. Посыл у истории неплохой (саморазвитие, целеустремленность, сплоченность перед общей бедой), но большей частью рассказ лихорадит между страшилкой, описывающей тяготы пандемии, и неправдоподобным утопичным пафосом.
Цитата для оценки уровня пафоса:
« — Из ваших слов я понял, что вы пока что не нашли ни одной цивилизации, которая справилась с вирусом самостоятельно. Как же это удалось вашей планете?
— Нашей стране, — уточнила доктор Ленгермейт. Улыбнулась, не скрывая заслуженной гордости: — Мы русские. Мы не умеем сдаваться, не умеем проигрывать. Мы объявили вирусу войну — и мы победили.»
Цитата с самоцензурой:
« Пётр Семёнович, главврач, сначала ругался, топал ногами, кричал, даже матом ругался — какого пиип, да вы просто пиип все, у вас в головах только пиип.»
Увы, всё вышеперечисленное не позволило мне проникнуться идеей рассказа и его четким следованием заданной теме «мира после ковида».
olpo70, 8 мая 2020 г.
Прочитал рассказ и посмотрел в календарь. Нет 2020 год. И всетаки так и хочется назвать его прекрасным образцом старой советской фантастики. Правильно идеологически выдержанный. Без «выпячивания» груди, но и с хорошей долей гордости за наш народ. Немного пафоса в конце, но с другой стороны ведь так оно и есть. В этом парадном шествии должны иди именно эти люди. И по советски скажу- честь им и хвала.
Единственно с чем я несогласен, так это с таким эффектом самообразования.Может быть в силу своеговозраста и того что я получил прекрасное, но почемуто загубленное, советское образование. Учится сидя дома? Причем не просто образование, а получение новой, серьезной и очень сложной професии. Без наглядных пособий, практики, лабораторных работ и так далее. Спорный вопрс.
mputnik, 8 мая 2020 г.
Перемудрил автор. Шикарная заготовка для прекрасного фантЧтива. Но — увы, не более, чем заготовка. Уважаемые граждане товарищи авторы, не занимайтесь украшательством: без этих фантРюшечек и формальных экивоков в сторону инопланетных цивилизаций действительно достойное фантЧтиво не перестанет быть достойным Светлого Храма Фантастики. Зато — вопреки пословице, в данном конкретном случае — кашу можно запросто испортить маслом. Если ливануть в тарелку из литровой банки, например.
Здесь же, ежели начало и конец выбросить, а серёдку чуть подрихтовать, сбросив малька амплитуду придыханий — вот и было бы Самое То.
Но, как говорится — «...читателю — читателево, автору — авторово...»