Иеремия Готхельф «Чёрный паук»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Готика ) | Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Центральная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На хуторе идут приготовления к большому празднику — крестинам. К полудню собираются многочисленные гости — зажиточные крестьяне из долины; последними приходят крёстные.
Вечером крёстная заметила, что в новом доме оставлен старый, почерневший от времени дверной косяк и поинтересовалась на этот счёт у хозяина. Тот рассказывает гостям старинное семейное предание о Чёрном пауке…
Статья о новелле в Википедии.
«Чёрный паук» был экранизирован в 1983 г. швейцарским режиссёром Марком Рисси (Mark M. Rissi).
Входит в:
— сборник «Bilder und Sagen aus der Schweiz. Erstes Bändchen», 1842 г.
— антологию «Nineteenth Century German Tales», 1959 г.
— антологию «Порождения тьмы», 1993 г.
— антологию «Арахна. Большая книга рассказов о пауках», 2021 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988 |
Экранизации:
— «Черный паук» / «De zwarte spin» 1960, Бельгия, реж. Francine Bruylandts, Mark Liebrecht
— «Черный паук» / «Die schwarze Spinne» 1983, Швейцария, реж. Марк М. Рисси
— «Проклятие черного паука» / «Die Schwarze Spinne» 2022, Швейцария, Венгрия , реж. Маркус Фишер
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alfie, 25 декабря 2023 г.
Очень неспешная мистико-религиозная повесть на тему сделки с дьяволом, написанная с использованием так называемой рамочной композиции. Другими словами, прежде чем добраться до самой мякотки (фантастической внутренней сюжетной линии), читателю придется долго и упорно продираться через довольно муторную и вызывающую зевоту скорлупу (реалистичную внешнюю сюжетную линию), во всех подробностях живописующую день крестин в одной швейцарской деревеньке: от подготовки и похода в церковь до возвращения домой и обильного праздничного обеда. Тут и развернутые описания природы, краткие характеристики персонажей (коих в повести столько, что иной раз можно и запутаться), кое-какие совершенно незначительные для сюжета перипетии и детали, дотошные описания блюд и т.д. и т.п.
Внутренняя сюжетная линия суть жуткая история давно минувших дней о тиране-рыцаре, бедных крепостных крестьянах и одной сделке, следствием которой стало ужасное проклятие, надолго запомнившееся жителям долины как чумное поветрие. Ее гостям крестин поведает старик — патриарх семейства.
Черный паук — создание преисподней, от укуса которого страшные бубоны покрывают тело, чернеет кожа, и мертвецы, заваливая собой улицы так, что не проехать на телеге, распухают, словно утопленники, явился в наказание крестьянам, решившим обвести дьявола вокруг пальца. Поплатились не только простые люди, но и рыцари, по чьей злой воле первые и вынуждены были связаться с нечистым.
За первой историей проклятия и героической жертвенности, рассказанной стариком, последует вторая, чуть короче, но для нее посыл уже будет иным. Если первая говорит читателю: «В своих тяготах уповай на молитву и помощь Господа, ведь его власть больше власти Сатаны», то вторая предостерегает: «Будь добрым христианином, не забывай Бога и уроков прошлого, иначе рискуешь навлечь на себя беду», что можно также толковать как неприятие нового и чужеродного (в повести почти все более или менее злодейские персонажи — неместные), и консервативную приверженность традициям. В качестве последних выступают христианские благодетели: смирение, скромность и прочие.
В целом история довольно занятная. Хватает в ней жути, и от прочтения можно получить немало удовольствия. Если только вы читатель, наслаждающийся неспешным повествованием, пусть и хорошим, но старомодным слогом, и вам не претит религиозный пафос и едва ли не притчевая мораль.
horoshogromko, 24 октября 2022 г.
Повесть на любителя.
Дело происходит на крестинах в швейцарской деревне. Во время застолья гости замечают в новом свежевыстроенном доме старое, почерневшее от времени бревно. На это дедушка рассказывает историю, как много веков тому местные крестьяне заключили сделку с дьяволом, а потом хотели дьявола кинуть, за что тот наслал на них пауков-убийц. Народ пауков победил, последний паук заточён в чёрном бревне, а бревно это с тех пор всегда часть дома как напоминание обитателям вести праведную жизнь.
Что очень понравилось: неспешные, душевные описания швейцарских традиций. Как собирается семья на крестины, во что одеты крёстные, что подают к столу… Красота.
Понравился юмор: тот же дедушка рассказывает, что когда крестили его самого, стояло жуткое ненастье. Суровую погоду сочли предзнаменованием, одни предсказывали ребёнку раннюю смерть, а другие — удачу на войне. Однако дедушка мирно дожил до старости и на семьдесят пятом году “ему уже не грозит ни ранняя смерть, ни удача на войне”.
Хехе.
Что понравилось не очень: мораль. По сюжету деревенским крестьянам рыцарь-самодур даёт заведомо непосильное задание, а за невыполнение обещает всем капут. Крестьяне в панике, но появляется дьявол и предлагает помощь в обмен на некрещёного младенца. Они соглашаются в надежде, что к тому времени, когда какая-нибудь женщина забеременеет, они придумают, как отмазаться. Когда в деревне рождается младенец, крестьяне находят-таки, как не отдать его дьяволу, но дьявол впадает в ярость и насылает чёрных пауков.
Мораль такая, что крестьяне страдают, потому что заключили сделку с дьяволом. А то, что сделку заключили от страха и отчаянья, — про это почему-то ни слова. И дьявола непонятно, за что чморят: был уговор, он свою работу выполнил, а его кинули с гонораром. Конечно, он недоволен.
Странная мораль. Нелогичная.
И ещё, хотя нельзя сказать, что это однозначный минус, стиль повести специфический. Автор пишет вдумчиво, обстоятельно, и не то чтобы чересчур многословно, но уж больно медленно. Местами хочется включить ускоренную перемотку.
sergej210477, 13 января 2018 г.
Красочный и яркий рассказ. Мне он напомнил страшные истории Н. Гоголя, как по сюжету, так и по стилю. Мрачная сказка далекой старины, рассказанная на празднике по случаю крестин. Удивительная сельская идиллия народных гуляний, щедро приправленная этническим фольклором. А уж описание швейцарского застолья выше всяких похвал! Так вкусно нарисовано, что у читателей текут слюнки.
В центре повествования старая история о сделке, заключённой с дьяволом. Сюжет не нов, повторяется в сказках, наверное, у всех народов. Хитрые крестьяне попытались обдурить черта, и что из этого получилось.
А получилось то, что обычная сказка переросла в полноценный, страшный и классический хоррор. Опять же, напрашиваются параллели с малоросскими рассказами и повестями Гоголя. Красиво, а вместе с тем, жутко.
Кстати, по стилю произведения совсем не чувствуется, что оно написано почти двести лет назад — читается легко и увлекательно.
Black Douglas, 18 июля 2017 г.
На удивление добротная повесть. Мрачно-средневековое осмысление чумы, не раз опустошавшей отдаленные горные села... Глупость, отвага, самопожертвование — все есть, и если старинный слог не пугает — вполне достойный выбор.
Veronika, 15 ноября 2010 г.
Старинный автор, старинный слог, прекрасная нравоучительная и пугающая история. Как бы ни было тяжко, нельзя заключать договор с нечистым — будет только хуже. Я в восторге.
До слёз обидно, что больше ничего у Готтхельфа не переведено