Север Гансовский «Электрическое вдохновение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Изобретатель предложил главному режиссеру провинциального театра провести испытания прибора, способного улучшить игру актера...
Первая публикация в журнале «Театр», № 12 за 1966 г.
На основе рассказа написана одноимённая пьеса.
Входит в:
— журнал «Театр, 1966'12», 1966 г.
— сборник «Три шага к опасности», 1969 г.
— сборник «Идёт человек», 1971 г.
— антологию «Das Mädchen aus dem All / Die Stimme aus der Antiwelt / Der Intelligenztest», 1979 г.
— сборник «Стальная змея», 1991 г.
— сборник «День гнева», 2002 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
- /языки:
- русский (10), немецкий (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Х. Менке (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alexandre, 8 апреля 2009 г.
Замечательная вещь! Просто жалко, что такой мастер тратил свое время на ненужную «научную» фантастику, когда у него так хорошо получаются психологические и юмористические произведения. Великолепное нагнетание напряжённости действия, разумное выполнение требований режиссера — и немедленный ответ как главной «подопытной» героини, так и её партнёров — всё разумно и одновременно безумно, как раз так, как должно быть в настоящем театре. Концовка и забавна, и естественна — ведь не электронные схемы определяют вдохновение и душевный порыв; а научное открытие на самом деле только повод для настоящего познания жизни.
amak2508, 16 сентября 2020 г.
Одно из тех редких произведений, которые обязательно поднимут настроение своему читателю. Причём заслуга тут отнюдь не в фантастической идее — она в рассказе самая что ни на есть традиционная: использование аппаратуры для усиления психоэмоционального воздействия актёра на зрителя. И не в эффектном неожиданном финале (впрочем, для искушенного читателя вполне предсказуемом), позволяющем заиграть новыми красками всему предшествующему повествованию.
Главное же достоинство этого, в общем-то, довольно простенького рассказа — это КАК он написан: лёгкость чтения неимоверная, какой-то очень уютный и добрый текст, все события — вполне узнаваемые по нашей жизни, а улыбка (именно улыбка, а не хохот и не ржач) не будет сходить с губ читателя до самой последней строки повествования.
Причём, рассказ этот, кажется, ещё в некотором роде и уникальный: боюсь ошибиться, но похоже это единственное произведение автора, в котором он позволил себе пошутить. И получилось у него это, надо признать, отлично :).
Pirx, 20 мая 2020 г.
В который раз перечитывая этот великолепный и действительно чрезвычайно остроумный рассказ, вдруг поймал себя на впечатлении эдакого дежавю: где-то я уже читал прям почти точно такого же Изобретателя. И тут меня осенило: ба! да это же практически старикашка Эдельвейс из знаменитой «Сказки о Тройке» братьев Стругацких! И манера поведения почти такая же, и лексикон («рассматриваю театральное искусство с точки зрения электроволновой теории. С одной стороны, актёр, то есть индуктор, с другой — зритель, то есть перцепиент. Между ними осуществляется дистантная биорадиационная связь...»), да и прибор его — на самом деле прямой родственник «эвристической машины»... И даже в фамилиях персонажей связь усматривается: фамилия Эдельвейса — Машкин, т-щ Хлебовводов всё норовил назвать его Бабкиным. А Изобретатель в рассказе Гансовского — Бабашкин!
Рассказ опубликован в декабрьской книжке журнала «Театр» за 1966 год, а первый вариант «Сказки о Тройке» написан в марте 1967-го. К вопросу об источниках и составных частях... ))
Стронций 88, 16 июля 2013 г.
Название насторожило… Произведения, в которых машины рисуют картины, пишут рассказы – для меня вещь избитая. Я и тут ожидал нечто подобное, но – к счастью – ошибся. Театр (да и вообще – искусство) с точки зрения электроволновой теории – очень необычно (оригинально), здорово, хоть и в терминах кое-где звучит неперевариваемо. Но находка колоссальная. К тому же, в который раз удивляюсь, как автор умеет придать жизненности описаниями быта, такого, казалось бы, приевшегося, но в то же время абсолютно узнаваемого и родного – даёт жизни, многое на этом фоне кажется реальным на 100 процентов. И тут этот театр, лопнувшая лампа, какой-то бардак и халтура. И тут же прибор, усиливающие и передающие чужие эмоции. Использующийся в театре! Написано местами – очень здорово, чётко (как всегда у Гансовского). Но местами, по-моему, опять как-то сумбурненько, с иронией (на самом деле этот бардак на подготовки спектакля, перекидывание инвентаря и неразберишное резанье текста – по-моему, переиграно для стереотипно-комичного эффекта… хотя и тут было места живые и колоритные). И такой какой-то диссонанс у меня рождался – я был поражён этой электроволновой идеей искусства и способом его применения; и тут же понимал, что это превращается в некий фельетон, юмор – а хотелось чего-то другого. И концовка мне уже ожидалась – тут кончиться либо трагедией (переборщит он с эмоциями), либо комедией. Окончилось последним. Есть ведь вдохновение не только «от розетки»! И, опять же, концовка вызвала смешанное чувство – и позабавило, и действительно заставило спросить: почему? (из-за внимания мнимого «телевизионщика» из Москвы – так вот подействовало?); и одновременно показалось очень простым, слабым – вот вроде и скатились к юмореске. По-моему, упростило и обеднило. Немножко подразочаровало меня. Очень уж хотелось другого исполнения этой находки.
Вот как-то так. Но, не смотря на скомканные чувства – и идея и язык (особенно финальные сцены спектакля) – порадовало, и было очень хорошо.
ii00429935, 17 сентября 2009 г.
Маленький шедевр талантливого писателя. Граф Калиостро когда-то пытался вывести формулу любви, изобретатель из этого рассказа пытается заменить творческий порыв, вдохновение бездушным прибором. Чем закончится эксперимент, в общих чертах можно догадаться и до прочтения, но автор все равно вас удивит в финале! Кроме того, с какой любовью и знанием дела описывается мир заштатного районного театрика, где вопреки всему иногда рождается высокое искусство! Наверное, так же нежно относился к театральным людям великий драматург Островский.
Zofo, 18 июня 2022 г.
Рассказ прекрасно написан, но построен вокруг сомнительной идеи, что хорошего актёра отличает от плохого интенсивность, с которой он передаёт зрителю свои эмоции, и если усилить эту передачу, зритель будет рыдать от восторга. Во-первых, почему только эмоции, а во-вторых — и главное, — не в интенсивности, конечно, дело, а в том, что именно выражает и передаёт актёр. Если актёр бездарен, то усилится разве что отвращение от того, как мелко и фальшиво то, что он изображает. А не то в кино актёр был бы тем лучше, чем крупнее план.
Впрочем, в концовке неожиданно оказывается, что всё это лишь теория и рассказ скорее психологический, чем фантастический. Правдоподобнее он от этого не становится, и всё по той же причине: бездарный актёр есть бездарный актёр, и ни фантастическими, ни психологическими уловками это так просто не исправить.
Язык и стиль рассказа на высоте, театральный мир провинциального городка выписан сочными сатирическими красками. Жаль, что сюжетная основа так неубедительна, обычно в жанровой фантастике всё наоборот: литературный дар большинства авторов не поспевает за их изобретательностью.
URRRiy, 26 июля 2020 г.
Гармоничный рассказ, идеально сочетается как фактура — атмосфера провинциального театра, со всеми его подробностями, от нервного директора — главрежа до жулика — раздолбая электрика и замотанного художника — оформителя, не говоря об актёрах и их амплуа — так и действие — театральная постановка «с изюминкой».
Действо отражено с иронией, живо, а идея рассказа — изобретение устройства управления эмоциями, и реализация испытания этого устройства на людях — показана четко и без фальши.
В общем, удачное произведение, рекомендую.
artem-sailer, 5 мая 2020 г.
Приятный юмористический рассказ. Чем-то напомнил «Театральный роман» Булгакова. Будни провинциального театра со своими интригами, реквизитом из подручного материала, возомнившим о себе критиком и заштатными «звёздами».
Иногда действенным является не столько научно-технический прогресс, сколько его видимость)
lammik, 14 января 2020 г.
А вот это очень неожиданный для меня рассказ. Север Гансовский оказался не только мудрым, лиричным, тревожным, мрачным рассказчиком, но и весёлым бытописателем провинциального театра с полными юмора меткими наблюдениями. От них получаешь отдельное удовольствие, тут же перечитывая по второму разу.
«Из темных глубин помещения вышел гражданин в детском обтрепанном пиджачке, с руками, перемазанными краской. Запечатленная на его чертах повесть о более чем скромной зарплате, работе «на чистом энтузиазме» и отсутствии всех решительно необходимых материалов сразу выдавала в нем художника провинциального театра.»
«В течение трех сезонов местный автор — он, как известно, всегда является завотделом культуры в местной газете — донимал театр статьями с угрожающими заголовками: «В стороне от жизни», «Без компаса», «Без творческого огонька». Он желал стать драматургом, чего бы это ни стоило зрителям, и привлек на свою сторону райисполком, многочисленные собрания трудящихся и даже начальника местного гарнизона.»
«Островскому горожане доверяли, и поэтому на «Бешеных деньгах» даже без войсковых частей получился полный зал.»
Но вот финал рассказа несколько разочаровал, заставив глубоко задуматься по примеру главного режиссёра театра Салтана Алексеевича.
god54, 3 апреля 2010 г.
Отличный юмористический рассказ, который с очень большой натяжкой может быть отнесен к научной фантастике. Оригинальный сюжет, мастерские диалоги, точные характеры, хорошее знание технических деталей постановки спектаклей в театре, атмосфера, напряжение действия... Просто великолепно. Просто жаль, что автор не писал так фантастику. Прочитать, чтобы узнать совсем другого автора.
Yazewa, 26 мая 2008 г.
Очень здорово по стилю, замечательный юмор. Образы-то как хороши! Абсолютно живые, выпуклые, прекрасно сделанные диалоги! То, что называется — рука мастера.
cherepaha, 20 июня 2007 г.
Хорошо! И, пожалуй, больше сказать нечего. Рекомендую читать всем, а особенно любителям театра.
an2001, 13 апреля 2007 г.
Действие прибора в ходе спектакля вызвало успех, но тем неожиданнее было окончание рассказа :biggrin: