Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Автор совершает означенное путешествие из Петербурга в Москву, в ходе которого в различных деревнях и сёлах живописует местный быт и размышляет о несправедливости существующего строя, перемежая это экскурсами на отвлечённые темы.
История изданий: Начиная с 1790 до 1905 года, книги А. Н. Радищева были под строгим цензурным запретом. Так в 1872 году было изъято и уничтожено издание книжного магазина А.А. Черкесова.
В 1888 году издателю А.С.Суворину удалось напечатать «Путешествие из Петербурга в Москву» исключительно для «знатоков и любителей» в количестве только 100 экземпляров. Большего тиража цензура не разрешала. В качестве еще одного непременного условия, поставленного цензурой А.С.Суворину, было обязательство издателя продавать книгу Радищева никак не дешевле 25 рублей за экземпляр, цена для того времени весьма значительная. Этими двумя условиями цензура ограничивала возможность широкого распространения «Путешествия» и появления его в руках массового читателя.
В 1903 году, соблазнившись, по-видимому, удачами Суворина, П.А.Картавов решил «рискнуть» и напечатал сочинение Радищева в количестве 2900 экземпляров. П.А.Картавов не учел, что цензура великолепно понимала разницу между изданиями, напечатанными в количестве 100 экземпляров и предназначенными для узкого круга, и изданием, рассчитанным уже на массового читателя. Весь тираж картавовского издания был немедленно арестован в типографии. Вынесено решение комитета министров о полном запрещении и уничтожении книги. Это было последнее перед революцией 1905 года издание «Путешествия из Петербурга в Москву», уничтоженное по постановлению царской цензуры.
Революция 1905 года сбила цензурные оковы и в 1906 году в СПб. с дозволения Управы благочиния В.Врублевский издал «Путешествие» Радищева. Это издание не подверглось гонению.
В произведение входит:
|
|
|
|
Входит в:
— антологию «Русская проза XVIII века», 1971 г.
— антологию «Здравствуй, поле русское!», 1977 г.
— антологию «Недоросль. Путешествие из Петербурга в Москву. Подщипа», 1988 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 23 сентября 2024 г.
Да, эту книгу трудно читать. Но и смысл её (как видится сейчас, не во время её написания) не в легкости стиля, и не в витиеватости сюжета. Это – документ времени. И даже язык его, создающий особую сложность для восприятия, это тоже, по сути, документ времени – документ, позволяющий лучше оценить влияние на русскую литературу Пушкина; вот таким – церемонным, полным устаревших слов и устаревших значений – был литературный язык между Ломоносовым и Пушкиным. И кстати, чем-то чтение «Путешествия…» напомнило мне чтение «Сказки бочки» Свифта – похожий язык, похожий юмор (редкий, грубоватый, но остроумный, острословный), и такое же повествование, полное отступлений.
Это – документ времени в своей теме. Со всеми отвлечениями – текстами найденных бумаг, отрывками услышанных поэм, снами-притчами, мыслями, подслушанными разговорами, увиденными сценами, и прочим и прочим (да, этого добра тут навалом, и по иронии финальное отвлечение, «Слово о Ломоносове», единственное, что выбивается из общего ряда, но показывает отношение автора к «основателю новой русской словесности», как к учителю) – он всё об одном: о несправедливости крестьянского рабства, о барском беспределе, о чиновничьей глупости, об устарелости законов и заскорузлости общественных отношений – всё о том, что сейчас принято называть «социальной несправедливостью». Именно сейчас, потому как – как каждый большой, глубокий документ – он неисчерпаем временем. С одной стороны – свидетельство времени, с жестокими картинами насилия и бесправия, с деталями, которые может воспроизвести только свидетель времени, и не может восстановить историк современный, и даже быт и оттенки в этом документе аутентичны, и потому интересны сами по себе. С другой – сквозь века, сбросив часть (может самую тяжелую часть – крестьянское рабство) своей болезненной проблематики, повесть всё ещё несет в своей глубине тени живых проблем. Социальное неравенство, чины не по уму, перевес (пусть легкий, но имеющийся) силы над законом, не цензура, но узаконенное социальное давление и так далее, и тому подобное. Вместе с обильными примерами современных ему жестокостей и проблем, автор показал и смутный, но ощутимый другой край – некий образ утопии. Да, как всегда наивный. Но он-то и заставляет чувствовать разницу между ней и не только тем миром, который запечатлел автор, но и миром современным. Имея такой далекий идеал, чувствуешь, что между изображенным современным автору миром и современностью шаг, конечно, огромен, не так уж и широк. Настолько, что эти проблемы и сейчас имеют определённую актуальность. И это, возможно, главный плюс повести.
David Blain, 14 июля 2021 г.
Случайно прочитал, что на западе Радищева часто называют «русским Фрэнком Миллером». Я заинтересовался, и решил сравнить.
Итак, Фрэнк Миллер, «300 спартанцев»: «Вокруг мальчика начал кружить волк. Он пришел на запах еды. Когти его тверже бронзы. Шерсть его темная ночь. Глаза горят как угли преисподней. Но в мальчике нет страха. В нем проснулся могучий яростный зверь. Имя ему спартанский берсерк. Как же они похожи в этот миг!»
Для сравнения, Радищев: «Детина лет в 25, венчанный ее муж, спутник и наперсник своего господина. Зверство и мщение в его глазах. Раскаивается о своих к господину своему угождениях. В кармане его нож, он его схватил крепко. Мышцы его вздуваются, подобно дикому быку. Дыхание его полно ярости, он дышит ненавистью к своему господину. Мысли и грезы его отгадать нетрудно. В снах своих он мечтает вырвать кнут у своего мучителя и пороть его, пороть дико и безумно! ... Бесплодное рвение. Достанешься другому!»
Что интереснее — Радищев умер при очень странных обстоятельствах, до сих пор много версий и догадок. Один из его близких друзей, Анисин, позже неохотно рассказывал что Радищев во время путешествия в Персию приобрел некую пагубную привычку, которая его и погубила. Что же это могло быть? Гашиш? Он не мог взять много гашиша с собой, а на севере он не растет. Скорее это опий, выращивать мак в своем имении Радищев вполне мог.
В сумме мы имеем уникальное для того времени произведение, рейтинг которому я даже затрудняюсь выставить.
Assad, 1 августа 2021 г.
В романе автор высмеивает пороки своего времени.
Основная проблема романа, это плохая структурированность. Она начинается с того, что повествование натянуто на путешествие, хотя никакого отношение к нему не имеет. Почему тверь -- рекрутчина? Это аллюзия? Непонятно. Также и внутри глав изложение сумбурное.
Читать очень тяжело, хотя все же некоторыми главами зачитаться можно.
Основные пороки того времени: угнетение крестьян, блуд, неравные браки, неравенство перед законом, барщина, цензура, суды судящие по букве закона?, рекрутчина, продажа крестьян, как животных, отсутствие образования для всех.
Описываются также и добродетели: верность, забота, но общество настроено так, что сломать их очень просто.
Многое актуально и сейчас.
При этом приметы того времени я не увидел. Почему не взлетело Учредительное собрание? Автор ведь знал про него. Основная проблема того времени, что сами крестьяне не понимали, что может быть иначе. Критика за исключением некоторых тем, относится именно к мироустройству. Этим она и неконструктивна. Не понятно, 'что делать?'
Абсолютно не понимаю, как можно это читать в школе. Чтобы понять многие вещи нужно очень неплохо разбираться в проблемах того времени, в то время как в школах, даже Советских не принято проводить параллели между предметами. История в школе не связана с литературой никак.
С трудом прочитал в 40.
dgolland, 11 декабря 2020 г.
Решился, под старость лет, все же прочесть. Думал, если что, брошу недочитанным. Ан, нет, прочел всю и даже получил некоторое удовольствие. Весьма познавательно и ,местами, даже увлекательно. А уж, про гордость, которую я испытываю перед друзьями и знакомыми, что читал означенное произведение, и говорить не приходится.
Блофельд, 25 июня 2020 г.
У Радищева получилась настоящая антиутопия. Он описывает Российскую империю в самых мрачных тонах. Он критикует и крепостничество, и армейскую службу, и цензуру. Нет ничего, что Радищев не раскритиковал бы.