Север Гансовский «Побег»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Если ты слаб физически, если у тебя мышцы как вата, кожа дряблая, а грудь впалая, если тебя всё раздражает, и ты готов оскорбить, или даже ударить незнакомого человека, значит тебе, вместе с героем повести Стваном, прямая дорога в палеозойскую эру. Этак на 500 миллионов лет в прошлое. Там, преодолевая преграды, и борясь за свое место под солнцем, ты станешь если не суперменом, то, по крайней мере, настоящим человеком.
Входит в:
— антологию «Фантастика, 77», 1977 г.
— антологию «Синият тайфун», 1979 г.
— повесть «Побег», 1988 г.
— сборник «Чужая планета», 2003 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 140
Активный словарный запас: очень высокий (3417 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!
- /языки:
- русский (2), болгарский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Константинова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Visor., 13 февраля 2021 г.
Оговорюсь сразу: прочитал именно рассказ, который позже был переписан в полномасштабную повесть «Побег».
Как по мне, во время прочтения бросилась некая нереалистичность в виде невероятной выживаемости главного героя. Либо в будущем человек так эволюционировал, что может легко переносить все тяготы и невзгоды на физическом и психическом уровне, либо с детства тренировки у них невероятные, либо мутации им делают. В общем, это была единственная претензия к автору. И, если честно, она практически затирается самим повествованием. В результате даже понимаешь почему главному герою дали такие способности. Да и мир и технологии будущего вполне допускают такое искусственное развитие человека. Рассказ сам по себе философский. Показывается становление героя, которого осудили за некое преступление. А к преступлению его привело то, что в обществе будущего и есть борьба за выживание, и в то же время и нет борьбы в нормальном понимании этого слова, все психически обозлены, каждый варится в своём котле, каждый стремятся к пустой конкуренции ради конкуренции. Люди забыли кто они:
«Мегаполис не станет тебя слушать. В результате сознание неполноценности, и на улице каждый старается себя утешить, взглядом отыскивая тех, кто еще слабей, проще. Нашел — доволен. Вот шагаешь, и понятно: этому доставил маленькую дурную радость, и этому, и вон тому. Черт возьми! Да кто я для вас — козел отпущения?»(цитата)
Вот за то, что человек осознал себя как личность, которой необходим рост, которой необходимо развиваться, но которой не подходит такая жизнь в душных рамках, где в процессе развития ты превращаешься в бездушную машину, был суд и его засудили. Только за это ли его засудили? Герой понял, что у него нет таланта, чтобы взобраться на вершину, а если нет таланта, то ты не сможешь пробиться наверх, хоть из кожи вон вылезли. А вот те, у кого он есть... вот был бы у него талант делать что-то или стремиться к чему-то, получить такой опыт, и использовать его, чтобы быть на голову, на две выше других! Вот родиться бы таким!... Однако, озлобленность этими мыслями, раздражение и последующее преступление... и вот, он на скамье подсудимых и ему вынесен приговор. Вот только какой же приговор ему вынесли?
В процессе чтения под конец рассказа начинаешь задаваться вопросом: «А осуждение ли это судом? И не является ли этот «Суд» так же карательным органом, как и «Приют для слабоумных» является приютом в рассказе Айзека Азимова «Профессия»?
Рассказ побудил к прочтению полной повести.
lammik, 5 апреля 2019 г.
В обществе будущего Стван оказался несколько асоциальным типом и вместо того, чтобы наслаждаться достижениями цивилизации, всё больше ворчал о том, как всё вокруг несправедливо устроено. Для духовной перековки был отправлен в путешествие во времени с тремя, как потом выяснится, остановками. В рассказе «Побег» и описана первая часть этого путешествия — в кембрийскую эпоху. Один на всей планете, из противников только стихия, по преимуществу водная. В борьбе с ней Стван меняется, крепнет и не только физически.
Честно говоря, в отличие от «Медных труб» этот рассказ едва ли стоило выделять, он хорош только как часть прекрасной повести. Это как с ингридиентом салата. Едва ли кто-то будет есть варёную свёклу саму по себе, но вот в салате «Под шубой» она просто незаменима. Так и здесь. Недаром же все остальные отзывы на этот рассказ оказываются отзывами именно на повесть.
sarthur71, 21 сентября 2013 г.
Эта повесть и «День гнева» — одни из лучших произведений автора. Кому-то может показаться скучной и затянутой... Есть немного :) И всё таки, в творчестве автора эти повести занимают особое место. Из всех прочитанных мною произведений запомнились только они.
Не возьму на себя смелость рекомендовать «Побег» современному читателю, но «восьмидесятники» понимают о чем речь...
Стронций 88, 28 августа 2010 г.
Постоянная борьба. В первой главе ¬– борьба с самим собой, вот так, назло Судьям. Борьба с этим безмолвным миром, который будто проникает через страницы книги сюда, в век двадцать первый. С этим бескрайним морем борьба и со скалистым берегом. И всё на фоне этого такого мира, от которого действительно что-то иное происходит в душе. Есть ведь что-то такое – таинственное, величественное и безмолвно древнее. Глава вторая – это ад. Ад мелового периода, где всё жрёт друг друга, рвёт на части, кусает, грызёт. Грязь перемешана с кровью и кусками тел ящеров. Борьба за жизнь. Борьба за жизнь на пределе всех сил. И секунды нет на принятия решений. А уж когда Куриц начинает жрать героя заживо прямо сердце стучит в горле. А этот бред героя: читающий по бумаге Тираннозавр и гоминиды, взбирающиеся по отвесной скале – ведь есть тут что-то именно от Тарковского, торжество символов, ощущений, несущих что-то в самые глубины мозга. Да, когда вспыхивает сверхновая, и герою кажется, что это конец света, всё становится ясно – ясно, чем всё закончится: герою придётся многое осознать, полюбить людей, измениться и вернуться в своё время, перед совершенным им преступлением. Такова воля Судей. Да, предсказуемо. Да, не слишком уж оригинально. Но, по-моему, повесть и не из тех, что стояться на стержне интриги. И без неё от повести трудно оторваться – а это уже огромное мастерство. К тому же она содержит нечто большее, чем лихие повороты сюжета – она содержит неповторимое ощущение, чтобы понять которое нужно эту повесть прочитать.
darkseed, 1 октября 2009 г.
Замечательное произведение. Мало в какой книге тех времен можно было получить столько приключений за один раз! И Земля после зарождения жизни, и конец Юрского периода, и Екатерининские времена. Не забыто и далекое коммунистическое(?) будущее. А самое интересное — наблюдать за физическим, умственным и нравственным ростом человека, сосланого в прошлое за асоциальность. И не просто наблюдать! Возникает желание стать лучше самому. За это автору особое спасибо.
boris246, 11 февраля 2009 г.
мне понравилась АИ-часть про Екатериненские времена, кстати в отдельных отступлениях автор весьма сильно критикует золотой век русского дворянства
Viktorrr, 6 июля 2007 г.
Самая сильная вещь Гансовского. В книге хороши все моменты, и прибытие на ещё необитаемую Землю, и «динозавровые» похождения, и екатерининская часть — всё на отлично. Читать.
Mandor, 8 сентября 2008 г.
Если это лучшее, то что же все остальное? :eek:
На мой вкус тяжеловата вещь. С другой стороны, собственно, этапы (по другому и не скажешь) «срока» прописаны очень сильно. В особенности, «динозаврий» — точно, емко, сочно...
Однако... это реалити другой временной ЛАЙН — СОВЕТСКОЙ.. и этим все сказано...
stMentiroso, 20 февраля 2006 г.
Отличная книга!!! (как и любая вещь этого автора)
Наиболее запоминаемы эпизоды разговора героя с тиранозавром и последствия альтернативной истории, что моглобы произойти если бы герой с помощью своих учеников совершил революцию в екатериниской России.