Иван Тургенев «Призраки»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказчику является призрак дамы, зовущий его на встречу к старому дубу на угол леса. Он обеспокоен и не является к назначенному месту несколько дней кряду, но призрак не оставляет главного героя. Тогда он отправляется в лес, где встречает даму по имени Эллис, которая признается ему в любви.
С тех пор они встречались по ночам и летали... До поры до времени...
Входит в:
— антологию «Бал Сатаны. Русская мистика»
— сборник «Московитские рассказы», 1869 г.
— антологию «Das Unheimliche Buch», 1914 г.
— журнал «The Strand Magazine #280, April 1914», 1914 г.
— антологию «Russische Gespenster-Geschichten», 1921 г.
— антологию «Ancient Hauntings», 1976 г.
— антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.
— антологию «Сказки о кладах», 1988 г.
— антологию «Русская и советская фантастика», 1989 г.
— антологию «Цветок папоротника», 1990 г.
— антологию «Призраки», 1991 г.
— антологию «Vampire Stories», 1992 г.
— антологию «Семья вурдалака», 1993 г.
— антологию «Призраки: Русская фантастика середины XIX века», 1997 г.
— антологию «Тени старинных замков», 1997 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
— антологию «Мистические сумерки», 2012 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— антологию «Звезда Соломона. Русские мистические истории», 2014 г.
— антологию «Страшное гаданье», 2014 г.
— антологию «Красногубая гостья: русская вампирическая проза XIX — первая половина XX в. Том I», 2018 г.
— журнал «Чудеса и приключения № 5 2019», 2019 г.
— антологию «La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien», 2020 г.
— антологию «Упырь», 2020 г.
— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.
- /языки:
- русский (48), английский (4), немецкий (2), французский (1), чешский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (53), периодика (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Я. Гулак (2), И. Гюнтер (1), П. Мериме (2), Э. Ремнант (1), И. Хэпгуд (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 19 апреля 2023 г.
Читал ещё в советское время, в школе и очень нравилось, но всё же разочаровывало отсутствие внятной концовки: ведь мы так и не узнаём, кто такая Элисс.
arey951, 1 апреля 2022 г.
Довольно необычное и смелое произведение для первого среди равных классиков, наполненное колдовской мистикой. Читая, возникало ощущение смешивания гоголевских мотивов с чарующе таинственной атмосферой По. Особенно хорошо к призрачным полетам в ночи подошел возвышенно-поэтический стиль повествования, выбранный автором. Жаль, многое так и осталось недосказанным (кто же такая Эллис?). Но повесть, в общем-то, довольно хорошая, хоть местами и переходит в совершенно ненужное словоблудие (что типично для авторов той эпохи).
aiva79, 2 января 2017 г.
Вы заметили, как с течением времени каждый из нас меняет свое отношение к русской классической прозе? Учась в школе, я терпеть не могла читать Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова и т.п. и т.п. Из всех произведений школьной программы 80-90-х годов мне действительно в то время понравились лишь «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Митина любовь» И.А.Бунина и как не странно «Ася» И.С. Тургенева. Теперь же, уже имея определенный жизненный опыт, я классику читаю с удовольствием.
Так вот, последний раз Тургенева я читала лет 20 назад и не прошло и полвека, как пришлось с ним вновь столкнуться. И что я вижу? А Тургенев то не тот, который был раньше! Нет никаких нигилистов, нет никаких социальных проблем и даже лирическая составляющая повести очень необычная. Если кратко, то в «Призраках» рассказывается история ночных мистических полетов ГГ (молодого помещика) и некой призрачной барышни по имени Эллис. Они то ли во сне, то ли на яву путешествуют по ночной Европе и наблюдают события которые происходили в различные исторические эпохи.
Признаюсь, что смысл рассказа, я не уловила и совсем не поняла, как в общем-то и герой повести, кто же такая Эллис. То она кажется призраком, то она якобы вампир, то, я думала, что она галлюцинация и наваждение нездорового героя, а в какой-то момент, когда проскользнула фраза о звездах, я грешным делом, подумала об инопланетном ее происхождении (эта мысль меня удивила, т.к. время написания повести 1864г, когда о жизни где-то там в небе еще и не задумывались). И именно эта недосказанность и является украшением этой повести.
А вообще у меня сложилось такое ощущение, что автор все-таки хотел раскрыть тайну, но в процессе написания столько «наворотил» возможных вариантов, что внесение ясности в происхождение героини, поломало бы всю логику повествования и была бы утрачена загадочность и красота истории, поэтому Тургенев, будучи Тургеневым смог вовремя остановиться.
За что ему большое спасибо)
Vindermur, 25 сентября 2018 г.
Незабываемые полёты с фантомом и возвращение к старому дубу на опушке леса, чтобы вновь и вновь ощутить то чувство, чтобы вновь улететь куда заблагорассудится..... Иван Тургенев превзошёл сам себя....... но кто Элли была в глазах Ивана Тургенева, кем он её себе представлял.....
poselia, 15 мая 2011 г.
Прочла это произведение в далекой юности,но в памяти осталось надолго и все жду,когда же «Призраки» И.С.Тургенева экранизируют.Особенно впечатляет описание смерти!Ну как и к кому обратиться,что бы кто-то из режиссеров или сценаристов обратил внимание на это необыкновенно-поэтическое,загадачное произведение.
riel, 13 апреля 2011 г.
Интересно было почитать произведение необычного жанра хорошо знакомого классика русской литературы. Как сам охарактеризовал пмсатель — это фантазия. Даже главный герой до конца не уверен что это «приключение» с ним происходило, и сам призрак женщины не запечатлелся у него в памяти, все таинственно, расплывчато. Главный герой не вызывает симпатии, он скучающий, ленивый, запутавшийся молодой человек. Как он сам сказал в конце:«И зачем я так мучительно содрогаюсь при одной мысли о ничтожестве?» Радует, что он любит родину и родные просторы.
Вертер де Гёте, 13 ноября 2009 г.
Пожалуй, самое известное из фантастических произведений Тургенева. К большим литературным удачам великого нашего прозаика эту историю отнести нельзя, но она, несомненно, представляет интерес. Хотя бы потому, что это один из первых русских рассказов на вампирическую тему. В 1841 был опубликован «Упырь» А. К. Толстого и больше до появления «Призраков» ничего такого я и не припомню. Мистические события в рассказе нельзя однозначно толковать как «вампирскую историю»: Тургенев обрисовал всё лишь косвенно, полунамёками, да вскользь обронённым словом «вампир», но атмосфера, стиль, детали произведения — в духе настоящей вампирской классики.