Шарль Хеннеберг, Натали Хеннеберг «Язва»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Вторжение «Чужих» | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В далеком будущем Земля охвачена безумием хаоса и саморазрушения — «язвой». Последние из её обитателей пытаются найти убежище в других мирах Галактики. Но, может быть, уже слишком поздно – язва движется быстрее космических кораблей, переполненных напуганными, потерявшими надежду людьми. На Сигме, восемнадцатой планете двойной звезды Арктур, никто, кажется, не замечает приближения всеобщей катастрофы. За Исходом последует Битва, а тот, кому суждена главная роль в спасении, ничего не знает о своей силе.
Входит в:
— антологию «Кровь звёзд», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2007 // Зарубежный роман. 2-е место (Франция) |
- /языки:
- русский (5)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- К. Фенлар (1), С. Цырульников (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 8 августа 2024 г.
Эту книгу я начинал читать несколько раз, но каждый раз не мог продвинуться дальше первых 10-15 страниц. Последняя итерация оказалась удачной, начало романа было благополучно преодолено, да и весь он, пусть и не без усилий над собой, прочитан. Хотя, в общем то, можно было бы этого и не делать. :)
В отдалённом будущем люди, другие гуманоиды, а также и негуманоидные разумные существа живут на разных планетах, летают на космических кораблях, сотрудничают и враждуют друг с другом. И всё бы ничего, но галактику начало охватывать безумие, полностью поглотив матушку Землю, выплеснувшись в космос и грозя другим населённым планетам — людей (и не только) стала охватывать жажда насилия, они (само)организовываются в отряды, наряжаются в стильную чёрную форму и начинают убивать, жечь и насиловать окружающих. Именуются эти персонажи Ночными, а их символ, мироустройство и вообще образ жизни — МРАК (именно так, капслоком). Разумеется, на пути адских орд встают отчаянные самоотверженные люди, им вставляют палки в колёса все, кому не лень, но храбрецы не сдаются и твёрдо намерены спасти мир.
Вполне ортодоксальная космоопера, со злодейскими злодеями и героическими героями, есть и принцы, и всякие верховные правители, и благородные корсары, и прекрасные дамы, и красивая жизнь, и многое другое, что должно быть по законам жанра. Сюжетные ходы также весьма шаблонны и не блещут особой оригинальностью. Отличает эту книгу от других повышенный, я бы даже сказал извращённо-гипертрофированный уровень насилия, причём логически оно ничем не обосновано, абсолютно иррационально, объясняется лишь пресловутым безумием, охватившим изрядную часть людского населения.
В процессе чтения меня начали терзать смутные сомненья, я поискал информацию об авторе и да — звали её Наталия Новоковская, родилась она в 1910 году в Российской империи, эмигрировала вместе с родителями и только после всего этого стала французской писательницей. Аналогии между Ночными, захватившими Землю — дикими кровожадными ордами (кстати, распевающими в одном из эпизодов «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») и большевиками напрашиваются сами по себе. Свои эмигрантские боли (во многом фантомные, ведь в 1917 году ей было всего лишь 7 лет) помноженные на гипертрофированные рассказы и слухи из эмигрантской, опять же, среды Хеннеберг переносит в роман. Осуждать мы её, конечно, не будем, но такие прозрачные аналогии мне лично добавляли изрядного скепсиса при чтении.
Весьма неровная книга, содержащая некоторые интересные идеи, которые, однако, тонут в общей атмосфере третьесортного боевика. Ну а описываемые жестокости абсолютно неправдоподобны, я бы даже сказал — нарочито гипертрофированны, не западают в душу и произвести впечатление могут лишь на людей экзальтированных или, быть может, подростков.
ANTI_VSE, 3 января 2025 г.
Читал давно. Ну думаю раз фантастика, то стало быть интересно.
А там какая то маловразумительная муть.
Читаешь и сам порой не понимаешь что там и зачем ты читаешь.
Но при всём при этом книга имеет какую то странную притягательность.
Вроде вот читаешь и думаешь — Что за бред я читаю? Зачем оно мне? — но при этом всё равно продолжаешь читать.
Впечатления о книге остались какими то рваными кусками в памяти.
Что там происходило и всё это навалено в кучу какими то обрывками...
Вроде что там такое есть!
А что?
Не знаю даже.
Странная вообщем книга.
И перечитать хочется и время на чтение этого тёмного малопонятного бреда жалко. Но всё равно перечитать хочется.
Поэтому я затрудняюсь с оценкой.
Вроде и ерунда на двойку, а вроде и какое то что то такое на восемь.
Одно скажу — очень странная и необычная книга.
milanas2, 3 апреля 2016 г.
Давно я не встречала книгу, от которой не могла бы оторваться, а оторвашись вынужденно,прочтифизически страдала в разлуке с текстом! Масштабная космоопера и филосвская притча о природе зла! с техническими выклаками и крышесносным описанием враждебных миров. Тут же мутации помасштабнее марвелловских, но и поумнее. И бесовщина по Достоевскому, и корабли, полные трупов в аквариумах! Аллюзии на революцию и эмиграцию, которые автору пришлось самой пережить. Только все это в космических масштабах. Потрясает!
vam-1970, 21 февраля 2016 г.
В конце 90-х годов не удалось достать этот роман и прочитать, прочитал 25 лет спустя и не жалею. Очень прозорливый и актуальный роман. Хотя и космическая опера, но не простая, а со смыслом и поставленным вопросом, — откуда на Земле ЗЛО?.
Роман актуален в наши дни, когда ненависть снова начинает захлестывать Землю — жили все в одной стране много десятилетий -сейчас непонятно почему воюем друг с другом, -исламисты-террористы взрывают себя непонятно во имя каких ценностей, -за несколько дней два народа славянских непонятно как стали врагами.
Автор исследует всю историю человеческой ненависти -массовые резни, инквизиция, мировые войны и выдвигает ответ, который раскрывает сюжетом -это ЗЛО — вне нашей цивилизации , появилось на планетах из-за изменения частотных характеристик времени. И победить его могут только дети-мутанты.
Часто писатели -фантасты — гениальные провидцы в отличии от разного рода аналитиков и экспертов.
Хеннеберги в «Язве» дают свой взгляд на периодическое разгорание ненависти.
Возможно кто-то где-то и генерирует в наше время эту ненависть и победить это могут только наши дети -индиго... хотелось бы надеятся.
Эту книгу я бы заставлял читать всех президентов всех стран принудительно -может меньше бы ненависти было бы на планете.
Здесь в романе показано весьма жестко как погибают бывшие короли и императоры вместе со своими семьями -.... ЗЛО никого не щадит, даже тех, кто и приверженец ЗЛА -ЯЗВЫ.
primorec, 4 января 2016 г.
Поверь — когда в нас подлых мыслей нет,
Нам ничего не следует бояться.
Зло ближнему — вот где источник бед,
Оно и сбросит в пропасть, может статься. (Данте Алигьери «Божественная комедия»)
В этой книге нет фантастического зла, хотя здесь в огромном количестве присутствуют космические сражения, звездолеты, иные планеты и культуры, путешествия во времени и сверхспособности — телепортация, телекинез и телепатия. Но древние вампиры не восстанут из мрака или бесчисленные орды зомби не встанут из могил, чтобы смести человечество. Томящиеся в аду и сгорающие от ненависти души маньяков не проникнут на светлую сторону, чтобы вселяться в чужие тела и творить свои темные дела. Злобные инопланетяне не отправятся в завоевательный поход, сея огонь и смерть. Люди-Х не устроят революцию, чтобы захватить власть и править железной рукой. Не будет астероидов, эпидемий, свихнувшихся роботов или восстания машин, стирающих людскую цивилизацию из истории всей Вселенной.
Будет только обычное человеческое зло, потому что никакие инопланетяне, машины или неведомые боги не способны на то, что могут и делают люди друг с другом.
Примечательно, что кто герой, злодей или предатель мы узнаем едва ли ни с первых страниц, из пролога, который относит нас к самому финалу действия. Поскольку итог не так уж и важен: в этой истории важно, как и почему герои встали на ту или иную сторону, как мрак вползает в душу, почему в одних он прорастает, дает плоды и семена, а в других — очень немногих — засыхает и погибает.
Вот этот — свой для каждого из главных героев — путь через мрак и круги Ада — является главным в романе. Понятно, что в 1964 году еще было близко главное Зло 20-го века — фашизм и очевидцы, свидетели и соучастники всех самых трагических событий были живы и способные поведать о пережитом. От того практически все самые сильные эпизоды носят оттенок личного переживания и личного присутствия, и не важно, что они перенесены в далекое будущее и на иные планеты.
А таких эпизодов — жутких, вызывающих неподдельный страх, задевающих за живое своей обыденностью и узнаваемостью, немало. Краткие истории Зла и превращения людей в монстров, настолько правдоподобные, что хочется свериться с мемуарами или учебником истории.
Вот история группы высокопоставленных беженцев, впервые в жизни столкнувшихся с трудностями, которые бредут в неизвестность от одного убежища к другому, постепенно теряя свою уверенность и гордыню, в то время как те, кто должен им помогать превращаются из охранников, сначала в тюремщиков, а затем в палачей, наслаждаясь каждой минутой власти над теми, перед кем еще недавно раболепно пресмыкались.
Или эпизод с другими беженцами, которые занимают пустующие дома, не задумываясь, куда исчезли их обитатели, и сами становятся жертвами убийц, чтобы освободить место для новой партии обреченных. Или утонченные и прекрасные артурианцы, в своем увлечении красотой увядания, не заметившие, как Зло поселилось среди них, и покорно подставляющие шеи палачам. Юные беспризорные, живущие на грани животного и сознательного, и даже не ведающие о каких-то там нормах морали. Вот они — сотни и тысячи тех, кто покорно идет на бойню и уходит из жизни без сопротивления, кто цепляется за жизнь из последних сил, скатываясь постепенно в бессознательную тьму, и еще больше тех, кто приветствует победителей и радостно впускает Зло в душу, становясь самыми преданными его адептами.
В романе Зло — вездесуще и всепроникающе. Оно заползает в души со страхом, завистью, гордыней и даже — благими намерениями и любовью, растет и крепнет, чтобы дать семена, заражающие другие души. И тех, кто противится Злу до самого конца и побеждает его внутри себя — ничтожная горстка.
Вот здесь и лежит самое большое противоречие романа. Подробно описав КАК Зло проникает в человека, ПОЧЕМУ оно там закрепляется, КАК проявляется, авторы практически ничего не говорят внятного о том, а что же надо делать, чтобы этого не происходило.
Противоречие заложено уже в самой рассматриваемой в романе идее Зла, как болезни, от которой можно вылечить, просто уничтожив его источник. Это как бы дает индульгенцию всем тем, кто совершал Зло «по приказу», «по принуждению», «просто выжить», «так поступали все» или «время было такое». Предложенный выход: давайте все забудем, начнем с чистого листа и не будем больше совершать ошибок — выходом никаким не является, а лишь запускает новый круг Ада. Пусть и через поколение-другое, когда уйдут последние соучастники и свидетели. Так уже было много-много раз в истории, и, похоже, вновь повторяется, добавляя в коллекцию Зла, собираемую Человечеством со времен блужданий по саванне, все новые его проявления. И мы до сих пор не знаем «Что делать», хотя почти уже и ответили на вопрос «Кто виноват?»:
А если стал порочен целый свет,
То был тому единственной причиной
Сам человек: лишь он – источник бед,
Своих скорбей создатель он единый. (Данте Алигьери «Божественная комедия»)
Да, кстати:
Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. (Данте Алигьери)
Lady Vader, 16 февраля 2016 г.
Я, честно говоря, не понимаю, как я смогла дочитать до конца текст, который начинается словами «Написано кровью из перерезанной вены. Предсмертное стихотворение С.Есенина». Но тогда мне было тринадцать лет, за окном была слякотная осень и «лихие 90-е», а книгу подарил мне папа…
При желании, у этой книги можно найти массу недостатков, особенно это касается «Пролога», вообще начала текста. И все -таки ...
«Язва» Натали Хеннеберг – это очень красивая книга. Эта книга, которая может поговорить с читателем и о небесной геометрии, и о земной простоте. Ее можно прочитать и как книгу о любви, и как книгу об одиночестве, как универсальную причту о борьбе Света и Мрака, и как стилизованный под космическую оперу рассказ об ужасах русской революции. Но она требует от читателя готовности домыслить то, чего нет или что намечено еле видными штрихами. Эта книга, которую нужно постоянно дописывать в своем воображении, которая вряд ли понравится тем, кто привык мыслить рационально, но не оставит равнодушных тех, для кого текст автора – это только повод написать поверх него свое собственное повествование.
Она может показаться очень наивной и иногда эта наивность раздражает. Раздражает Айрт Рег, раздражает длинные и нудные псевдонаучные лекции Морозова, которые, конечно, нужны для развития сюжета, но они должны быть раза в четыре короче.
И все-таки эта наивность очень хорошего человека, который вопреки всему верит, что зло абсолютно чуждо человеческой природе, что мерзкое желание все уничтожать приходит откуда-то извне, а не из сердца человека. Вирус зла настолько чужд героем Натали, что он или уничтожает их как личность или нивелируется личностным началом. У зла нет лица, и в романе, который посвящен тому, что есть зло, нет ни одного настоящего злодея. И поэтому вопреки мрачному содержанию, книга оставляет очень светлое впечатление.
Кстати, о злодее.
Кто он в этом раскладе? Есть ли у него прототип? Вообще говоря, возле последнего русского царя было столько предательства, что прототипом Валерана мог быть практически любой из его дальних родственников. Например, великий князь Кирилл, потомки которого – Кирилловичи – сегодня являются единственными представителями рода Романовых. Впрочем, они по ряду формальных причин давно утратили права на корону российской империи.
Однако вряд ли Натали Хеннеберг имела в виду какое-то конкретное лицо. Скорее в образе принца-предателя реализовалось сложное отношение российской интеллигенции в эмиграции к трагедии революции и к дому Романовых. Конечно, никто из них уже не мог повторить на полном серьезе вслед за Александром Блоком: «Мировой пожар в крови // Господи, благослови!» Кстати, именно эти строки Блока проходят рефреном через всю книгу и являются, по сути дела, «голосом» Мрака. А все-таки вот так прямо сказать, что «мы со своим революционным пафосов были неправы» даже после кровавой бойни революции и гражданской войны русские эмигранты в массе своей не были готовы. Хотя, если где и могли раздаться здоровые голоса правды, то именно в этой среде. Так вот, в образе Валерана, принца-предателя, воплотилось представление о некой порче, которая была якобы связана с царствующем домом Романовых, о том, что «то ли они украли, то ли у них украли, но осадок остался», о том, что их, конечно, жалко, но они сами виноваты. В чем? В том, что оказались слабы. Не пересажали, не передушили заразу революции вовремя, в том, что они оказались жертвами. То, что эти жертвы невинны и чисты душой, российского обывателя раздражает еще больше. Потому что невинных нет, ведь так? Валеран же – это палач и жертва в одном лице. Вина его очевидна с первой же страницы. И все же.. все же… все же…
Валеран выделяется на фоне других персонажей подлинностью болезненного опыта, который лежит в основе этого образа. И этот опыт, несмотря на то, что действие романа происходит в «далекой-далекой Галактике», близок и понятен каждому читателю. А заключается он в том, что человек вдруг осознает меру собственной греховности. Он вдруг ясно понимает, что, как сказал некогда в одном из многочисленных интервью Иосиф Бродский, больше похож на монстра, чем на святого Георгия. Он вдруг принимает свою роль в жизни как роль отрицательного персонажа, которого все только по ошибке считали персонажем положительным.
только Валеран знает, каково это, когда мировой пожар бушует не где-то там, а в твоей крови? Каково это, оказаться предателем, когда мнил себя героем, оказаться палачом, когда мнил себя невинной жертвой, И при всем при том, он обладает удивительным, редким, если не сказать уникальным свойством души – способностью видеть проявления Мрака не в других, а в себе, видеть в себе – монстра и называть свой грех тем именем, которого оно заслуживает.
Но все эти несомненные достоинства Валерана были бы ни к чему, если бы не та ключевая сцена – сцена исповеди, которая делает из Валерана героя не просто загадочного, но трагического.
Валеран, обнаруживший у себя признаки земной болезни, пытается рассказать кому-нибудь, кто согласиться его выслушать о том, что у него болит душа.
Впрочем, и тело тоже.
В начале второй части мы видим героя, охваченного болезнью: «мировой пожар в крови», оказывается, вполне реален… Температура под 40, пульсирующая боль в висках, И это не просто симптомы болезни – это признак того, что организм пытается с ней бороться. В борьбе принимает участие, конечно, не только организм. Валеран сопротивляется вирусу мирового зла в своей душе вполне сознательно и предпринимает для этого довольно решительные шаги: обращается сначала к врачу, а когда врач-арктурианец мягко «отфутболивает» его, — к священнику.
Скажу сразу, что исповедью эту часть текста романа можно назвать весьма условно. Это, скорее рассказ от первого лица о том, как герой «дошел до жизни такой». И все-таки Натали не случайно заставляет героя произнести свой монолог перед лицом священника. Ведь исповедь – это не просто откровенный рассказ. Это рассказ-самообвинение, произнесенный в надежде на то, что Бог уничтожит исповеданный грех.
Именно самообвинение составляет эмоциональный центр этой ключевой сцены.
Врач и священник наперебой стараются убедить Валерана, что с ним все в порядке и что он просто переутомился. Да, может быть, он где-то вел себя неправильно и даже «сделали плохо подготовленному для этого человеку какое-то признание, которое могло бы его убить». (довольно забавнее обвинение, если честно: неужели Айрт Рег, действительно, такая кисейная барышня, что может умереть от того, что с ним и грубо поговорили?), но во всем остальном поведение принца — это «прекрасный пример верности долгу» — говорит ему врач. «Не отчаивайся» — увещевает его монах, ведь «их последнее оружие — отчаянье, наше отчаянье. Святые описывали то же состояние: думаешь, что ты уже проклят, поэтому смиряешься заранее. Но ты не хотел никакого зла этому ребенку, и не ты убил его.»
Но Валеран уже не может понять, чего он хотел и чего он не хотел, кто кого убил, «кто виноват» и «что делать»?
Его рассказ о заражении язвой столь запутан, что и читатель вправе усомниться в его достоверности. Правда ли, что он «приобщился» ко злу, когда ходил по лицам поверженных врагов? А может быть, это просто болезненный срыв психики человека, склонного к тонкой рефлексии? Правда ли что он «помог» умереть юной девушке, которая оказалась с ним в древней ловушке – «камере с движущимися стенами». Да простит мне скептически настроенный читатель, но весь этот эпизод похож на бред человека, накаченного наркотиками, каковым Валеран и являлся в тот момент. Но все это не имеет никакого значения, потому что правда заключается в том, что он так или иначе погрузился в стихию зла и почувствовал себя соприродным этой стихии, что он защищал жертв от палачей, но сам при этом был палачом. И что – самое главное – он не хочет таким быть! Он не ищет себе оправдания, хотя эти самые оправдания лежат на поверхности. Не хочет ходить по лицам мертвецов и «находить в этом удовольствие», не хочет убивать юных девушек. Он не хочет быть палачом, потому что это «мерзко». И ради того, чтобы не хотеть быть палачом Валеран идет на огромный риск, когда раскрывает свое состояние третьему лицу, ведь один звонок Ингмару Кэрроллу и единственный законный наследник земного престола закончит свои дни в тюрьме или психушке.
О, помогите же ему!
Никто, конечно, ему не помог… Может быть, в том и заключается странная притягательность во многом несовершенной книги Натали Хеннеберг, что прекрасный герой, которого читатель успел полюбить, такой живой и настоящий, носящий в своем сердце всю боль и красоту поверженной Земли, гибнет окончательно и бесповоротно, не только физически, но и духовно… Гибнет как подлый предатель, каковым он и является (становится? ) в конце книги, гибнет от руки любимой девушки, проклятый матерью, никем не оплаканный, даже Талестрой. Нет, она конечно, «обезумела от ужаса», но «Талестра молода — она забудет». А ведь, казалось бы, чего проще, написать, что Талестра будет помнить проклятого принца до конца своих дней? Но Натали никак не хочет солидаризироваться с читателем в его горе. За что его так страшно наказывает автор, которому ничего не стоило протянуть своему лучшему герою руку помощи? Натали Хеннеберг – русская эмигрантка в первом поколении. Не удивительно, что ее герой бредит неисполнимой мечтой первой волны русской эмиграции – вернуться в Россию, которая охвачена коммунистическим пожаром. Вернуться любой ценой, даже ценой предательства.
И Натали задает ему главный вопрос: «— Но если вы так любите Землю, — воскликнула Талестра, — почему же вы вступаете в союз с ее врагами?!..»
И получает ответ: потому что он внутренне поверил в то, что Земля и вирус зла (читай Россия и большевизм) – это одно и тоже. И если даже раньше не было так, то теперь так будет.
А себя самого он отождествил с тем «внутренним демоном», который жил, по большому счету, только в его больной фантазии. И он наделяет этого демона реальной властью...
Да, все-таки прав был отец Франциск, когда говорил, что «их последнее оружие — отчаянье».
А еще он поверил, что «неправда, что Земля и вся вселенная разделены на два лагеря — невинных жертв и палачей. Они есть в обоих лагерях». Неправда ли, звучит куда как современно? И сегодня именно так говорят, осмысляя наше «язвенное» прошлое, наши новые леворадикалы.
Валеран захотел стать палачом, но все равно, и в скотском унижении и в черном предательстве остался – жертвой, потому что у него отняли больше, чем родину, больше, чем семью, больше – чем власть, больше, чем жизнь. У него отняли судьбу. Его трагедия – это трагедия всей русской эмиграции – трагедия несовершенного подвига.
И все –таки, сопоставимы ли преступление и наказание? Конечно, нет…
Почему же автор захлопывает перед ним дверь спасения в тот самый момент, когда «счастье было так возможно»?
Мне кажется, она уничтожает своего любимого героя (конечно, любимого!) для того, чтобы сделать читателю больно, чтобы выбить его из состояния душевного комфорта. А еще она сводит с Валераном счеты. В его лице она пытается уничтожить очень дорогую для нее идею или образ. А может быть даже – реального человека.
Но что же это за образ? Мне кажется, что это образ побежденного. В тех словах негодования и презрения, которые она вдруг обрушивает на героя на последних страницах, мне слышатся истеричный крик: ну, почему ты, такой умный, такой красивый, такой аристократичный – здесь, а не там – на троне? Как ты смел, такой замечательный, проиграть? И Натали, вслед за многими, спешит отречься от аристократизма, от любви к искусству, от внутренней красоты, выдвигая вместо этого другой идеал – идеал здорового варварства.
Если бы у меня была возможность что-то изменить в этой истории, я бы… оставила все, как есть. Даже страшную смерть моего любимого героя. Именно ее я бы и оставила. Эту книгу стоит прочитать, потому что она дарит нам очень важный душевный опыт – опыт любви к врагу. К врагу, который не сдается и которого уничтожают.
snaut, 29 марта 2016 г.
Купил книгу ради коллекции, ничего не зная об авторах, что необычно, уж классику фантастики вроде бы знал неплохо. Тем приятнее оказалось знакомство. Фантастика и фэнтези смешаны достаточно умело. Дезинтеграторы излучают, звездолёты ныряют в подпространство и отважные герои, и не менее отважные героини борятся со злом, спасая Вселенную. Большая любовь, а также огромное предательство тоже присутствуют. Среди героев принцы и принцессы, злые Тёмные и ангелоподобные Светлые, но все это органично вписывается в напряженный сюжет. Даже некая сверхидея проглядывает. В целом хорошая космическая опера золотого века фантастики.
quemado, 8 августа 2014 г.
Роман из «золотой эпохи» фантастики, это чувствуется в каждом абзаце. Классическое неспешное развитие сюжета, длинные монологи, даже не столько информирующие, сколько погружающие читателя в атмосферу происходящего, размышляющие и чувствующие герои, которые живут как бы независимо от воли автора. Сейчас так уже не пишут, и это дополнительный повод познакомиться с книгой французской писательницы Натали Хеннеберг.
Текст далеко не прост для восприятия, но даёт время привыкнуть к манере изложения. Эмоциональные картины одновременно родных и чуждых миров поднимают в памяти какие-то особые детские воспоминания, отзвуки пронзительных историй Брэдбери и метафорической иронии Муркока. «Язва» привлекает и ужасает, заставляет пропускать жизнь и чувства героев сквозь себя, волей-неволей примериваясь к тяжести поставленной автором проблемы. Проблемы, которая на первый взгляд не имеет решения — но к которой нельзя оставаться равнодушным. Это роман-притча, роман-предчувствие, ощущение двух смежных реальностей (конкретно-сюжетной и абстрактно-философской) сопровождает читателя от начала до самого конца.
Пожалуй, философская грань произведения воспринимается как основополагающая, затеняющая собой героев и их отношения. В данном конкретном случае не считаю это серьёзным минусом, автор сказала именно то, что хотела сказать. Сильный, глубокий текст, вызывающий сложные переживания. Когда-нибудь я вернусь к этой книге и перечитаю, роман принадлежит к числу тех, что можно открывать для себя снова и снова.
P.S. Слышал, что у этого романа есть сиквел «Le Dieu foudroyé», «Бог пораженный», написанный Натали Хеннеберг перед смертью, изданный в 1976 году и на русский не переводившийся.
Рамзес, 20 апреля 2014 г.
Ужасная книга. В том смысле, что кошмары, в ней описываемые, по силе воздействия, не уступают ужасам Стивена Кинга или Клайва Баркера, а может и превосходят их. Человек вышел за пределы родной галактики, встретил других существ с разных планет, но никто из них так и не смог победить свою главную болезнь — Зло. Апокалипсис вселенского масштаба не с демонами, вселившимися в иных существ, в том числе и людей, а с существами ставшими демонами, и с ангелами, умирающими без борьбы. И те и другие упиваются Смертью, и наслаждение это настолько же сладкое, как и мучительное, для меня, во всяком случае, что перечитывая книгу, я подумал, а не заразился ли сам Чумой? А не перечитывать нельзя. Приключения захватывают так, что оторваться невозможно, забыть тем более. Космический корабль с сумасшедшим экипажем и грузом живых мертвецов, резня на космодромах, расправа над последней на Земле королевской семьёй, планета с чудовищными для вменяемого сознания миражами, и ещё много чего, включая звёздные сражения и мутантов. Каждый персонаж отпечатывается в памяти как шрам от язвы. Но есть ли во всём этом смысл, наконец? Есть много-много горечи, отчаяния и в то же время Веры, что Зло можно победить только Добром без кулаков, а это ли не главное?! И ещё, значит ли это, что истинно добрый человек — мутант?
kira raiven, 26 февраля 2012 г.
«Язва» — это книга с полки любимых и перечитываемых.
Как написать о ней? Неожиданно я столкнулась со сложностью в написании отзыва. Эта книга сочетает в себе и элементы психоделики, и философскую составляющую, и мифологию, и сильный приключенческий элемент, и спасение Земли, и все это сильно замешано на психологии. Герои этой книги тоже необычны, часть из них мне очень близка, а часть образов созданы такими, что поразительным образом привязывают к себе, и не можешь уже покинуть их. Они сильны, могут почти что все, но при этом ...
Четыре линии главных героев, которым предначертано сойтись. Кажется, что развязка и понимание начинают брезжить с первых страниц, которые являются фрагментом событий последней части.
Напряжение не покидает при чтении, жизнь героев постоянно висит на волоске, при этом есть неразрешенная линия любви (их несколько). А неизвестность, непонимание происходящего и непредсказуемость являются дополнительными триггерами, которые будоражат мозг и восприятие. Перелистывая страницу, возбужденно ищешь глазами новые события или интересные повороты сюжета, новые подсказки, которые должны прояснить ситуацию, и находишь, на удивление, не то, чего ожидал, а абсолютно иное, к чему ты не готов, и интерес нарастает.
Предательство, бегство, потери, движение в поисках опоры, спасения и защиты. А на самом деле — выбор без выбора, они обречены на движение к некоей единой цели, они обретут неоднозначное спасение, о чем пока что не догадываются.
Все события, происходящие на первом плане, сопровождаются причинами, слабо проглядывающими на заднем плане. Они, эти глубоко лежащие причины, приводящие все в движение, нам и героям предстоит обнаружить и предъявить для спасения нашего мира. Ближе к концу есть некая вязкость, но сама концовка вполне удалась. Эта книга написана со своеобразным стилем, отдаленно напоминающим лучшее Хайнлайна по силе, драйву и интриге.
Я перечитывала эту книгу несколько раз в разное время. Каждый раз получала удовольствие. В плане взаимоотношений, пожалуй, роман несколько упрощен, но в комплексе читается и воспринимается очень хорошо, рекомендую.
Magistrsan, 28 апреля 2012 г.
Это одна из первых фантастических книг прочитанная мною. Сложно дать однозначный ответ хороша они или нет. В ней много минусов, которые портят повествование, вносят некоторые сложности для читателя. Сюжет скачет от одних событий к другим, местами время меняется, закручивается в непонятный клубок. Герои не всегда правдоподобно ведут себя, особенно глупы диалоги. Почему-то не веришь ни словам, ни действиям. Но несмотря на все это, авторы смогли создать такой атмосферный и красивый мир. Читая, ты погружаешься в этот мир с головой. Сражения и битвы захватывают дух. Мир космической оперы открылся для меня именно таким. Пафосные герои с огромными пушками на космическом корабле борются с Вселенским злом. И все это на фоне космической тьмы, сверкающих звезд и полыхающих огнем планет.
Анри д_Ор, 9 апреля 2011 г.
Роман французской писательницы Натали Хеннеберг я прочел с подачи одной из своих ПЧ на Дайри. Что могу сказать? Когда я только начал читать Пролог, у меня закралась было мысль, что это весьма заурядная космическая опера, но вскоре это чувство рассеялось... Хотя, ну что я еще мог подумать, прочитав вот эту фразу (а также последующие)?:
Написано кровью из перерезанной вены
Предсмертное стихотворение С.Есенина
По земному летоисчислению — 3000 год. Сигма, восемнадцатая планета двойной звезды Арктур, созвездие Волопаса. Мужчину, который должен был умереть на рассвете, разбудили в полночь. Он тотчас вскочил, его движения были гибкими и мягкими, как у леопарда. Он был все еще в космических доспехах, пробитых и потускневших в сражениях, на руках его были электромагнитные наручники. Он прислонился к стене своей камеры — эта поза плененного бойца была полна благородного достоинства...
Таких картинных сцен в романе много, но чем дальше читаешь, тем естественней они становятся. Да, космическая опера с принцами, принцессами, расой невинных как ангелы людей и Злом, поглощающим целые планетные системы, Одержимость, которая только и ждет нашей слабины, космическая Чума, сметающая все на своем пути, потерянные на одной из планет беспризорники (ага, автор хоть и французская писательница, но русского происхождения), великолепные дворцы, вызывающие в памяти итальянские палаццо эпохи Возрождения. Вообще, мне не часто приходилось читать роман, где сочетались бы редкое эстетство и натурализм, итальянское Возрождение XV века и концлагеря века XX. Нашествие Тьмы на фоне картин Ботичелли, фра Анжело и прочих итальянцев. Потрясающие герои. К примеру, последний принц Земли Валеран Еврафриканский, человек, всеми силами боровшийся с Мраком и в результате перешедший на его сторону. Автор разворачивает перед нами грандиозную в своем великолепии картину. Не знаю уж, что удавалось прочесть в этой книге французам, но для нас она становится поводом вспомнить и подумать о собственном пройденном пути и о том, что лежит впереди. Пожалуй, когда-нибудь я еще перечитаю эту книгу.