Александр и Людмила Белаш «Тихие воды»
«Тихие воды» – историческое фэнтези, действие которого происходит весной 1861 года в австрийской коронной земле Крайна (ныне часть Словении).
Здесь, среди славянских земель и народов, издавна существует немецкий языковой остров Готтшее. Человеку со стороны, впервые попавшему в эти далёкие от цивилизации места, сложно сразу понять, что к чему — зато очень легко оказаться на краю гибели...
Входит в:
— цикл «Балканcкий венец»
— сборник «Балканский венец. Том 2», 2020 г.
— сборник «Время рисковать», 2021 г.
Награды и премии:
лауреат |
Филигрань, 2021 // Малая Филигрань (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Яна, 15 августа 2021 г.
Театр начинается с вешалки, а книга начинается с эпиграфа, как бы банально это ни звучало, а именно с немецкой пословицы “тихие воды глубоки”, что заставило меня автоматически перевести «в тихом омуте черти водятся» и размышлять, к чему же приведет такое многообещающее начало. Авторы не обманули и не разочаровали: действительно, вода, а точнее река Ринжа, сыграет свою роль в судьбе героя, к тому же эта пословица всплывет и в конце повествования, но уже в русском варианте о чертях и омуте. «Перекличка» народного творчества двух культур имеет особый смысл в данном тексте, причем реализуется этот смысл как буквально, так и метафорически.
Классический сюжет о том, как образованные люди несут прогресс и просвещение в массы, превращается в глубокий философский текст, затрагивающий многие темы. Здесь и поиск и нахождение Себя, взаимодействие заведомо разных культур, суеверия, оказывающие влияние на реальность не только отдельных людей, но и стран. Поверья, история, традиции и реальность переплетаются в замысловатое полотно, где невозможно отделить одно от другого без потери смысла. Природа и человек, прогресс и традиции, язычество и христианство, и я уверена, что поняла далеко не все, что было заложено в произведение. Готтшее — немецкий островок на Балканах — в глазах главного героя постепенно превращается в Морлахию со своими укладом, верой и поверьями, которые Отто Ковач хочет понять, будто догадываясь, что они сыграют решающую роль в его судьбе.
Горы встречают Отто туманом, обманчиво кажущимся в начале книге туманом мракобесия и невежества, который герою предстоит развеять. Однако уже к середине книге приходит понимание, что это герой живет в тумане самообмана и что именно здесь, в горах, полных суеверий, он найдет свое место под звездами. Не случайно герой прибывает на место за две недели до православной Пасхи — когда, как не в день возрождения, можно понять и найти себя, когда можно пройти испытания, как не на Страстной неделе? При этом текст читается очень легко и понятно, а аллюзии и метафоры начинают играть новыми красками после прочтения.
Отто Ковач — главный герой книги, чех, принявший чуждую ему немецкую культуру, верящий в торжество прогресса и в то, что все люди братья, сталкивается с людьми, одни из которых стремятся сохранить свою культуру любой ценой, а другие живут под гнетом вины перед землей, на которой живут, горами, лесами, реками. Готтшее и горы вокруг оказываются не только буквальной границей, редутом между турками и европейцами, но местом, где происходит борьба культур, а вообще, битва за освобождение. Но эта борьба проходит в душе, в том числе и главного героя.
Отто приезжает, чтобы «покорить» реку, заставить её работать ради торжества прогресса и блага людей. Ведутся промеры глубины русла, готов проект покорения реки. Но! Река, как один из символов местности, не поддается, наоборот, вскоре жизнь героя оказывается в ее власти, и он напрямую убеждается в том, что «воды глубоки», а на примере вполне лояльных, и даже дружелюбно настроенных, людей, что нельзя безоглядно им доверять — «в тихом омуте…» — ведь неизвестно, что скрывается в душе малознакомого человека. Помимо этого, вода испокон веков считается символом очищения, и герой проходит своеобразное «крещение», смывая с себя навязанную культуру и возвращаясь к своим истокам и корням. И в этом я вижу главный смысл книги.