Джоан Линдси «Пикник у Висячей скалы»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Австралия и Океания (Австралия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Обучение в школе/академии/ВУЗе | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Австралия, 1900 год.
День святого Валентина, который с нетерпением ждали все ученицы частного элитного колледжа «Эпплъярд», выдался на редкость жарким и безоблачным. Посвятив утро обмену страстными анонимными валентинками, словно написанными воздыхателями, девочки в радостном предвкушении выезжают к Висячей скале — идеальному месту для праздничного пикника. После обеда все разбредаются кто куда, наслаждаясь чудесными видами и ярким солнцем. А к вечеру выясняется, что три школьницы и учительница, отправившиеся осмотреть склоны скалы поближе, бесследно пропали...
Экранизации:
— «Пикник у Висячей скалы» / «Picnic at Hanging Rock» 1975, Австралия, реж. Питер Уир
— «Пикник у Висячей скалы» / «Picnic at Hanging Rock» 2018, Австралия, реж. Лариса Кондрацки, Майкл Раймер, Аманда Бротчи
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 20 ноября 2023 г.
Очень сложно оценивать подобные книги-обманки. Приступая к чтению «Пикника у Висячей скалы» я ожидала произведение уровня «Поворота винта»: атмосфера непостижимой тайны, глубокая проработка персонажей, множество крючков, цепляющих читателя и заставляющих анализировать текст, копаться в намёках и полутонах. Я уже знала об открытом финале и он меня ничуть не пугал — в «Повороте винта» ведь тоже открытый финал, но автор смог обставить всё так, что по его произведению до сих пор пишут статьи и научные работы, защищая ту или иную трактовку событий. Кроме того, несмотря на отсутствие прямого объяснения финала, при чтении складываются вполне чёткие вопросы: были призраки или нет, погибшая гувернантка со своим любовником испортила детей или проблема в неврозе главной героини, и так далее. Автор задал переменные, в рамках которых оставил место для интерпретаций, поэтому читатель не будет чувствовать себя обманутым, перелистнув последнюю страницу.
Всё это в «Пикнике у Висячей скалы» отсутствует напрочь.
Сюжет максимально прост: на рубеже веков в австралийской школе для девочек происходит трагедия — исчезают несколько учениц и одна из учительниц. И от профуканного потенциала истории мне почти физически больно. Это мог быть шедевр, а получился скомканный набросок. Все силы автор бросила на проработку внешних деталей, которые ей удались: здесь и невероятные красоты австралийской природы, и быт дорогого пансиона, и жизнь простых людей, и костюмы. И даже атмосфера есть — густая и жуткая. Однако она растворяется бесследно, как только читатель начинает понимать, что на описаниях природы и кухонной утвари строится всё произведение, и за этими описаниями ничего нет.
В книге использован приём, схожий с расходящимися от брошенного в воду камня кругами. Само трагическое событие очень быстро отходит на второй план, и авторесса прямым текстом начинает рассуждать о влиянии, которое оно оказало на большое количество людей. И это было бы интересно, если бы не одно «но». Авторесса будто сама не знала, чего хочет от своего произведения, и в итоге это выглядит попыткой усидеть на двух стульях. Для раскрытия влияния некоего триггера на повседневную жизнь людей мистика не нужна, она отвлекает, перетягивает внимание на себя. Читателю с самого начала плевать на случайных прохожих, для которых исчезновение девушек стало знаковым событием, — он уже очарован тайной, он хочет читать дальше ради получения намёков на разгадку, а не ради кухарки, которая со своим мужем вовремя перешла дорогу и благодаря этому получила хорошую работу. И если бы авторесса в самом начале прямо сказала, что девушек, к примеру, затоптали насмерть кенгуру, но мистер Такой-то об этом не знал, а потому случилось следующее, это было бы честнее по отношению к читателю.
Далее авторесса повсюду раскидывает намёки на разную мистику: тут и аномальная зона, и видения, и призраки. Но этого очень, ОЧЕНЬ мало. К тому же, открытый финал не то же самое, что приведшие в никуда линии. А эти мистические линии именно что никуда не привели. Ну увидел конюх призрак погибшей сестры во сне, и что с того? Какие у этого последствия? Да никакие. Приснилось и приснилось.
Помимо прочего в погоне за намёками и аллюзиями авторесса многое оставляет за кадром, отчего события становятся путанными и непонятными. Например, Сара.
А теперь о персонажах в целом. Если нервный срыв директрисы и развивающаяся депрессия Сары раскрыты достаточно хорошо, то вот абсолютно все остальные герои не раскрыты совершенно. Картонные пустышки, персонажи-функции. И виной тому нелепые и высосанные из пальца сюжетные события, которые никак персонажей не раскрывают и хоронят без того слабую книгу. Для чего учительница математики, которую в начале достаточно ярко нам представили, вообще была нужна? Зачем она пошла на скалу за девочками? Никаких предпосылок к тому не было. Об учительнице в книге практически не вспоминают, пустая обрывочная линия. Зачем нужна линия с аристократом мне в целом понятно — для раскрытия конюха и его сестры-Сары, для раскрытия спасшейся девушки, однако подано это невероятно тупо.
В целом складывается впечатление, что авторесса придумала историю про Сару и хотела показать превратности судьбы, из-за которых та разминулась с потерянным братом и уже никогда с ним не встретилась, а всё остальное накидано и накручено для объёма.
С пропавшими девочками авторесса пытается набрасывать тут и там разного символизма — снятые чулки и обувь, избавление от корсетов, белые лебеди, — но всё это как-то бессвязно и никакой нагрузки не несёт. И произведению крупно повезло с редактором, который выкинул из него финальную главу
Итоговая оценка — семь лебедей из десяти. Получилось размыто и бессмысленно. Авторесса запуталась в своих идеях и смыслах и испортила то, что могло стать классикой жанра, причём любого, от магического реализма до готического романа. Видно, что книга выписана с любовью, но именно сюжетная канва написана впопыхах и как попало. Вероятно, сказалось отсутствие опыта — это всего лишь второе крупное произведение авторессы, к тому же, созданное на склоне лет. До того она писала лишь пьесы и рассказы, что хорошо видно в тексте. И ни на каких реальных событиях «Пикник у Висячей скалы» не основан, не обманывайтесь. Это всего лишь переосмысление жизненного опыта писательницы, которая тоже когда-то училась в австралийской частной школе близ реальной Висячей скалы.
Дизель78, 7 декабря 2022 г.
После неоднократного (!) просмотра одноимённого сериала в главной роли с Натали Дормер, решил наконец разгадать тайны из первоисточника , а именно данной книги. Очень необычное повествование, чередующееся то от конкретного лица, то вырезки из газет, то письма, то слухи, но в целом вырисовывается полная картина того дня пикника и после него. Разгаданы ли тайны в итоге,... некоторые моменты дополнены в книге, некоторые сюжеты наоборот придуманы в сериале, ... но в целом очень необычное послевкусие остается от всей этой истории, по нраву, зачет !
cherrybella, 10 января 2022 г.
В этой книге рассказывается не столько о самом пикнике у пресловутой Висячей скалы, сколько о его последствиях и влиянии на жизни персонажей.
Собственно говоря, непонятно, что автор вкладывала в эту историю и в чём вообще заключается её смысл. Нет какой-то морали, невозможно сделать вывод – всё просто заканчивается.
Вообще, книга вполне захватывающая, в ней происходит множество разных событий. Но проблема в том, что я не вижу в ней какого-то общего сюжета – всё слишком разрозненно. И главных действующих лиц тоже нет, просто много разных персонажей.
Больше всего мне понравилась сюжетная линия с англичанином Майклом Фитцхубертом и извозчиком его дяди и тёти Альбертом. Это очень яркие персонажи, за которыми действительно интересно наблюдать, а их взаимоотношения получились такими тёплыми и естественными.
Книга написана хорошо, красивым языком, и при этом её легко читать (хотя длительные описания природы порой утомляли). Меня также заинтересовал необычный контраст между классической обстановкой Старой Англии, каретами и старомодными нарядами, с экзотикой Австралии – эвкалиптами, кенгуру и попугаями. Такое соседство выглядит довольно необычно. И ещё мне понравилась атмосфера викторианского пансиона для юных леди.
Пожалуй, главное разочарование – это то, что тайна произошедшего на Висячей скале так и не раскрылась. Понимаю, что книга основана на случае из реальной жизни, но ведь это художественное произведение – можно было бы придумать что-нибудь, пусть даже сверхъестественное. А если прибавить более острый детективный сюжет, то и вовсе получилось бы что-то, похожее на рассказы о Шерлоке Холмсе... Мне кажется, так было бы гораздо увлекательней, а то в итоге возникшие при прочтении вопросы так и остаются без ответов, и возникает мысль: «А зачем всё это вообще было?»
А вот самоубийство самой директрисы Эпплъярд меня совсем не удивило – я была уверена, что при сложившихся обстоятельствах она не выдержит. Весьма символично, что умерла она тоже на Висячей скале.
В целом, произведение в принципе неплохое. Я довольно быстро его прочитала, и оно помогло мне приятно скоротать время. Но до чего-то отличного и выдающегося, к сожалению, не дотягивает.
iliandr, 7 ноября 2020 г.
Тревожный День святого Валентина
Тревожность – вот ощущение, которым пропитана буквально каждая страница пикника у Висячей скалы. Начиная ясным утром 14 февраля, мы погружаемся в очень тревожное и дискомфортное путешествие в поисках истины загадочного происшествия с учительницей и тремя воспитанницами колледжа «Эплъярд».
И с чувством тревоги и дискомфорта мы заканчиваем это путешествие 300 страниц и пару часов спустя. Роман мне безусловно понравился простым языком, глубоким погружением и яркими образами. Но больше всего, как ни парадоксально, понравилось это разящее чувство дискомфорта. От мрачных стен колледжа, через тропинки и поля к Висячей скале и в поместье дяди Майкла – везде вас будет преследовать давящая на психику ненормальность происходящего, ничем толком не выражающаяся, но при должном погружении в рассказ – неизбежная. Финальный аккорд, представляющий разительный контраст завершения историй, так и не встретившихся двух сирот, ставит мрачную точку в этой красивой, но глубоко не приятной для восприятия истории.
И все-таки новаторский подход в отношении разгадки основной тайны истории только подогрел мой интерес. Пришлось лезть в интернет и читать, что там планировалось еще – как оказалось, выбранный в книге вариант гораздо лучше изначально задуманного. И да — если брать роман в целом, то это не детектив, не мистика, не триллер, не хоррор, не приключение и даже не мелодрама. Это просто очень тревожная и загадочная история.
tapok, 27 декабря 2020 г.
Проблемы в закрытом колледже
***
«Пикник у Висячей скалы» — роман австралийской писательницы Джоан Линдси. По её словам, это история, которая основа на реальных событиях. При этом никаких данных по первоисточнику (отправной точке) найти, увы, не получается. Сама Линдси училась в подобной школе, возможно, сама закрытость школы и стала пусковым механизмом для придумывания истории. А вот Висячая скала действительно существует. Так же стоит отметить, что роман сперва не взорвал рынок литературы. Второе дыхание он обрел лишь с выходом первой экранизации. В РФ роман добрался, скорее всего, лишь после второй экранизации – уже в сериальной форме.
Сюжет базируется на одном странном случае. Ученицы закрытого колледжа «Эпплъярд» в День святого Валентина отправляются на пикник к Висячей скале. Беда в том, что три ученицы и их преподавательница….пропали. Что было после – читайте книгу.
О романе стоит сразу сказать одну важную вещь, чтобы было меньше вопросов после. Линдси не дает ответ на вопрос, что стало с ученицами. Намеки, скрытые послания – всё это есть. Но нет прямых, нет даже косвенных ответов. И это хорошо. Именно подобный тон задает настроение «Пикнику». Таинство пропажи учениц, закрытость колледжа, странные отношения между ученицами и преподавателями, между директором и ее персоналом. Всё это Линдси раскрывает вполне неплохо. Возможно, в этом и кроется ответ. По крайней мере, именно ввиду закрытости школы (то есть тут полно женщин, но нет мужчин) ученицы начинают познавать эротизм…друг в друге и в учительницах. Нет, здесь нет никакого уклона в ЛГБТ, которые уже набило оскомину всем, кроме самих ЛГБТ. Но Линдси дает понять, что ученицы колледжа нуждаются в общении с противоположным полом. Но вот директор, сама мисс Эпплъярд, слишком консервативна и строга по этой части. Даются намеки и во снах, в некоторых фразах.
Роман у автора получился коротким, но динамичным назвать его сложно. Сюжета тут едва хватит на повесть, но Линдси наращивает сюжет за счет атмосферы, за счет этого самого таинства. В итоге роман читается довольно споро, хотя местами и тянется. При этом образность здесь очень хороша.
По части минусов можно отметить и тягучесть (местами), и весьма картонных героев (при таком объеме это немудрено), и рваную подачу текста (отступлений хватает, плюс то один ПОВ, то другой). Поговаривают, что в романе нет финальной главы, которую задумала автор, но издатели запороли. Если кратко, то там речь о портале в иной мир. Лавкрафт был бы рад, а вот читатели вряд ли. Так что такой ход издателей даже на руку.
Заключение: для 2020 года такой роман выглядит странно и по-старинному. Кажется, будто он написан в начале XIX века. Возможно, это была одна из целей Линдси. «Пикник у Висячей скалы» полон тягучей атмосферы, он точно не пугает, но цепляет своей недосказанностью.
8 пикников из 10.