Марина и Сергей Дяченко «История доступа»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Неопределённое место действия | Виртуальная реальность
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Странное королевство вне времени и места, странный ритуал «доступа» от которого зависит ни много ни мало судьба всего королевства. И эта судьба в руках Янины — невесты наследного принца. Ей нужно родить наследника, но еще больше ей хочется узнать — кто они, где они и зачем существуют в этом странном мире.
Входит в:
— журнал «Если 2009'2», 2009 г.
— антологию «Драконы никогда не спят», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2010 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2010 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hermit, 24 октября 2022 г.
Как обычно у Дяченко: хороший язык, правдоподобные персонажи. Но не дай бог ты начнешь анализировать происходящее и описанный мир. Тогда появятся вопросы. Не вопросы о вечном. А вопросы формата «А почему у вас, уважаемые авторы, концы с концами не сходятся?».
С одной стороны, вводить в искусственный мир реальные научные данные, которые у местных жителей нет возможности получить, а с другой делать очевидные искусственные подпорки вроде ограничений на продолжительность жизни. — Какой гений геймдизайна до такого додумался?
А еще тут у персонажей есть ДНК и оно, похоже, работает как ДНК у людей в нашем мире. Если так, то я завидую цифровым мощностям которые есть у создателей этой «игры» и не завидую их интеллектуальным способностям.
Скорее всего авторы вспомнили про ДНК как о маркере, но не вспомнили, что это очень емкий носитель информации. Вон у Игана в «Хрустальных ночах» специально придумывали упрощенную биологию чтобы супер-мега-копьютер мог потянуть.
Ну и не очень понятно, почему ДНК принца не подходит, а его сына подходит. Детектор может не только считать маркеры, но и моментально выстроить из ДНК модель человека чтобы оценить его профпригодность?
Или Дьяченко в очередной раз забыли что у них под оберткой фентези материалистичный сеттинг, и принц просто «не достоин»?
Еще странная ситуация с «гениями», но сама по себе она даже правдоподобная. Программист сделал фичу или баг где-то на глубоком уровне, а потом уволился/перешел в другой проект. Потом пришел геймдиз и попытался убрать на уровне скриптов потому что в код лезть страшно. Но это я уже додумываю, у авторов никакого объяснения нет.
И самое главное — а что это за «доступ» и зачем создатели «игры» дают NPC какой-то доступ и куда? Да еще такой, что без него все сломается?
Тимолеонт, 18 июня 2021 г.
Забавно, что уже в «Жанрово-тематический классификаторе» на странице «Истории доступа» есть серьёзнейшие спойлеры к этой повести. А вообще начало очень интригующее — дворянка из обедневшего рода, этакая Золушка, выходит замуж за принца и теперь ей надо как-то с этим жить. Написано небанально, неромантично и читать было искренне интересно — чисто «житейские» проблемы в стиле как совладать с желающими угробить тебя, грубым тестем, мужем-идиотом и изменившимся бытом. Мне нравится такое ловко написанное средневековье.
mputnik, 9 ноября 2020 г.
Как составная часть цикла «Метаморфозы» — часть самая слабая. Самая невнятная. И – хвала Всевышнему, что прочёл её последней, хотя по очередности в цикле она третья. По сравнению с мощью «Vita Nostra» или «Цифрового» — сей текст просто не воспринимается вообще, на их фоне он, элементарно, «не котируется».
Ни задумкой, ни формой реализации, ни фантДопущением – не выделяется вообще ничем. Это довольно-таки странно. И необъяснимо. Потому как «магия ремесла» — имеет место быть, Дяченко – не те авторы, книжки которых просто раздражённо выбрасываются в процессе чтения по причине несбывшихся надежд и неудовлетворённого читательского спроса.
Тем сильнее разочарование. Когда текс закончился, у меня лично остался один вопрос «И…- что это было?»
sparkle, 2 апреля 2015 г.
Виртуальные ли, живые — у Авторов всегда ГГ сильны духом, озарены внутренним светом. Выспренно сказано, не спорю, но честно. А мелочи не в счет.
Yazewa, 29 октября 2013 г.
Пусть вторичен сюжет, не стану и спорить. Но в литературе важно не только — о чём, но и — как. А написано хорошо, и персонажи, оказавшиеся виртуальными, живее всех живых. А это важнее уникальности сюжетной линии.
snovasf, 17 ноября 2012 г.
То ли в «Королевский бал» нас окунули, то ли выпустили прогуляться в те края, где резвятся виртуальные щенки.
Суета мира без смысла, который тщатся постигнуть самые «продвинутые» персонажи. А их казнят, чтобы не мучились...
Как видно по отзывам большинству понравилось. Атмосферу некоего царства-государства передаёт, и тут же ставит в тупик знаками-артефактами — спадающими от ненависти окружающих перстнями-оберегами, знаниями о неведомых ДНК, растущей вместе с героиней рубашкой.
Что о создателях думают их персонажи, если они думают — если об этом, то не интересно, ибо надуманная жестокость.
Как упражнение по созданию мира — красиво... Но для авторов мелковато.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Не считая того, что общий смысл без малейших проблем угадывается с самого начала, очень понравилось. Эдакая «матрица» по-Дяченковски
AlisterOrm, 7 февраля 2012 г.
По сути — обыкновенная история о самоотверженной женщине, которая взвалила на себя ношу чужого долга, пренебрегая личным счастьем. Но в оболочке этого незатейливого сюжета Дяченко хотели показать «взгляд изутри» игры, то, как живут виртуальные персонажи,созданные простой комбинацией двоичных кодов, и каков дожен быть их взгляд на мир.
Но рассказ получился довольно простым: несмотря на восхитительный образ Янины, сюжет достаточно предсказуем, даже с учётом оригинальной идеи. Красиво сделано, конечно, но не цепляет — биограический период из жизни нездешнего средневековья.
Nansy, 18 октября 2011 г.
Хороший замысел и этакая красиво прорисованная писателем сказка... Но, как мне кажется не раскрыт смысл. Два предложения о единицах.. нулях... — аналогия с двоичным комп. кодом.... и не понять — то ли игра это компьютерная, то ли еще что-то. Как-то не раскрыто! Мне, как читателю, хочется большего. Понять смысл этого мирка.
alex1970, 3 августа 2011 г.
Красивая и грустная сказка о странном мире, и людях якобы правящих этим миром.
Отличный язык написания, интересная героиня и очень необычная ситуация.
Gnbwsyf, 5 мая 2011 г.
Хотите свежий неопытный взгляд на повесть? Вот он — от меня. ... «История доступа» — первое, только что мною прочитанное, произведение Дяченко. Начала читать по рекомендации этого сайта, не ожидая многого, так как вкус на фантастику у меня крайне избирательный (не люблю, например хвалёных Стругацких)... И неожиданно для себя «вкусно», смакуя каждую строчку, и в тоже время на одном дыхании, прочитала эту повесть. ...Язык повествования настолько хорош, что в воображении появляется мир, описываемый автором. Я, как пружина, которую медленно взводят, подходила к развязке повести..... Так ждала разгадки камня-сенсора, и других вопросов. ... А тут — хлоп... два предложения о кремниевой пластине и бегущем потоке единиц и нулей....Эх... А так хотелось что-нибудь про вымершую цивилизаю, оставившую после себя «тепличный мирок» как генетический материал для будущих поколений. Тогда и смысл в подтверждении доступа — чтоб не допустить мутаций.......
Но.... Несмотря на разочарование в конце повести, я осталась довольна потраченным на чтение временем!
Резиновый Лев, 20 апреля 2011 г.
Марина и Сергей Дяченко — профессионалы. У них часто получаются вещи очень сильные, иногда послабее, но даже то, что слабее, таковым представляется на фоне «Пещеры» или «Vita Nostra»; для большинстваи уровень неудач Дяченко недостижим. Однако имеется и оборотная сторона такого профессионализма. Вот «История доступа». Я её прочитал. Я с удовлетворнием поставил галочку «понравилось». Но что можно сказать про эту повесть — не представляю. Красивая, умная, неоднозначная, прекрасная во многих отношениях пустота
ivan2543, 9 марта 2011 г.
Допечатанная бонусом в одной книжке с «Цифровым…», повесть несколько сгладила разочарование от сумбурного и нудного романа. «История доступа» написана очень поэтично и увлекательно, с точки зрения стиля на голову выше «Цифрового…» Читается, что называется, «на одном дыхании». Причудливый, сказочный и вместе с тем какой-то зыбко-бедный мир обладает какой-то своеобразной атмосферой, декадентским настроением, которое передается читателю от главной героини, несущей бремя страшного знания об истинной природе «вселенной».
Итог: хорошая, поэтичная и грустная история о настоящих людях в игрушечном мире. Потрясающих идей не несет, но читается приятно.
sakevich_e, 21 февраля 2011 г.
а ведь что-что, а не ожидал такой концовки :insane: предполагал что мир существовал на какой-нибудь иной плане, затерявщейся в глубинах бесконечной вселенной, на крайний случай воображение нарисовало картину потерпевшего крушение космического корабля, экипаж которого продолжил своё существование на каком-нибудь астероиде или сам корабль, обустроеный по типу окружающей местности нашей планеты, а в итоге вышло все так просто и одновременно сложно! Альтернативная реальность не имеет границ!
amak2508, 21 августа 2010 г.
По-моему, маленький шедевр фантастической литературы — красивый и грустный. И еще очень увлекательный. Причем из разряда тех произведений, в которых разгадка тайны отодвинута на самую последнюю страницу книги. И все это помноженное на прекрасную манеру письма и великолепный язык Дяченок. Даже не самый оригинальный сюжет в их интерпретации заблистал свежестью и новизной.
И заметьте — ни одного лишнего слова. Именно тот случай, когда в произведении ровно столько страниц, сколько нужно..
Конечно, в логике повествования можно найти некоторые нестыковки и недораскрытости, но на общем фоне прекрасного произведения они оказываются практически незаметными..