Юрий Нестеренко «Звездолёты с километровыми вёслами»
Автор рассматривает современные проблемы фантастики, в частности фантастики о далеком будущем. Фантасты уделяют слишком много внимания человеку и его внутреннему миру, при этом либо абсолютно игнорируют, либо поверхностно касаются темы научного прогресса и его влияния на человечество.
Статья опубликована в журнале «Мир фантастики» (декабрь 2008 года).
Входит в:
— журнал «Мир фантастики № 12, декабрь 2008. Том 64», 2008 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kavarkad, 4 июля 2023 г.
На подобную чушь давным давно ответил классик «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным».
С одной стороны мужик ругает мечи в космосе, хотя это тоже полёт фантазии (он вот не может такое представить, а другие могут).
С другой, читал я про жизнь трёхполых крабов и проблемы технофикации их линьки. Скучная муть. Воображение ради воображения. Такой же бред, как писать рассказ только из слов на букву «п».
Поэтому в основе сюжет. А чтобы сюжет не потерялся за лекциями об устройстве мира я предпочитаю, когда этих лекций нет, т.е. когда почти всё сходу понятно. А ещё я никогда не буду читать о буднях в нашем мире. Это скучно. Поэтому фантастика с минимум полётом фантазии — это то, что надо.
Robin Pack, 2 июня 2011 г.
Как говорится, да не согласен я! С обоими!
Нельзя свести фантастику к единому знаменателю. Нельзя помирить физиков и лириков. Физики все равно будут писать про достоверное, как им кажется, будущее. Лирики все равно будут писать про «нашего, простого» человека в необычных обстоятельствах.
У первых будут вам и киборги, и новые технологии космического путешествия, и прозрения в социальной сфере. У вторых на звездолётах с километровыми вёслами будут летать яркие персонажи с интересными взаимоотношениями, попадающие в заведомо невозможные ситуации. За этими персонажами и ситуациями частенько будет угадываться наше время и наши современники. И в этом их собственная, сермяжная правда.
Оба вида фантастики нужны, и ни один не хуже.
А проблема, на которую жалуется Нестеренко, это проблема не одной фантастики. Прошла эпоха НТР и рывков к звездам, настал пост-индустриал, рефлексия, эскапизм. Всем плевать на науку и технический прогресс. Продуктом фантастики стали эмоции, образы. Завтрашний день рисуется исключительно в мрачных тонах — потому что пессимизм моден. Половина жителей планеты уверена, что еще годик-другой, и ядерный апокалипсис сметет жизнь с лица Земли. (Что характерно, они это твердят уже лет пятьдесят). Какое уж там технологически развитое будущее!
В общем, мышление писателей сначала должно поменяться, приоритеты. Решается этот вопрос легко и просто. Берется, открывается новый файл в Ворде и пишется книга именно такая, какую вы хотите видеть. Например, научно достоверная и прогностическая. Если получится хорошо — другие подражать начнут.