Артём Кельманов «Жбан»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Лучина не давала в темноте такого света, как глаза лешего, заявившего, что людям он друг и помощник. Все в его руках спорилось, а в поле он и вовсе один всю работу делал.
Входит в:
— цикл «19-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур (19 конкурс)»
— антологию «Рассказы: Выпуск 8. В поисках истины», 2020 г.
— антологию «Фантастический Калейдоскоп: Механическая осень», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gorhla, 27 февраля 2020 г.
Вообще я очень, крайне не люблю рассказы, стилизованные под «старорусскость», все эти «доколе», «кумекать», «надыть» и прочие «паки-паки». И первое предложение зарядило, что называется, в жбан, я скривился, думал всё, хана, сейчас меня автор накормит отборными «понеже» по самое вельми.
Однако далее рассказ раскачался и бодро поехал до самого конца. Хотелось бы отметить ровную динамику, сюжет не провисает и катится с одной и той же скоростью, глаз ни за что не цепляется, история развивается так, как и должна, естественно.
И даже отсутствие ожидаемого пуанта не испортило дело. Вообще это, конечно, погремуха, но качественно сделанная, серьёзная. Такие поделки нужны, рассказ легко представить в какой-нибудь тематической антологии.
Ничего серьёзного, но и ничего плохого.
Что напомнило: была в серии «Звёздный лабиринт» антология, спонсированная каким-то украинским пивом, где в каждом рассказе так или иначе это пиво появлялось. Вот из такой антологии рассказ, только про шоколад =)
mick_ekb, 21 февраля 2020 г.
Отзыв из группы:
1) Тема. Древняя русь. Будь андроид в Европе, конечно, это бы ни на что не повлияло.
2) Оригинальность. Сойдет. Морали нет, мыслей каких-то глубоких нет, сама ситуация — нормально.
3) Сюжет. Прост и укладывается в два предложения. Из-за легкости восприятия и удачной компании, а также чуть более оригинальной идеи, чем компьютер-еврей, будет выше.
4) Язык. Читалось без запинок. См. про легкость восприятия выше.
5) Для выхода из группы обычно достаточно написать просто связный текст на умеренно изъезженную тему. Это он.
Дополнение: тоже почти анекдот, только чуть более логичный и развернутый. В полуфинале я вижу куда более развернутые и интересные рассказы, но проходных мест много. Может, что-то легкое и пойдет дальше. Из простых и понятных рассказов этот — претендент
видфара, 27 февраля 2020 г.
Добрая история в духе Кира Булычёва, хорошая попытка «гордый свет забавить», которой не хватило двух малостей: исторической аутентичности (рассказчик сбивается со стиля, история хромает из-за явных анахронизмов) и откровенное отсутствие конфликта. От этого финальная шоколадка выглядит как неожиданный Product Placement, а не весёлая шутка юмора…
bbg, 21 февраля 2020 г.
Довольно забавный рассказ. Во всяком случае, его было не скучно читать. Попал в топ.
zmey-uj, 27 февраля 2020 г.
(По прочтении финала весь текст смотрится рекламой шоколадки «Алёнка» — но, если кто меня не понял, хорошей рекламой. Мне бы хотелось такой ролик посмотреть.)
Андроид из будущего в русской деревне. Всё настолько трогательно, естественный язык, события развиваются логично, характеры персонажей читаются. Думаю, во второй тур этому рассказу надо непременно.
Этническая тема, как по мне, раскрыта постольку поскольку. Ну то есть в исконно-посконной русской деревне андроида назвали Жбаном, а в немецкой, ясное дело, назвали бы другим словом... но удивление перед пришельцем из будущего и постепенное сближение шли бы примерно так же. Но тема скорее есть, чем нет, так что зачёт.
Mishel78, 25 февраля 2020 г.
Неплохо стилизованный рассказ, про чудесного Андрона, попавшего в прошлое на территории России 16 века. Хотя и встречались подобные сюжеты ранее, но обращает на себя внимание именно стилизация под старину. Ближе к финалу, правда, автор забыл о том, что рассказ идёт от имени неграмотного крестьянина и текст стал вполне себе обычным, без оборотов речи, свойственных России прошлых веков.
Очень сильный диссонанс возник от упоминания даты, когда происходит действие рассказа — «Вот у нас год одна тысяча пятьсот семьдесят третий от Рождества Христова...». Так вот, если рассказ от имени человека, живущего в то время, то упоминаться дата должна другая — от Сотворения Мира, а это примерно 7080 год. А от Рождества Христова летоисчисление началось лишь при Петре первом. Так что хронологический ляп нужно исправить, а иначе аутентичность рассказа сильно страдает.
Strelok, 25 февраля 2020 г.
Милый рассказик о роботе случайно попавшего из будущего
В Русскую деревню 1573 года. Ну и разные добрые коллизии, связанные с этим .
В конце (ожидаемо) за роботом явились хозяева из будущего, сфотографировались,
Угостили шоколадкой «Аленка» и улетели. Тут и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Все так — ничего, для детской фантастики, но есть неточности (робот научил деревенских игре в шашки, а по истории шашек, они были известны лет за 20 до этого). Да и при чем тут — этнос. Вместо Русской деревни можно было указать любую. А так — нормально.
Mercedes, 22 февраля 2020 г.
Народный рассказ, надысь.
Барин, исповедь, шестнадцатый век, типа так говорит народ в тех книгах, которые мы читали. Оттолкнула эта показуха. Есть отличные детали стукнуть по башке особенно удалось. Но вот этот барин ни к селу ни к городу. Тяжеловато любоваться на эту искусственную позу весь рассказ. Че лицо третье, время прошедшее не зашло? А сказом этим как умеем написанным ежели совсем без этого никак персонажи прямой речью изъяснялись бы пущай себе.
Kotya-13, 22 февраля 2020 г.
Итак, что я поняла из данного рассказа:
История о роботе, попавшем в 16-тый век в Россию. Что за история? Как робот пригодился в деревне и как люди полюбили его. Потом робота забрали «свои», «к себе». Всё.
Кем посчитали робота те люди. Лешим из лесу и/или человеком. Отношения с ним строили, как с человеком.
Хороший ли рассказ?
Хороший. Для сборника русской фантастики в самый раз.