Валерий Пылаев «Видящий-6. Рагнарёк»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 24 сентября 2024 г.
«Фимбульветр»
Рецензия на «Видящего-6. Рагнарёк» Валерия Пылаева
Часть I
Формально цикл «Видящий» состоит из шести романов, фактически же — из семи томов. Очевидно, всё дело в том, что финальная история оказалась настолько большой, что её пришлось разделить на две части. Повинуясь установленной автором структуре, так же поступаю и я с настоящей рецензией.
Виктор Смирнов, более известный под псевдонимом Валерий Пылаев, поняв, что «Рагнарёк» требует больше глав, чем любой из предыдущих романов, честно заранее предупредил читателей и подготовил промежуточный финал. К его обсуждению скоро и подойдём.
Длинные истории всегда могут угодить в ловушку чересчур значительного объёма. Вообще говоря, для сетевого романа это ни разу не проблема — если память на диске позволяет, файл стерпит и 400 тысяч знаков, и миллион, и больше. Однако по-прежнему сохраняется мнение, что роман тогда становится всамделишным произведением, когда обретает книжную форму, и в этом смысле Виктор как будто на всякий случай подготовился к возможному изданию, хотя, в отличие от более поздних циклов («Горчаковъ», «Волковъ» и «Пятый посланник»), на бумаге из всего «Видящего» вышел только одноимённый первый том.
Прямо скажем, «Рагнарёк» долго раскачивается. Поначалу в нём немного ярких событий, разве что внезапный переезд реальных героев в Москву и знакомство виртуальных со здоровяком Веором выделяются. Далее сюжет начинает набирать обороты, хотя всё ещё не оставляет ощущение, что до истинного финала ещё далеко. Впрочем, это лишь первый том заключительного романа, поэтому всё логично.
Антор вновь переживает предательство и, скажем так, попытку вероломства, но вскоре всё пересобирается благоприятным для протагониста образом. Неожиданно возвращается его друг, и Видящий его вновь привечает. Более ожидаемо в игровую часть сюжета врывается старый знакомый «злодей», который представляет собой одну из четырёх угроз «Гардарике».
Древо Миров связывает девять таковых, но почему-то далеко не все учитываются в сюжете. Так-то, конечно, растекаться мыслию по Древу не стоит, и всё же можно было обыграть Рагнарёк более разнообразно, чем ограничиться прорывом Йотунхейма и Муспельхейма в Мидгард да кризисом в Небесных Чертогах. Сюда же относится и запоздалая придирка: почему спалившиеся игроки не могли заявлять обитателям игры, что они пришли из того же Альвхейма, где, допустим, они такие же смертные, а на Мидгарде обретают сверхчеловеческую силу?! Вряд ли неписи бросились бы проверять, альвы перед ними или чудища из нижних миров. Но Антон каждый раз тупит, будто не он относительно недавно писал книгу о скандинавах. Даже богиню Фрейю сходу не признал, темнота…
Но вернёмся к Концу Миров. Угроза с Востока упомянута чрезвычайно мутно, а с Запада идёт войско вполне понятного врага, из плоти и крови. С оговорками, правда, но всё же. Глядя на все эти подозрительные «телодвижения», Антор делает то же, что и в предыдущих томах: пытается договориться с местными о мире и взаимовыручке, попутно стараясь благородно умыкнуть у сильных мира сего обломки «Светоча».
Тут мы и подходим к тому самому промежуточному финалу. Я до последнего ожидал, что он получится весомым, однако, как я успел выяснить из первых глав второй части, желанное событие перекочевало туда, отчего общие впечатления от первого тома «Рагнарёка» смазались. Тем не менее, это лишь начало грандиозной истории, и на заключительную половину ложится бремя расставить все точки над «i», разрядить все сюжетные ружья наиболее чудесным образом.
Часть II
Всегда восхищало умение авторов вовремя завершить историю. Бывают циклы, которые раз за разом дополняются, и ничего страшного из этого не происходит. Бывают циклы, которые продолжили из меркантильных соображений, и это не всегда успешно. Бывают обратные ситуации: верные читатели ждут продолжения, а его всё нет и нет, а сам цикл имеет потенциал бесконечного развития.
К счастью или сожалению, цикл «Видящий» Валерия Пылаева завершается на седьмом томе, или второй части шестого романа под названием «Рагнарёк». Несколько романов подряд Виктор Смирнов, пишущий под вышеупомянутым псевдонимом, подводил нас к грандиозному Концу Времён, за которым «Гардарика» никогда не станет прежней.
Помимо основного сюжета внутри виртуальной игры, автор предлагает более разношёрстную проблематику. Здесь и цифровое бессмертие (или, по крайней мере, сознание), и развитие искусственного интеллекта, и вирт-синдром, повязанный с игровой зависимостью, а также плата за сделанный выбор, ценность упрямства и ответственности, и ещё много всего, что делает «Видящего» далеко не одномерным явлением о чуваке, самозабвенно играющем в игрушки.
Довольно сильно меня почему-то заинтересовал именно вирт-синдром. Наверное, потому, что я и в обычные-то игры практически не играю, что уж говорить о виртуальных, граничащих с фантастикой, но теперь уж настолько ближнего прицела, что она почти неотличима от реальности. К финальному тому Виктор грамотно проставляет акценты, не слишком демонизируя и сгущая краски. Между строк читается нравоучительный призыв соблюдать меру. Прямо он об этом не говорит, иначе бы Антор и Сивый не могли двигать сюжет, но всё же посыл считывается.
До сих пор я как-то обходил стороной такую черту цикла, как побочные сюжетные линии. А ведь они тут тоже есть! Большинство глав написано, конечно, от лица Антона-Антора, и в эпилоге мы получаем вполне ожидаемую закольцовку. Отдельные же главы в некоторых романах, включая «Рагнарёк», написаны и вовсе от лица разных персонажей. Причём необязательно игроков, что вызывает вопросы к масштабам развития неписей.
Виктор оставляет намёки на то, что за два года до событий цикла, на альфа-тестировании, «Гардарика» выглядела не такой живой, местные жители не отличались гибкостью мышления, и вообще многое там было иначе. Я понимаю, что следующее рассуждение шито настолько белыми нитками, что они становятся почти прозрачными, но у себя в мыслях я вообразил, что альфа-тестом «Гардарики» был… Небесный Край. Из хронологически первого романа, написанного Валерием Пылаевым.
Совпадают цветовые решения для интерфейса, рассказы о дубовых персонажах и даже между выходом «Беглеца» и началом работы над «Видящим» проходит аккурат два года. Вполне может статься, что Небесный Край перезапустили, добавили в него почти земную историю и культуры разных народов, отодвинули на второй-третий план всяких там эльфов и прочих существ, и получилась «Гардарика». Также «Хроники Небесного Края» стали во всех смыслах пробой пера Виктором как в литературе вообще, так и в жанре ЛитРПГ в частности. И если смотреть на его библиографию с 2015 по 2020 годы, наглядно видно, как поднаторел автор.
Самой сильной частью «Рагнарёка» стал финал. То, чего мне не хватило ни в его же ХНК.Б, ни во «Вселенной ИКС» Сергея Зайцева. На самом деле что-то подобное я подспудно подозревал, но всё равно удивился. Особенно тому, насколько могущественны осколки «Светоча» порознь. Тему с цифровым бессмертием Виктор перевернул с ног на голову, воскрешая мои отвлечённые соображения на тему того, как легко и недальновидно человечество способно ухватиться за недоработанную технологию, принимая ожидаемое за действительное, а потом частично разочаровываясь, частично дорабатывая напильником. Злодей же истории оказался… ну, не таким уж и злодеем, и с учётом того, что мы о нём знали, наверное, это даже хорошо. Правда, всё равно немного разочаровал.
Цикл «Видящий» начинался подобно «Областям тьмы», развивался немного в духе «Первому игроку приготовиться», явно формировался под влиянием «Властелина колец», «Игры престолов» и других фэнтезийных франшиз. Только вот это всё маяки, а не какие-то там источники заимствования. История Антора получилась в меру самобытной и вполне увлекательной. Ах, да, ещё позабавило упоминание трилогии (!) «Аватар». Учитывая время действия, именно столько фильмов Джеймса Кэмерона успеет увидеть свет. Ну а что касается семикнижия «Видящий», эта история подошла к концу, оставив приятное послевкусие, а далее автор переключился на новые волшебные миры.