Валерий Пылаев «Видящий-5. На родной земле»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 18 сентября 2024 г.
«Истинное зрение»
Рецензия на «Видящего-5. На родной земле» Валерия Пылаева
Конец Времён, то есть, конечно, конец цикла «Видящий» всё ближе, и начинают вырисовываться контуры грядущего финала, который, ожидаю я, должен стать грандиозным завершением приключений Антора. Однако не всё так просто с этой частью, о чём и поговорим далее.
Каждый день, что я читал роман «На родной земле», мне казалось, что какой-то он неоднородный. События скачут вразнобой, главная идея засветилась и угасла, уступив место динамичности. Последняя позволяет быстро и с увлечением поглощать главу за главой, но чем дальше, тем больше возникает ощущение, будто ступаешь в топкую почву. Выбраться на твёрдую сушу — задача первостепенная и желанная.
Однако по прочтении текста до меня дошло, что дело вовсе не в рассеянности автора или невнятности повествования, а в неявно выраженной трёхактной структуре. Первая неявная часть — это изгнание Саврошки-игрока. Вторая — столкновение с булгарами хана Есигея. Третья и последняя — поход за мечом Руевита. Формально они перетекают одна в другую, но промежуточные финалы настолько непринуждённо выбрасываются в мусорку отгремевших сражений, что их значение в сюжете резко убывает с каждой новой главой.
Одновременно с обилием событий в «Гардарике» продолжает развиваться сюжетная линия и в обычной реальности. Тут Валерий Пылаев сиречь Виктор Смирнов изрядно сбавил обороты, набранные срединными частями цикла, и почти не вытаскивает Антона из игры. Из-за этого происходящие там действия, имея также немалую значимость в общем плане, кажутся малозначительными.
Меж тем «На родной земле» вновь пробует переосмыслить жанр ЛитРПГ и заходит на поляну киберпанка ещё с одной стороны. Научные достижения последних полтораста лет серьёзно раздвинули горизонты воображения, предлагая не только новые немыслимые ранее концепции, но и подчас контринтуитивные объяснения для них. Так и в науке, и в фантастике наряду с «обычным» дарованным высшими силами бессмертием появились квантовая и цифровая ипостась.
Квантовое бессмертие часто интерпретируют не совсем верно. По сути, это бессмертие наблюдателя. Что бы ни происходило, он всегда оказывается в той вселенной, где выжил. Для «Видящего» эта концепция неактуальна, по крайней мере, по состоянию на предпоследнюю книгу, поэтому больший интерес для нас тут представляет цифровой вариант.
Цифровое бессмертие — это, по сути, оцифровка сознания, передача всех мыслящих процессов в электронно-вычислительное устройство. Не самый худший вариант — игра, обращающаяся на многих серверах. В романе сначала это подаётся как ящик Пандоры, который ни в коем случае нельзя открывать, иначе обычный мир загнётся. Чем-то это сродни судьбе цивилизации, которая создала ВИКС в одноимённой вселенной Сергея Зайцева. Однако в дальнейшем Виктор приводит контраргументы, которые, на мой взгляд, вполне нивелируют угрозу. Это ведь как беспроигрышная лотерея или выдача каждой семье по собственному дому с бассейном. Если у всех это есть, оно приносит не так уж много счастья.
Так или иначе, вся эта проблематика с разными точками зрения отходит на второй план. Антор по-прежнему собирает, аки крестражи, обломки «Светоча», и удастся ли ему хотя бы в двух половинах последнего романа собрать полный набор, непонятно. А удастся — какие последствия будут ждать тогда «Гардарику»? Очевидно, на все эти вопросы призван ответить заключительный двухтомник, а на долю пятого тома выпало быть промежуточным — и не самым выдающимся, увы, — звеном.
Поскольку подавляющее большинство действий происходит на землях склафов, то заметно переменился дух цикла. Поначалу сугубо нордический, ныне он приобрёл более родной или, во всяком случае, более привычный лад. Скловяне показаны как некие древние аналоги славян, такие усреднённые. Благополучно соседствуют в одной локации условно западнославянские названия (есть же знаменитый район Вышеград в Праге, а Прашна именно с Прагой ассоциируется; Руевит вообще у балтийских славян почитался) и восточнославянский бытовой уклад.
Говор скловян стилизован под старину, Антор с лёгкостью под него подстраивается, а читатель не менее легко воспринимает. Насколько он аутентичен настоящей древней речи, пусть специалисты разбираются, но, во всяком случае, звучит складно (точнее, склафно, да?). При этом некоторые персонажи кажутся то ли случайно, то ли намеренно забавными. Меня почему-то не покидало впечатление, что Злата, игровая сестра Антора, напоминает одну из девушек в мультипликационной франшизе «Три богатыря». Это при том, что я смотрел её лишь урывками.
Впрочем, и самого Антора сравнивают то с богатырём (не забываем про усилок на родной земле), то с багатуром. Вот и ходит он всю книгу, совершает подвиги и помогает князю Мстиславу. Великая миссия, свалившаяся на него вместе с обломками «Светоча», витает где-то рядом, но пока всё внимание уделяется кратким приключениям.
Кстати, не совсем понятно, как представители разных народов общаются между собой. Ладно Антор, ему система всё переведёт. Но ведь языковой барьер не возникает ни между свеями и скловянами, ни между скловянами и булгарами! Понятно, что всё можно списать на игровые условности, но это слишком простое оправдание для мира, где есть множество самобытных культур и который развивался тысячи процессорных лет.
В сухом остатке «На родной земле» значительно уступает предыдущей части и неуклюже готовит к финалу цикла. Автор легко отбрасывает некогда использованные находки, и даже композиционно события должны иметь решающее значение в преддверии отключения игры из-за накопившихся ошибок, а вместо этого лишь ненадолго привлекают к себе внимание. К счастью, язык Виктора по-прежнему гладкий, читается легко и увлекательно, и это позволяет более благосклонно отнестись к роману.