Валерий Пылаев «Видящий-3. Ярл»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 12 сентября 2024 г.
«Барекстад»
Рецензия на «Видящего-3. Ярл» Валерия Пылаева
Когда заранее знаешь, что в цикле больше трёх романов, ожидания от третьей части — обычно заключительной в трилогиях — достаточно скромны. До самого эпилога я не ожидал, что «Ярл» окажется значимой вехой на пути во вторую половину цикла. Однако автор удивил так удивил! Впрочем, если я правильно понял его послесловие, изначально финал задумывался немного иной.
Я немного забежал вперёд. Вернусь в начало. Точнее, к названию. Как глаза — это зеркало души, так и заглавие — отражение текста, что под ним скрывается. Бывают плохие названия, которые не отражают ничего того, о чём читаешь; бывают неудачные или, если угодно, неблагозвучные. Хорошие названия отзываются в повествовании, порой содержа второе, а то и третье дно. «Ярл» как раз из таких образчиков. Я допускал то, что произошло в 33 главе, но всё же полагал немного другое.
Так или иначе, начинается роман относительно предсказуемо. Герой отстоял своё владение, надо ответить врагу той же монетой. Однако прямой как стрела и топорный… ну, как секира, план Валерий Пылаев (в миру Виктор Смирнов) внезапно переигрывает, и это идёт на пользу и сюжету, и герою. Сразу отмечу, что батальные сцены стали более убедительные и проработанные, что также улучшило восприятие событий.
Антон Смирнов проводит всё больше времени в игре, Антор даже спит на островах! Изредка протагонист выбирается из цепких лап ЛитРПГ в мир посильного киберпанка, и эти главы становятся довольно любопытными двигателями сюжета. Только вот незадача: мужчина всё больше начинает жить виртуальностью. Ругается как в игре, ищет оружие на поясе, поминает скандинавских богов. Я уж молчу про то, что все его думы об игре, тут даже деловые разговоры к ней сводятся, это ещё ничего. Налицо зависимость, которая грозит Антону если не смертью, то полным изнеможением организма.
Более того, даже если милостью авторских условностей герой не начнёт загибаться, его реальные дела явно пошли вразнос. Яркий маркер — полное исчезновение кошки бывшего писателя из повествования. Виктор сам обладатель котика, наверняка тот не раз отвлекал его от различных занятий, и я подозреваю, что если бы Тигра из сюжета не выпала, она бы и на хозяине оттопталась, вытащив его из виртуала в обход всех технических примочек, и кормить себя заставила бы, а если тот забыл бы про корм, одним голодным видом выпроводила бы в магазин за провиантом.
Между тем реальность всё сильнее формируется вокруг компании «R-Corp». Антон заводит пару значимых знакомств, в процессе проявляя себя не только как везучий тэн в «Гардарике», но и как смекалистый эрудит в щекотливых ситуациях. Смущает пока только его место во всей этой истории с владельцами игры. Уж больно много у него этих вышеупомянутых знакомств было обеспечено заочно, через уже бывшую его жену. Так что сдаётся мне, Вика тоже во всём этом как-то замешана, а может, даже играет, следя за бывшим благоверным.
Всё чаще автор посредством главного героя акцентирует внимание читателя на том, что мир Гардарики существовал задолго до появления в нём игроков, а сами неписи точно заметили, когда их жизнь изменилась и по чьей воле. Любопытно и отношение виртуальных людей к людям настоящим (правда, первые считают с точностью наоборот). Поначалу я думал, что виртуальная реальность создана сразу такой, где сотни и тысячи лет сканды и прочие воюют, артефакты лежат, а легенды плодятся, но чуть погодя с удивлением узнал, что мир создан с мифологически-виртуального аналога Большого взрыва, просто все эпохи тот прошёл сверхбыстро. Вполне смахивает на обучение нейронных сетей, поэтому объяснение правдоподобное.
Иллюзию живого мира развеивают, конечно, системные сообщения и прочие проявления пользовательского интерфейса. Ещё со времён «Хроник Небесного Края» я отмечаю, что уведомления в ЛитРПГ-романах Валерия Пылаева несколько занудны, а когда одни и те же «Голоса тэна», «Зовы ярла» и «Воодушевления» повторяются из раза в раз, это начинает откровенно раздражать.
Зато групповой чат стал выглядеть более современно с точки зрения выражений и их оформления. Вообще, пользователи стали играть ощутимо более весомую роль в происходящем, чем в «Видящем» и «Тэне». Антор не гнушается помощью Волков Севера, да и с другими пересекается — причём не только на нордических просторах. Как ни странно, именно игроки сохраняют в виртуальной реальности важнейший признак — искусственность Гардарики. Поэтому навеки Антону не застрять там, какая бы его зависимость, волей или неволей Виктора, не одолевала.
Многое перевернул с ног на голову финал. Как я сказал в самом начале, «Ярл» стал вполне себе заключительной частью, скажем так, первой трилогии цикла «Видящий». Сколь резко свернёт на другую колею сюжет теперь, узнаю совсем скоро, но то, что автор смог меня удивить, когда я совсем этого не ждал, — весьма ценно! Поэтому от следующей части я теперь жду ещё большего повышения ставок и ещё большего совершенствования повествования.