Валерий Пылаев «Видящий-2. Тэн»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 9 сентября 2024 г.
«Фолькьерк»
Рецензия на «Видящего-2. Тэн» Валерия Пылаева
Вторая часть приключений Антора начинается буквально там же, где заканчивается первая. Если в прошлом томе мы вместе с героем знакомились с миром Гардарики, то теперь настало время там закрепиться. Поэтому весь роман посвящён одному ключевому событию — отстаиванию Фолькьерка за его тэном-игроком.
Между двумя частями прошло не так уж много времени и в нашем мире, поэтому большинство наблюдений, сделанных в отношении «Видящего», применимы и к его сиквелу. Разве что герои перестают казаться картонными или, уместнее сказать, виртуальными болванчиками, а начинают обрастать кое-каким объёмом. Пока я не готов заявить, что теперь мы следим за похождениями убедительно живых людей, но и не видеть за ними каких-то историй и чувств нельзя.
Чаще стали появляться игроки. Вводится даже целое сообщество Странников, которые в Гардарике играют аутентичные для этого виртуального мира роли. Собственно, на их фоне всякие Волки Севера выглядят чужеродными элементами. Закономерная иллюзия, ведь за чтением книги любой вымышленный мир воспринимается в меру всамделишным, и Гардарика не исключение.
Раз уж я упомянул Волков Севера, хочу отметить, что абсолютно во всех своих романах Валерий Пылаев (так сказать, игровое имя Виктора Смирнова) обращается к теме волков. В предыдущих двух рецензиях на его романы я эту черту не отразил, но зарубку на память оставил. Здесь даже упоминается сам Фенрир! Символичная взаимосвязь аж четырёх миров, в которых работал автор.
Сами члены клана представлены достаточно схематично. Из персонажей, ясное дело, выбивается Славка, остальные же в основном только говорят в чате. Причём подан этот чат так, будто «молодёжи» лет за 30, и они сленг форумов 2000–2010 гг. перетащили в игру будущего. Да и насчёт упоминаний форумов я вдруг засомневался: остались бы они в 2028 году или их место окончательно заняли бы группы и каналы в социальных сетях?
Баланс между описаниями реального и виртуального мира в «Тэне» безнадёжно валится в пользу последнего. В обычном мире происходят действия от силы двух-трёх глав. Тонкий намёк на растущую зависимость Антона от новой игрушки или же автор просто сосредоточился на приключениях, плотность которых по ходу истории только возрастает?
Как я в самом начале отметил, «Тэн» посвящён обороне Фолькьерка, и Виктору удалось увлекательно показать, как Антор практически с нуля созывает знамёна. Не забыт и путь Видящего, который тот помаленьку постигает, в связи с чем появляются травницы, колдуны и даже потусторонний вэттэ. На первый взгляд отвлечённые друг от друга, но взаимосвязанные ветки сюжета плавно переплетаются, отчего не возникает ощущения, будто автор вдруг забывает об одном из аспектов — единственной жертвой такого подхода становится реальность.
Задел с мутной ИТ-компанией пока остаётся развит слабо, хоть Антон и успевает совершить сюжетно важный поступок. В каком-то смысле в заочном противостоянии любящего разборки с корпорациями киберпанка и самозабвенного ЛитРПГ побеждает, само собой, заявленный жанр цикла. Что, впрочем, не исключает, что в будущих частях будет разыграна карта и с «R-Corp».
Пока же нам остаётся следить за приготовлениями тэна Антора к жизненно важному для него бою, и так уж получилось, что именно они написаны гораздо увлекательнее, чем финальное сражение. Когда речь идёт об одиночных схватках, читается ещё правдоподобно — с поправкой на условности жанра, но битва превращается в мешанину ударов, выплесков чувств и выдержек из чата в старофорумном стиле. Из-за этого полноценно я воспринять финал не смог, хотя я и не говорю, что он совсем плох. Просто достойно выписанных сцен там меньше, чем хотелось бы.
Самый конец романа вполне ожидаемо оставляет задел под продолжение. Буду надеяться, что новая большая битва там будет подана краше и ярче, подкинутые загадки (с тем же Олегом без ауры) протагонист разгадает, а персонажи будут и дальше раскрываться.