Александр Беляев «Город победителя»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Рассказ немецкого туриста Карла Фита о его путешествии в СССР и знакомстве с жизнью людей в самом обычном социалистическом городе.
Входит в:
— журнал «Всемирный следопыт 1930`4», 1930 г.
— антологию «Пленники Земли», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 22 января 2023 г.
Александр Романович Беляев в своих произведениях очень умело связывает человеческую психологию с общественными недостатками или достижениями. И вот перед Нами небольшая зарисовка коммунистического будущего. Озеленение городов, продуманная планировка, полная автоматизация и четкие разграничения транспортных путей. Магазины, театры, кино, парки развлечений и даже телевидение — всё в шаговой доступности. Всё для того, чтобы Человек не тратил драгоценное время на пустые поиски вместо полезного развития. И это дало свои плоды. Пяти часовой рабочий день в несколько смен: работа заводов не прекращается, но из такого графика выходит, что и население увеличивается. Больше времени на себя и вот: мастера, осваивающие несколько профессий; простые рабочие превратившие хобби в искусство; само искусство перестало быть закрытым, т.е. ремеслом. Некоторые из их произведений даже достойны музеев. Но поскольку хранить «ширпотреб» смысла не имеет, в эти музеи могут прийти люди и забрать то, что понравилось, если обычные товары не устраивают или сам сделать не можешь. Новые люди избавились от бича общества потребления — шопинга. Рабочие на рабочих местах, дети в школах — Город кажется опустевшим. Зачем такое огромное пространство для шестидесяти тысяч человек. А увиденные плоды своих трудов, в купе с правильным воспитанием, научили горожан ценить свой город и не мусорить на улицах.
Но увы и ах! Всё человеческое здесь забыто и свобода личности подавлена верой в памятники вождям. Пускай главный герой пишет другу, что сам почти стал новым человеком и дает себе полный отчет в том, что не видевшие этого города его не поймут. Пускай сам автор говорит, что в жизни есть вещи намного важнее. Но внимательный читатель видит то, что жить ему предлагают в крохотном загончике — куда-то после этого описания сразу исчезает вся монументальность и продуманность общежития Будущего — и в конце Нас всех ждет только крематорий. Поживете, и пустят вашу тушку на удобрения. Хотя, даже если с почестями прах развеют — удобрением станем. Да и в Библии написано: прах к праху. Знаете ли Вы, что в славянской традиции гроб называют домом для покойника? Всю жизнь надо думать о личном. А о том, что Александр Романович Беляев всю жизнь от паралича мучился вспоминают только, если повод есть. Мечтал человек летать, плавать, путешествовать — и хватит с него. А Беляев, всё равно, рисовал картины общественные. Но, видимо, действительно лишь для Людей Будущего. Так, что этот город всё еще остается Городом Победителя.
URRRiy, 9 августа 2019 г.
Любопытно показан дивный новый мир в понимании Александра Беляева. Этакий человейник, причем без разницы агрогород или промгород — быт одинаков — скромные маленькие с минимумом мебели комнаты, абсолютно одинаковые, много устройств и приспособлений, даже автомат для бритья (сразу анекдот вспомнился:), всеобщая одержимость спортом, досуг — творчество ручного труда (идея Уэллса в «Освобожденном мире»). И никакого личного пространства. Неудивительно, что дети отделены от родителей, родильный комплекс — «фабрика новых красненьких коммунаров». В общем город без семей, без религии (но с культом пролетарских вождей) и без любви (за исключением опять же этих самых вождей) — идеал коммунистического будущего, превращение человека в муравья.
Тимолеонт, 18 мая 2019 г.
Слабо для пропагандистской листовки. Конечно, то было время, когда наше общество только-только начинало выкарабкиваться из повальной нищеты, в которой жило подавляющее большинство людей за пределами крупных городов, и абстрактная общественная мысль искала возможные дальнейшие пути развития общества. Но «Город Победителя» как-то совсем не убедителен. Всё как-то сухо, описано даже без присущего Беляеву искреннего восторга при описании будущих изобретений. Есть интересные мысли, но их мало, а остальное и безыдейно, и бессмысленно.
god54, 10 ноября 2014 г.
Никогда бы не поверил, что это написал А.Беляев, если бы не четкое указание на его авторство. Трудно комментировать и даже высказывать свое мнение. Все вместилось в одну фразу написанную автором: фабрика по производству новых социалистических людей. Как страшно жить на этой фабрике и общаться с новыми людьми. Порой и в жизни еще встречаются такие переработанные люди. Вчера ознакомился с книгой дневников Берии, где издатели назвали его самым выдающимся государственным деятелем, после Сталина, который бы точно привел СССР в коммунизм. И вот это светлое будущее можно увидеть на страницах рассказа. Одним словом тем, кто верит в светлые идеалы... может одумаются.
muravied, 16 ноября 2010 г.
Рассказ явно пропитан пропагандой того времени, но тем не менее довольно занятный.
Описание райского города будущего, в котором наступил абсолютный социализм, иногда вызывает снисходительную усмешку. Беляев предлагает очень много идей по улучшению жизни, но эти идеи весьма сомнительны. Например автор с упоением рассказывает о жизни в комнате 2х3 метра, в которой стоят стол, стул, кушетка и умывальник. И больше ничего не надо! Человек должен всецело самозабвенно отдаваться работе, а дома лишь ночевать... Или описание очень удобной центральной площади, посреди которой стоит гигантский памятник Ленину.
Что я поддерживаю в этом городе будущего, так это повальное увлечение физкультурой.
А так это всего лишь фантазия очень далёкая от реальности.