Александр Беляев «Белый дикарь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Толчком к написанию рассказа послужила заметка в газете «Известия», о первобытном человеке, обнаруженном в Гималаях.
Входит в:
— журнал «Всемирный следопыт 1926' 7», 1926 г.
— антологию «Potomkowie Słońca», 1987 г.
- /языки:
- русский (16), украинский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Тышковская-Госк (1), К. Юречко (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 19 июля 2018 г.
История о столкновении благородной, но необузданной силы с цивилизованным обществом. Адаму безусловно сочувствуешь, хотя финал в общем-то закономерен. На первый взгляд кажется будто злодеев здесь нет, ведь строго говоря зла Адаму никто не желает. Но при внимательном рассмотрении это не совсем так, вернее совсем не так. Виноват создавший эту ситуацию профессор Ликорн: именно он, ради своих научных амбиций, вывозит Адама из привычной для него среды обитания. При этом его совершенно не волнует, есть ли у «белого дикаря» семья или племя. Хотя настоящий учёный должен был бы поинтересоваться этим в первую очередь. Как-то очень маловероятно, что Ликорн наткнулся на действительно последнего представителя расы. Но профессору не до того, амбиции голову кружат. Конечно, жизнь Адаму в начале истории он спас, но это ещё не повод делать с ним что хошь. И в повести есть пара слабых намёков, что двигало им отнюдь не человеколюбие, он просто боялся потерять ценный экземпляр.
Тимолеонт, 4 июня 2019 г.
Хорошая и нравоучительная история о неминуемых противоречиях прогресса и дикой, необузданной природы. В этой истории должное внимание уделено и юмористическим эпизодам жизни Адама в крупном городе (мне вспомнилось, как охотника Дерсу Узала в начале 20-го века оштрафовали за то, что он в центре Хабаровска начал рубить деревья на дрова, не понимая, зачем платить за них деньги), так и серьёзным вопросам человеческой природы и души. Получилось крайне, я бы сказал, предельно реалистично, не сомневаюсь, что примерно так оно бы всё и выглядело, но от этого только грустней становится.
muravied, 4 октября 2010 г.
Интересная история. Когда, что-то древнее и исчезнувшее вдруг находят в глуши и привозят в современный город, это почти всегда заканчивается трагично. У этого сюжета много последователей: фильм Кинг-Конг, мультфильм «Обезьянки в опере» — сцена с Отелло прям из рассказа. А также вспоминается старый советский фильм «Человек ниоткуда» 1961 года. Также порадовал фирменный Беляевский юмор.
Прочитать определённо стоит!
ego, 21 сентября 2010 г.
... после многолетнего перерыва это мое волнительное обращение к Автору, чьи книги были в детстве столь немногими и очень важными маяками и ориентирами, было для меня особенным событием. После прочтения и этой повести могу с радостью подтвердить — Беляев замечательный писатель, великолепный рассказчик и — несмотря на внешнюю советскость — духовно мне близкий мыслитель.... Ибо и это произведение о том, что «Свобода — лучше, чем несвобода». Текст доставил удовольствие. Писал бы хоть кто -нибудь из нынешних авторов с подобным чувством текста и читателя, я был-бы его поклонником, но увы.
Журналистка, 28 июля 2010 г.
Очень (не смотря на год написания...) рассказ. Хорошуя выбрал тему Беляев для своей этой книги — узреть наше теперешнее «разпремилое» общество глазами человека полностью не вошедшего «в тему»:lol:
Раскрываются все наши минусы и «неглубокость», которые мы только в себе породили и порастили... Стоит прочесть идеалистам, я думаю... Тогда после этого они станут лио пессимистами, либо реалистами.
god54, 25 ноября 2009 г.
В те годы, когда был написан этот рассказ, эта тема была особенно модной в фантастической литературе. Идея была показать «прелести» современного общества глазами нашего предка и любое сравнение было не в пользу современного общества. Непонятно почему современные авторы обходят эту тему стороной. Мне кажется она вечная. Написано хорошо и читается легко.
Alexandre, 9 июня 2009 г.
Довольно много произведений посвящено тому, как человек из привычной ему среды попадает в цивилизованное общество. Здесь один из таких вариантов. В общем в рассказе немного фантастического — за исключением самого факта обнаружения доисторического человека, всё остальное могло происходить примерно так, как описано.
Всё весьма реалистично, поведение героев описано хорошо и достоверно, а результат, с некоторыми вариациями, был вполне предсказуем.
И фальшь общества — неважно какого, здесь совершенно ни при чём — люди только потому и могут жить вместе, что соблюдают некие условные правила общения, считаются друг с другом и могут работать сообща. И все эти устоявшиеся правила человеку, пришедшему со стороны, разумеется покажутся странными и надуманными, но это вовсе не означает, что таких правил не должно быть.
Рассказ интересен, местами забавен, хотя и несколько схематичен. Написан неплохо, но для современного читателя старомоден.
Urd, 8 октября 2008 г.
Довольно грустная история. Чем-то напоминает Ариэль, наверное тем, что показана фальшь современного общества; хотя упор, в соответствии с идеологией, делается на буржуазное общество.