Александр Беляев «Ни жизнь, ни смерть»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В рассказе автор выдвигает идею глубокого охлаждения человеческого организма с целью погружения в анабиоз. Находясь в анабиозе, герои рассказа становятся практически бессмертными. Впрочем, своё отношение к этому вопросу автор достаточно ясно выразил в названии рассказа.
Впервые рассказ опубликован в журнале «Всемирный следопыт» №5—6, 1926 г. Первая книжная публикация — сборник «Борьба в эфире». Впоследствии не перепечатывался до включения в собрание сочинений 1963-64 гг.
Входит в:
— журнал «Всемирный следопыт 1926' 6», 1926 г.
— журнал «Всемирный следопыт 1926`5», 1926 г.
— сборник «Борьба в эфире», 1928 г.
— антологию «Dimension URSS», 2009 г.
- /языки:
- русский (26), французский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (27), периодика (2)
- /перевод:
- И. Иванов (1), А. Кабаре (1), П. Лажуа (1), Н. Свечникова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 31 мая 2019 г.
Рассказ и о жуткой человеческой природе, которая может дойти до полного расчеловечения «ближнего» своего, и о полной ненужности человека, который принципиально не соответствует своему времени и месту. У Уоррена Эллиса в гениальном комиксе «Трансметрополитен» в одном из выпусков тоже есть сюжет о таких вот «размороженных», которые оплатили свой анабиоз сотню-две лет назад по причинам неизлечимых тогда болезней, но в мире будущего оказались просто многотысячной толпой никому не нужных бомжей. Этакое «где родился, там и пригодился».
Так и здесь персонажи, как и герой «Машины времени» Уэллса, отправились в будущее, искать своё место в жизни. Грустно, красиво, романтично.
ГРОМ, 25 октября 2019 г.
Рассказ о том, как у промышленник Гильберта начались серьезные проблемы с бизнесом. И тут появляется некто Карлсон с фантастической идеей замораживать рабочих, а когда они потребуются оживлять их. Рассказывая как на этом можно заработать.
Рассказ довольно неплохого качества, как будто читаешь кого-то из хороших ранних фантастов типа Жюль Верна. Сам текст хорошо прописан.
История тоже интересная. По сравнению с первой русской фантастикой на эту тему прогресс очевиден.
Персонажи живые и цепляют. Советская идеология еще не успела сильно повлиять на творчество фантаста. Так что получилось интересно.
Доктор Вова, 27 мая 2010 г.
Посмотрите на гений А.Беляева, который этим рассказом предвосхитил события на добрую сотню лет! Сейчас эта тема активно муссируется, и хотя технологий полноценного возвращения из анабиоза человеческого мозга и организма в целом еще нет, но находятся горячие сторонники этой идеи по обе стороны океана!
Видимо надо этим сторонникам почитать этот рассказ, ну и для полной картины еще и «Когда спящий проснется» Уэллса. Может наступит некоторое отрезвление и осознанное осмысление того, куда они пытаются вторгаться! Беляев ясно показал, что из этого может получиться! И показал гораздо мягче, чем Уэллс! Не надо пытаться подменять собой Господа Бога, относительно бессмертия! Очень яркие впечатления от произведения!
god54, 25 ноября 2009 г.
Совсем хороший рассказ, очень современный и злободневный. Как легко уйти от проблем жизни, и как потом, невозможно догнать эту жизнь. Проблема поднятая автором потом широко исследовалась в фантастике, но вывод сделанный в этом произведение оказался единственным для всех: снова лечь в анабиоз и наверное больше не пробуждаться...
mitriyijz, 26 января 2009 г.
Кстати, хорошая идея преодоления мирового кризиса! рассказ Беляева , не включенный в серию о профессоре Ванере, идущщий как бы отдельно, так же как и Вечный Хлеб.