Михаил Тырин «Тайная комната»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Совершено ограбление ювелирной лавки. Майор Бустов никак не может понять, как преступнику удалось пронести через охрану необходимое для взлома оборудование. Слишком много загадок в этом, казалось бы, банальном деле...
Входит в:
— антологию «Новые мифы мегаполиса», 2011 г.
Номинации на премии:
номинант |
Филигрань, 2012 // Малая Филигрань (рассказ) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 6 августа 2020 г.
Сначала – крепкий и достоверный детективный сюжет, потом – история о маленьком человеке с большой суперспособностью, Боге-неудачнике.
Мораль: off, смекалка: on.
Автор и сам подсказывает, как использовать карманное измерение: контрабанда оружия и наркотиков. Напрашивается киднеппинг и бесследное избавление от неугодных. Да и ювелирку красть антагонист мог решить только в угоду автору.
Ещё вроде бы Джим ди Гриз по прозвищу Стальная Крыса говорил – красть нужно только деньги. За точность и авторство цитаты не поручусь, но смысл понятен.
Уволок сейф с цацками. А мог бы банкомат утащить. Зачем вернул сейф – тоже непонятно. И таких дыр в логике миллион.
Короче, измерение-кладовая и, по совместительству, кнопка «паузы» для нашего временного потока – потрясающая суперспособность.
Финал – грузовик сбивает обладателя суперспособности. Дранницкий прячется в своей «кладовке», долго там сидит и спустя годы «кладовочного» времени возвращается и гибнет под колёсами. Что он должен приволочь из кладовки, чтобы выжить?
Вариант 1: ударопрочный сейф, мягко выстланный изнутри и появиться в нашем измерении уже в сейфе.
Вариант 2: просто конструкцию из ящиков высотой выше грузовика и появиться на этих ящиках – упасть с высоты предпочтительней, чем быть задавленным многотонным авто.
Вариант 3: ролики/скейт. Упереться в капот и проехать сколько-то метров, пока машина не остановится.
Написано хорошо, но потенциал не раскрыт в угоду ложно понятой литературности.
6(НЕПЛОХО)
fant-laborant, 13 мая 2019 г.
Если коротко, то рассказ в целом понравился. Он не затянут, читается на одном дыхании. Относительно длинный подход к фантастической части продуман и естествен. Он читается как завязка нормального такого детектива. Я, правда, недолюбливаю детективы, поэтому немного поскучал (чуть-чуть), и уже на этом этапе начал строить ирреальные версии.
Например, когда стало известно, что преступник не взял дорогущие часы, а взял только золото, я подумал об аварии «тарелки» и необходимости ремонта её внеземного оборудования — и часы тогда действительно ни к чему, золото же — другое дело — редкий металл.
Ну а когда стала раскрываться невероятная истина, тут уж тушите свет — в прямом и переносном смысле.
Пока жизнь в нашем мире стоит на паузе, герой в своей тёмной комнате доделывает то, что не успел сделать здесь, на белом свете — это ли не круто. Правда, в реале он быстрее старел, так это не беда — его лет никто не отнимал, он их проживал «там».
Безусловно, я примерил на себя такой дар. Эх, где мои семнадцать лет! Но и сейчас нашёл бы применение. Да сейчас, пожалуй, ещё и лучше — спокойнее обдумал бы всё.
Скажу ещё, что почти не осуждаю главгероя. Грабить магазины — это, конечно, не дело, но в остальном я сочувствую ему. Как же так Бог обделил его умом и фантазией, что даже имея такой козырь на руках, он не преуспел, а был затюканным и несчастным.
milanas2, 24 ноября 2015 г.
Интерпретация темы о маленьком человеке, вариант гололевской «Шинели», сильно подранной временем и мегаполисом. Вот уж точнейшая иллюстрация двух негородских присказок про бодливую корову, которой Бог рогов не дает и «Подарили дураку море». Жалко, жалко инженера и страшно за себя. Но разве не этого автор и добивался?!)))
Корделия, 31 марта 2015 г.
Я назвала бы рассказ «Бог-неудачник», но в свете нынешних религиозных тенденций название могли бы посчитать провокационным. А жаль. Оно прекрасно отобразило бы ведущую мысль книги: человек получает бездну возможностей, но не может их использовать в силу собственной недалёкости. Какой поддержкой ты бы в жизни ни заручился, в конечном счёте всё зависит от тебя самого...
Фантастическая составляющая сюжета совершенно не требует от автора объяснений, потому что персонажи сами ничего не понимают. А главное достоинство рассказа как раз не в «загадочных явлениях», а в общечеловеческой проблематике. Кто в жизни на своём месте, а кто — мечется и найти его не может...
И симпатия читателя в итоге оказыватся не на стороне «волшебника», а на стороне его преследователя (несмотря не некоторую подзаборную лексику :))
Синяя выдра, 22 апреля 2012 г.
Что тут скажешь — сильно. Идея просто блеск. Реализация тоже не плоха. Хороший уверенный язык, убедительные диалоги, правдоподобные ситуации. Из очевидных минусов — несколько подзатянутое начало. До появление «тайной комнаты» читалось вяло. Зато с появлением — пошло на ура. Рассуждения ГГ про Бога-нудачника цепанули, не скрою. Правда, насколько этот человек Бог — вопрос. Ну, да автор имеет право на свои интерпретации. Концовка вообще выше всяких похвал.
А ведь я раньше ничего не читала у этого автора. Нужно наверстать упущенное.
ivan2543, 18 ноября 2011 г.
Один из лучших рассказов в антологии «Новые мифы мегаполиса». С другим творчеством автора я незнаком, поэтому «Тайная комната» оказалась приятной неожиданностью. Начавшись как фантастический детектив, со временем произведение обнаруживает кроме детективно-приключенческого сюжета философский и психологический подтекст.
«Тайная комната» — рассказ о бесполезности и опасности бегства от реальности, о том, что трусость и привычка все откладывать на «потом» приводят только к одному – время уходит зря, безрезультатно. И, в конце концов, даже наличие индивидуального вымышленного мирка не спасет от расплаты.
Достоинства произведения:
идейное содержание;
сюжет.
Недостатки:
несколько затянутая детективная часть может отпугнуть некоторых читателей
язык произведения суховат.
Итог: замечательный и немного жутковатый рассказ.
alex1970, 5 октября 2011 г.
Под видом детектива автор сделал жуткий философский рассказ о судьбе маленького человека, которого даже огромное чудо не смогло сделать счастливым.
Разгадка тайны ограбления ювелирного магазина здесь не самое главное.
Очень интересен финал про Бога-неудачника
serege, 21 февраля 2013 г.
Отличный рассказ. Вступление-интрига-развязка. Ничего лишнего. Читается легко и свободно.
А еще, после прочтения, вспоминаются детские мечты, и задумываешься, а вот бы если действительно у меня что-то было, как бы я этим пользовался. И пользовался ли бы вообще.
pavelgubarev, 23 октября 2011 г.
Только прочитав этот текст я решил, что не зря купил сборник «Новые мифы мегаполиса». Читаешь -- и сочувствуешь героям, а не автору, который трудолюбиво и честно отрабатывал заказ...
Очень сильная вещь: умный, правдивый, трагический. Если бы только русская фантастика вся была хотя бы такой :)
Можно попридиратья к некоторым прямолинейным ходам и диалогам (согласен с комментатором ниже: объяснение тайны вываливается на читателя самым простым и неизящным образом); можно попридираться к не самому богатому языку (царапнуло протокольное выражение «неопределённого возраста» в описании персонажа). Но тем не менее: история увлекательная, персонажи живые, финал -- ух! И всё это со смыслом.
Фикс, 30 сентября 2011 г.
Интереснейшая фабула и замечательная завязка. А рассказ в результате примерно за треть от конца завершается излишне скомканным и прямолинейным объяснением разгадки, после которого следует краткое резюме, по-моему, излишне наставительно-морализаторского толка. Возможно, со мной злую шутку сыграло знакомство с дилогией одного известного отечественного фантаста, в которой постоянно упоминалось некое магическое действие, послужившее для данного рассказа «ключом» к разгадке детективной тайны, почти в самом начале чтения. Показалось, что писатель вывел слишком наивного и доброго «злодея», как и слишком экзотический, сложный способ и объект кражи. Еще одной из претензий к сюжету на уровне логических построений является распространенная практика фиксации правонарушений или поимки преступников с поличным средствами видеосъемки, фантастика даже мистическая должна идти в ногу со временем! :wink:
Упомянутая дилогия известного фантаста это
Jose25, 10 сентября 2010 г.
На удивление ровный и складный рассказ. Из-за своей продолжительности он при всём желании не успеет надоесть, но.. Это же и его недостаток — он слишком быстро заканчивается.
Рассказ Тайная комната можно назвать образцовым. В нём оригинальная идея и живые персонажи. Очень понравилось, что, как и в реальной жизни, нет определённо плохих персонажей. То есть никто не испортит настроение.
Идея есть, воплощение есть, а больше и просить ничего не надо.
gorvzavodru, 20 ноября 2011 г.
С анализом такой ситуации (бестолковый человек с замедлителем времени) доныне не сталкивался. Весьма поучительно.
А ведь в детстве (да и достаточно зрелом возрасте) я и сам о таком мечтал... И хорошо что такое невозможно...
Но в художественном смысле как то не очень... Не знаю как сказать... Серовато слегка (если можно так выразиться).