Ольга Белоусова «Перекрёсток волков»
Главный герой Ной — волкочеловек (не путать с оборотнями, они, по замыслу автора, нечто совсем иное) или просто Волк, — бежал из родного селения в глубине Леса в человечий Город. Бок-о-бок с людьми — народом, который волки ненавидят более всего, — он повзрослел, нашел друзей, видел смерть отца на костре инквизиции, и в конце концов прикоснулся к величайшей тайне этого странного мифического мира: что за Творец создал мир таким, кто был волчьим Богом, оставившим своему народу судьбу вечных изгоев, вынужденных вести войну за выживание с людьми — законными хозяевами окружающего мира.
Входит в:
— цикл «Мир Ноя»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 261
Активный словарный запас: очень низкий (2295 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2008 // Открытие себя (имени В. И. Савченко) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
inna_jv, 11 февраля 2010 г.
Рецензию писала для «Книжной витрины».
Быть в ответе
Ольга Белоусова. Перекресток волков.
Издательство «Форум», обещая порадовать «несерийными» романами, выпустило дебютную книгу новокузнецкого автора Ольги Белоусовой. Действительно, стандартной эту вещь назвать трудно. Мне встречалось даже такое название жанра этого романа, как «анималистическая фантастика». Не могу согласиться: с таким же правом можно было сказать «божественная» или «психологическая». Но, в любом из перечисленных случаев, это не могло бы определить ожидания.
Роман «Перекресток волков» написан с конца, так и значится в тексте перед первыми строками: «Конец». И только потом – начало. Начало романа, начало мира.
«Комочек страсти… лепишь… лепишь… сворачиваешь в спираль… запахи, цвета, чувства… дикая вишня… дыхание света… кувшинки на поверхности озера…» – так рождаются миры. А так – жизнь: «Плоть изменчива, хрупка… выбирай… выбирай… форма… разум… душа… Два зверя в одном теле. Взгляд силы сквозь мрак сознания». Очень давно один молодой бог придумал мир, в котором под вишневым небом и желтой, как сыр, луной, жили люди-волки, или волки-люди – обе их ипостаси равны. Впрочем, они называли себя волками, отделяясь тем самым от племени человеческого.
Бог, Первый Белый Волк, создал мир, населил его – и забыл. Или просто ушел погулять, ему казалось – ненадолго, что время для молодого, беспечного бога? Он не знал, что спасенный им когда-то мальчик Ами, ставший другом Первому волку, сам захочет поиграть в бога. Племя волков не видело между ними разницы, а молодой тщеславный Ами ее не объяснил. Вот только стал Ами – дьяволом. Он и его возлюбленная увели за собой волков из мира с вишневым небом и желтой луной в бесконечное странствие. Научили их защищаться – научили их убивать, и сделали их вечными изгоями. Какой же бог другого мира потерпит чужих убийц?
Итак, бог ушел, а его место занял дьявол.
Прошло слишком много лет, и вишневое небо с желтой луной стало всего лишь сказкой. Тогда и появился в волчьем племени мальчик по имени Ной. У него была семья: отец – вожак, самый мудрый, сильный и жестокий. Мама – редкость, но она была человеком. Младший брат, для которого старший – кумир. Был друг. Все, как у людей? Да, но не стоит обманываться, все-таки Ной – волк. И однажды мир Ноя рухнул, волчонок был вынужден уйти из племени в город.
Город, так похожий на наши города: с каменными высотками и супермаркетами, аэропортом (да, и там тоже разбиваются самолеты), пустырем, на котором могут найти пристанище бомжи. На улицах – свои законы, и кто скажет, что они менее жестоки, чем волчьи? В этом городе пытаются самостоятельно выжить мальчишки, из-за авиакатастрофы оставшиеся без родителей. Они дают приют странному парню, не зная, что тот – волк.
Как совместить ненависть и благодарность? Ответственность за маленького мальчика и долг мстителя? Верность другу-человеку и ненависть к его отцу, убившего вожака волков? Ною придется это сделать. И напомнить всем нам, что люди – разные. Казалось бы, давно известное утверждение, но часто ли вспоминают его, когда захлестывает злоба или ненависть? Впрочем, это только одна сторона романа.
Другая же – об ответственности. Автор рассматривает проблему с разных ракурсов: ответственность бога перед созданным им народом. Спасителя – перед спасенным, и спасенного – перед спасителем. Чужака – перед человеком, пригласившим его в дом, принявшим в семью. Друга перед другом, даже если придется противостоять своему роду. И перед своим родом – прав он или нет. Дьявола – перед соблазненным им народом. Ольга Белоусова не дает героям поблажек, отвечать придется честно.
Можно догадаться, что дьяволу такая ноша не под силу, и он делает все, чтобы найти Первого Белового Волка и вернуть ему его народ. Дьявол завел волков в тупик, но выводить должен бог – он в ответе за тех, кого создал.
rusty_cat, 7 мая 2009 г.
Современная городская фэнтези. Впрочем, современная ли? Хотя в мире Ноя присутствуют автомобили, телефон, телевизор и роман «Мастер и Маргарита», здесь нет интернета, а повествование выстроено таким образом, будто кроме города и присутствующего рядом, но при этом словно в параллельном мире — Леса, и нет на Земле ничего. В этом и заключается фэнтези: мир, похожий на наш, но в котором существуют два доминирующих разумных вида — люди и Волки. Волки — существа с одной душой, но двумя телами — человечьим и звериным. Волки бережно хранят легенды о некоем мире из которого они то ли вышли, то ли обязаны в конце концов попасть, мире, где небо «вишневого цвета» и луна — «похожа на сыр». Волки пытаются жить в мире с людьми, но отчего-то многовековая вражда не прекращается: люди сжигают «оборотней» на кострах, а волки — заливают свою месть людской кровью. И испокон веков же, по непонятной причине, многие волки выбирают в жены людских дочерей, и те уходят в лес со своими мужьями и становятся матерями новых волков. У волков — есть собственный Дьявол, которого все называют Ами, и собственный Бог — которого все называют Белым Волком.
Главному герою — молодому волку по имени Ной предстоит не только стать вожаком своего народа но и привести их в волчий рай — мир с вишневым небом и желтой, как сыр, Луной. Необычный роман, отличающийся своей лиричностью. Игры демиургов давно уже будоражат умы писателей-фантастов и авторов в стиле фэнтези, но описывать фэнтези мир в восприятии демиурга — черта именно нашего времени, взбудораженного матрицей и виртуальной реальностью, в которых всякий человек может побывать демиургом, из чего вытекают вопросы ответственности за свои деяния во вселенских масштабах.
В романе есть ряд незначительных недостатков: например, диалоги данные курсивом, сопровождающие основной текст, нераскрытые детали — такие как телепатические способности Крохи, явно лишний образ кошки-оборотня — неясная дань чему? любви к кошкам? — недоработанная любовная линия главного героя и почти открытый финал. Вернее, второй финал, после основного. Но, тем не менее, это роман — необычайно яркий, с плотным текстом, большим объемом образов и символической базой — легенды об оборотнях, средневековая охота на ведьм, христианство, Бог и Дьявол и пр. Этот роман является ярким образцом современного фантастического мейнстрима, образцом искусным, и что радует более всего — написан он российским автором. У фантастов прошлого растет новое достойное поколение.
Мисс Марпл, 15 марта 2009 г.
Qou vadis, domine?
С чего начинается мир? С демиурга,его создавшего? С людей,которые его населяют? С их забот и тревог?
Этот дивный роман — о мирах. И о людях. А еще об ответственности людей за эти миры. И о том, что демиурги тоже в ответе за тех,кого создали. Потрясающе поэтичный, глубокий, вязкий и в то же время легкий роман о том,каково быть волками в мире людей. Об одиночестве. Роман — путешествие героя сквозь свое прошлое, настоящее, будущее, сквозь людей, которых он любил и тех,кого ненавидел, сквозь страх,боль,смерть,дружбу,любовь и бесконечное одиночество. Путешествие к дому, к любви, к себе.На мой взгляд,в этом небольшом по объему романе есть все: замечательный авторский стиль, удивительно живые герои, реалистичное изображение современности и общечеловеческих пороков.
Не знаю почему, но чем-то он напомнил мне «Мастера и Маргариту». Общей...не то чтобы атмосферой, но определенной направленностью. Последние страницы, этакие игры демиургов и дьявола, могут вызвать возмущенное чувство протеста у религиозных читателей, но это лишь способ автора высказывать свои мысли. Ведь весь роман в первую очередь о людях. Волки и боги здесь ни при чем.
Еще стоит отметить очень точный объем произведения. Больший объем просто свел бы на нет все усилия автора. Роман очень хорошо сбалансирован, не вызывает скуки или равнодушия. И оставляет очень неоднозначные впечатления и какое-то особое послевкусие. Не скажу,что всем или даже большинству он придется по вкусу, но своих благодарных читателей точно найдет.
Kami, 16 апреля 2009 г.
Этот роман...Он вызывает в человеке бурю протеворичивых эмоций. Философия этого романа, его страсть, полноценность врываются в сознание и заполняют его полностью!
Сколько эмоций вызовет момент книге, когда Ной описывает, что он вышел на улицу и опробовал свой новый нож на случайном прохожем. Описывает алую кровь капающую на снег... Перечитывая этот момент,я хотела кричать от ужаса! Обычными словами Ольга Белоусова смогла довести меня до паранойи!И из таких моментов состоит вся книга!! Проблемма выбора, страх...Все приходиться пережить главному герою книге-Ною, Волчьему Богу.
На мой взгляд, самый, не то что бы тяжелый, но...Горький момент в книге, это когда в самом конце Ной разговаривает с Яхо.
Яхо(Людской Бог):Похоже твои дети нашли свою святую ГРааль.
Ной:Да. А что делать твоим?
Бог создал мир, и как он мог в последствии его бросить?!На кого он оставил своих детей, нас?!
Это потрясающий роман. До сих пор находясь под впечатлением, я то и дело задумываюсь над тем, что мы есть. Очень глубокая, психологически-философская вещь.