Джон Бойд «Последний звездолёт с Земли»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | Таймпанк )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Мессия | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В этой альтернативной истории Иисус Христос повел войска в поход на Рим и поработил его, что позволило компенсировать средневековый развал и послужило толчком в развитии прогресса — уже в XIX веке найдены способы заселять планеты чужих звезд. Но на Земле царит консервативная церковная диктатура воинствующих христиан. Героя романа осуждают на ссылку в планету-тюрьму.
Входит в:
— антологию «Дикий волк», 1992 г.
— антологию «Клуб любителей фантастики — 21-й выпуск», 1992 г.
- /языки:
- русский (6), английский (2)
- /тип:
- книги (6), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Дашкевич (2), С. Иванов (3), А. Токарев (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 31 октября 2024 г.
Читал давным-давно в сборнике КЛФ, практически полностью забыл сюжетные перипетии, решил не так давно перечитать, в этот раз прочитал северо-западовское издание. Сразу можно констатировать, перевод Иванова, который читал ранее — как минимум более-менее неплохой (в точности уже не помню, но тогда какого-то отторжения при чтении не испытывал), а вот перевод Токарева и Дашкевич — просто ужасающий, временами сильно смахивающий на машинный.
В альтернативной земной истории всё пошло не так, как знаем мы, Иисус Христос не был распят во цвете сил, а совершил победу над Римом, так что христианская религия гораздо влиятельнее, чем в нашем мире, хотя и сильно отличается. В дивном параллельном мире социология и психология (наряду с церковью) — важнейшие из наук, и именно их представители правят бал на Земле. Население поделено на две неравные части — пролетариев и профессионалов, последние, в свою очередь, делятся на замкнутые касты по своей специализации, браки заключаются только внутри них и род деятельности человека фактически предопределён с самого рождения. Для ослушавшихся (да и просто оступившихся) есть разнообразные наказания, самое страшное из которых — высылка на негостеприимную планету с говорящим названием Ад (ну или в другом переводе — Тартар). Главные герой, молодой человек, перспективный математик, благодаря своему пытливому уму и неосторожности отправляется именно туда (это могло бы быть спойлером, но нет — автор в первых же предложениях сообщает нам, куда попадёт Халдан).
Книжка начинается вполне себе неплохо, даже многообещающе, несмотря на явные и многочисленные заимствования из «1984», земной мир вполне логичен, хотя и в чём-то упрощённо-карикатурен. Но вот сюжет развивается, количество разного рода нестыковок и наивностей растёт как снежный ком, пока в какой-то момент не превращается в лавину. Вообще, книгу можно условно разделить на две части — земная вполне себе неплоха, хотя и (повторюсь) во многом заимствована у Оруэлла, а вот после попадания главгероя на Тартар автор идёт вразнос и проваливается в адскую клюкву. Натужный показушный юмор, куча роялей в кустах, карикатурные персонажи — это всё и многое другое тут присутствует. :)
Отдельно хочется отметить два момента. Америкоцентричность — ну этим, конечно, грешат очень многие американские авторы, но Папский Престол на территории США — это просто смешно. Второе — тоже очень американская, как мне кажется, тема — хорошие ребята для реализации своей идеи справедливого правильного мира готовы буквально на всё, цель оправдывает средства, так сказать.
В общем и целом — какие-то идеи присутствуют, пусть даже со многим я и не согласен, однако реализация сильно подкачала. Ну а перевод Токарева и Дашкевич, повторюсь, читать вообще не стоит.
anagor1, 4 сентября 2024 г.
Роман по сути из трех частей. (Запятых вокруг сути нет!) Сюжетно они, конечно, связаны, но сюжет довольно прост и не особо увлекателен. Из-за чего первая часть, про альтернативный 19 век, казалась мне поначалу скучной. Но затем ГГ попал под суд, и лавстори закономерно обернулась судебной драмой, в которой автор вытащил демонстрацию конструкции социума на более глубокий уровень, и вот это было интересно! Поначалу-то триумвират религии, социологии и психологии как основа госуправления казался дутой абстракцией, избыточным фоном, чисто сюжетным источником межкастовых проблем в лавстори. Но оказалось, что автор всерьез проработал эту концепцию! Судебная система, близкая к общему праву, но с неким ИИ в роли высшей инстанции суда справедливости — тоже весьма любопытная идея, логично оную концепцию дополняющая. Тема использования ИИ в системе управления обществом не нова, но чтобы именно в судебной ветви — как-то сходу не припомню. А ведь именно там... Впрочем, углубляться здесь не место. Скажу лишь, что развития вся эта социальная тематика не получила, и я этим был разочарован.
Первая часть — процентов 70 текста. Вдумчиво, неторопливо. А затем герой попадает на другу планету... и начинается трэш какой-то, мыльная опера с обнаружением тайных родственных связей и рояльно-кустовых «на самом деле всё было не так.»
Третья часть — эпилог, призванный как бы еще разок всё подвывернуть, уже в сторону стеба, но в итооге получился фарс какой-то. «Евангелие от Ильи» Варшавского, на мой вкус, на порядок мудрее и веселее.
С.Соболев, 11 февраля 2009 г.
Надо сказать, что Джон Бойд, хотя и проходит по ведомству НФ, является, наравне с Тинто Брассом и Ф.Фармером, эдаким маркизом де Садом ХХ века, оригинально и с неизменным юмором решая проблемы секса, эротики и религии в тоталитарных, демократических и анархических моделях будущего.
Необходимое добавление: перевод 1996 года выхолощен, лучше ищите книжку 1992 года выпуска в переводе С.Иванова.
Нескорений, 17 ноября 2015 г.
Название романа может легко ввести читателя в заблуждение, сами собой в голове проносятся приключения в открытом космосе, колонизация иных миров и, возможно, первый контакт с внеземным разумом, т.е. что-то из серии космической фантастики. На деле же картина совершенно иная — Дж. Бойд предлагает нам замечательный коктейль, совмещающий в себе антиутопию, альтернативную историю и хронооперу с элементами космической и планетарной фантастики. Думается, что именно нехарактерное для антиутопий название и невысокая популярность автора в нашей стране стали причиной того, что произведение не дошло до основной массы своей целевой аудитории, будучи любителем вышеперечисленных жанров, я наткнулся на этот роман совершенно случайно и был несказанно удивлен и обрадован этой находкой.
Перед нами мир альтернативной реальности — конец 60-х гг. XX столетия, Северная Америка. Здешняя реальность существенно отличается от нашего мира, неудивительно, если учесть, что точкой бифуркации автор избрал эпоху зарождения христианства. Согласно его версии Исус избежал мученической смерти на кресте и возглавил христианский поход на Рим, приняв земную смерть от вражеской стрелы при взятии Вечного города. Судя по всему это авторский ляп, но по сюжету распятие осталось главным символом христианства. Описывая теократическую модель общества автор уходит от избитого представления этой модели, как торжества мракобесия, костров инквизиции и прочих популярных среди атеистов атрибутов — технический прогресс здесь шагнул дальше, чем наше реальное общество.
Мировое правительство представляет собой триумвират Психологии, Социологии и Церкви, воплощающих принцип разделения властей с действующей системой сдержек и противовесов. На смену Римскому Папе пришел суперкомпьютер с искусственным интеллектом, легализована проституция, принцип евгеники лежит в основе государственной политики, а планеты Солнечной системы уже колонизированы, хотя космический проект изрядно тормозят реакционные социологи. В социальном плане общество делится на специалистов и пролетариат, наука в почете и у каждой отрасли знаний — своё министерство. Специалисты в свою очередь делятся на закрытые касты, заключение браков регулируется на государственном уровне и связи между представителями разных каст под запретом.
Главный герой — двадцатилетний студент математического факультета Халдан IV — любимец женщин, гений в своей сфере и пассионарий. Процесс становления главного героя автору удалось показать замечательно — постепенное познание истины, мерзости и лицемерия окружающего мира описаны достоверно. Нашлось место и детской психологической травме и непростым отношениям с отцом, но главное место отведено любовной линии, которая до степени смешения сходна с романтической фабулой оруэлловского «1984». Возлюбленная главного героя — студентка факультета поэзии Хиликс — не только красива, но и чересчур умна. Вообще, все персонажи романа получились рельефными, запоминающимися и яркими, даже эпизодическим характерам-функциям автор старался придать личностные черты.
Очень хорошо показано извечное противостояние физиков и лириков, постепенный процесс перехода главного героя из одной категории в другую. Авторский язык легок и поэтичен, описания чувств главного героя, фонов и интерьера зачастую настраивают на возвышенный лад, также в тексте много цитат из классической англо-американской поэзии. Автор одновременно искусно владеет и сухой и точной манерой выражения ученых, и романтичным слогом гуманитариев — это умение он использует часто и к месту. Удалось показать зарождение чувственной любви между мужчиной и женщиной в мире, который давно забыл о существовании этого понятия, где умение чувствовать и сопереживать официально признано атавизмом, а дар новой жизни может караться строже убийства.
Отдельные части в романе не выделяются, но условно можно выделить первую, самую объемную долю романа, представляющую собой антиутопию. Здесь самым ярким моментом является описание судебного процесса — очень пространное и с массой подробностей, но нисколько не скучное, напротив именно с этого фрагмента я понял, что по-настоящему увлекся книгой, здесь в полной мере чувствуется кафкианская атмосфера зла и абсурда. Перед нами описания досудебных встреч с присяжными, и яркая речь адвоката и жуткое напряжение, когда судьба обвиняемого висит на волоске и даже может решиться оправдательным вердиктом — по степени лицемерия, лжи, пренебрежения человеческим достоинством этот трибунал сочетает в себе черты средневековой инквизиции, сталинских репрессий и нюрнбергских обвинительных процессов, окончательно дискредитировавших институт международного публичного права.
Действие второй, опять же условно, части романа переносит нас на планету-тюрьму с говорящим названием Ад. С этого момента произведение приобретает больше сходства с трилогией Г. Гаррисона «К звёздам!», где после антиутопической первой части протагонист отправляется в ссылку на планетарную каторгу. С этого места автор начинает сминать ткань повествования, по-хорошему для воплощения замысла нужно было избрать формат дилогии, в рамки одного тома всё вместить нереально, завершение ожидаемо получилось смазанным. Тем не менее, компенсирует эту оплошность перед читателем автор тем, что вводит в произведение неожиданные повороты и сюжетные ходы. Если Г. Гаррисон решил финал своей трилогии в жанре приключенческого боевика, то Бойд избрал довольно оригинальное решение, предложив нам в финале хронофантастику, но, опуская подробности, сразу поставил читателя пред эпилогом.
Несмотря на ряд общих недочетов, наличие логических нестыковок и скомканный финал перед нами великолепный образец антиутопии — подробный и красочный мир, реальные и запоминающиеся герои, неожиданные повороты сюжета и вскрытие религиозно-политической проблематики на грани фола — я считаю, что этот роман станет прекрасным открытием для всех любителей антиутопий, Оруэлла с вершины пьедестала ему не потеснить, конечно, но занять место где-то поблизости Дж. Бойду вполне по силам.
Angvat, 28 ноября 2017 г.
Если вы думаете, что аннотация — это завязка какого-то остросюжетного романа, смею вас огорчить. На самом деле, это практически весь его синопсис. Само произведение о том, как юноша-математик в очередном антиутопическом мире пытается охмурить девушку-лирика, с которой не может быть вместе по закону. А ссылка и другая планета появляются лишь к ближе к финалу. Ну и на фоне всего этого душевные терзания, самокопания, поиски истины и определенный выверт сюжета в конце. Короче, типичный такой набор антиутопии. И к слову, очередная инсинуация на тему «а что если бы Христос...» раскручена мало. Все захватила церковь, прогресс ускорился и на этом все. В этом мире даже поэты остались те же, вроде Байрона, хотя по идее перетряхнуть его должно было капитально. Но для автора, по всей видимости, альтернативная история — просто гвоздь, на которую он повесил свою антиутопическую картину, и особого внимания он этому аспекту не уделял.
В целом неплохо, но на фоне многочисленных собратьев по литературному жанру ничего ничего особенного.
bvelvet, 31 июля 2010 г.
Эталонная антиутопия о регламентации численности и классового состава населения под пером Бойда из гротеска обращается в притчу. Герой — неортодоксальный математик, усомнившись в целесообразности Системы, углубляется в своего рода расследование: что же изменило историю и кем были всеми признанные герои. Сцены суда над этим нонконформистом — едва ли не сильнейшее место в книге. Четверо присяжных — психолог, священник, математик и социолог — предлагают свои версии, которые изначально ложны. Герой признан виновным и... Дальше нас ждет еще несколько концептуальных переворотов.
Заключительная часть несколько скомкана (из предисловия понятно — почему), но в целом впечатление очень сильное. Многие темы новой волны обыграны не без экстремизма, корректно и уверенно.
Reystlen, 22 ноября 2021 г.
Самобытный образец утопического романа. Очень понравилось управление общества. классовое деление, религиозные установки, правила и тому подобные фишки классической утопии. Многие вещи в этой вселенной выглядят дикими для нас (обитателей другой утопии) и этим книга цепляет. Что мы без правил? В каждой цивилизации есть правила, режимы правления. Демократия это режим ограничения прав всех ради соблюдения прав этих всех.
Понравился язык произведения, красивая образность поэзии прошлых веков незаметно вплетаются в повествование. жизнь математика прикоснувшегося к прекрасному миру литературы и поэзии словно обрастает с каждым днем красотой, чувствами и новыми острыми и живыми ощущениями жизни. Первая часть произведения на мой взгляд великолепна. Очень напоминает Оруэла и его известную утопию. По поводу второй части произведения, которое я бы назвал Ад,у меня возник резкий диссонанс. Словно жанр произведения поменялся- появилась шутливость изложения, лёгкая грубость, какая то непонятная клюква на »хохлов», сексизм, непосредственность .Жанр преобразовался в авантюрно приключенческий- что на мой взгляд сильно испортило книгу. Я понимаю, что это замысел писателя был показать ,что Ад населен живыми людьми, а не профессиями и классами. Однако мне показалось, что эта естественность Ада была чересчур вычурной и сломала общую стилистику произведения.
Главную интригу и финал я с трудом понял (но это не точно). Пришлось перечитывать некоторые моменты-автор как бы намекает на то, что что то происходит персонажами и историей из Библии, но додумать нужно нам, что у меня целостно не вышло, что немного разочаровало.
В итоге роман самобытный и интересный ,для ценителей жанра утопии обязателен к прочтению.
Error, 2 июня 2019 г.
...Те, кто попытаються в произведении найти космические приключения, думаю будут явно разочарованы. Но и те, кто соблазнится явно ошибочной анотацией альтернативно — исторического чтива попадут в те же ряды читателей, которых немного обманули.
Произведение явно не из простых и весьма лёгких чтив в метро или по дороге в транспорте. От него веет отчетливым отклонением к Оруэловскому «1984» и некому психологизму на романтико — сексуальные сентенции, которые сам автор не вполне раскрывает, так как подобная тема с отклонением в социальные рамки ну, весьма очень глубокая и серьёзная для такого малого объёма. И конечно же, лично мне жаль, что оно даже небыло наминировано на высшие премии Американской фантастики, потому как заложено в нём отнюдь немало мыслей и размышлений. Поверхностно же роман выглядит немного простым с заеженной темой Ромео и Джульеты, где опрастовалосевшемуся юноше — математику автор отводит роль некоего мессии — теоретика. Его попросту окручивает «наивная» девица с планеты для изгнанных, руководство которой решило, что и Земля теперь может подпасть под их экспансию в большой космос. В этом есть и некоторое отклонение к повести Шекли «Цивилизация статуса» (весьма схожие оттенки и зарисовки). При этом альтернативный мир развитого общества на Земле очень родниться с нашей дествительностью. В особенности с правозащитной адвокатской и судейской системой современного США, где суды превращаются в особого рода шоу и игру слов, а точнее словоблудия и софистики.
Конечно же, на мой зашёренный взгяд, автор весьма смазал и, честно говоря, запутал окончание романа вплетая совершенно ненужное перемещение во времени и временные парадоксы. Но возможно, на то и воля автора. Да и сам роман хоть как — то остаётся в своей канве более цельным и завершённым.
Стоит ли перечитывать это произведение? Думаю, что — да. Но это придётся делать и по ходу самого прочтения, пытаясь вникнуть в определённую информацию, которую автор выдаёт через диалоги героев, чтоб более чётко уяснить, что же хочет донести нам автор. Скажу даже чуть более, что во втором романе трилогии — (автор сам признаётся в предисловии, что «Последний звездолёт с Земли» перввый роман триптиха произведений связаных одними размышлениями на обобщённую тему «некоего влияния сексуальных импульсов в социальной среде на поведенческие реакции и их последствия» (ну как — то так). Остальные два — «Опылители Эдеме» и «Повесы небес») — это ещё более услажненно и завуалированно в витиеватых речах и размышлениях. От этого немного устаёшь и перечитываешь вновь и вновь, чтоб более чётко создать картину филосовской концепции создаваемой автором.
...Да, и может, повторюсь, что очень жаль, что Дж. Бойда даже не наминировали ни на какие высшие награды. Хотя если смотреть в истинность, то оно и понятно — чуть подхромало исполнение. И здесь замах оказался не столь могуществен и открыто явен, а более скрыт, как в даосийском афоризме с завуалированным смыслом.
Сноб, 26 ноября 2017 г.
Прекрасная антиутопия малоизвестного у нас автора. Динамичный роман о тоталитарном обществе будущего с явным уклоном в эротику, но все очень прилично по современным меркам. Симпатичный герой, динамичный и непредсказуемый сюжет, ирония и сарказм — книга будет интересна как для любителей легкой, так и более серьезной литературы. О качестве перевода в современных изданиях сказать ничего не могу, читал в издании 1992 года, очень достойно.