Владимир Чубуков «Имя»
Мертвецы, они ведь всякие бывают. Один достаточно потоптал землю, насладился плодами её и сытым отвалился в могилу. Другого пожрала смерть на выходе из материнской утробы, где вместо жизни окружали его призраки воображения. Пути их сплетает в единый узел загробная тьма.
Авторский комментарий:
Рассказ, что называется, написан «по реальным событиям». А события были таковы. В конце 90-ых один друг рассказал мне, что его жена лежала недавно в роддоме, и ребёнок родился мёртвым. Они с женой были в таком шоке, что даже как-то не подумали, что надо ведь забрать тело и похоронить. В роддоме сказали: вы, мол, не беспокойтесь, мы всё устроим… А когда наваждение прошло, несчастные родители пожалели, что отдали тело не пойми в чьи руки. Сомнения начали грызть их: что сделали с телом сотрудники роддома? А тут ещё кто-то в роддоме рассказал, какие штуки вытворяют здесь с невостребованными телами мертворожденных младенцев. Или на помойку выкинут, или отнесут в морг – он от роддома в двух шагах, – и если там лежит никому не нужный бомж, то младенца могут вложить внутрь этого трупа и похоронить вместе с ним. Что если с нашей дочкой так и поступили? – предполагал мой друг. Слушал я его, и казалось мне, что он не сидит передо мной, а тонет в какой-то трясине и тянет за собой меня.
Впечатление от услышанного было кошмарное. Говорить «ну, как же так, почему вы не забрали тело» не имело смысла. Ну, так получилось, что уж теперь! А я потом написал первый вариант этого рассказа.
Входит в:
— журнал «DARKER № 1'20 (106)», 2020 г.
— сборник «Кладбище плохих детей», 2023 г.
— сборник «Прах и пепел», 2025 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel78, 8 марта 2020 г.
Бывает так, что рассказанная в нескольких словах история не отпускает сознание и, всплывая время от времени в памяти, обрастает всё новыми и новыми деталями. И в этом рассказе автор пересказал услышанную когда-то историю, попытавшись рассказать её от лица главной героини, которая умерла, даже не успев родиться.
Очень интересна мысль автора о том, что сознание эмбриона уже впитывает информацию из внешнего мира. К примеру, прочитанные мамой книги или её разговоры и даже воспоминания. Поэтому рассказ мёртвой девочки читать интересно и даже поучительно (ну ведь далеко не каждый родитель помнит, что каждое слово, сказанное даже при неродившимся ребёнке, оказывает влияние на его мышление).
А вот второй слой рассказа, мистическо-психоделический, воспримет далеко не каждый читатель, поскольку описание ощущений умершей девочки, зашитой в тело мёртвого бомжа далеко не из приятных. Жёсткие слова и мысли бомжа тесно переплетаются с наивностью слов и мыслей девочки, порождая при этом химеры сознания два-в-одном. Да и вообще, автору, на мой взгляд, удалось передать безысходные клаустофобические ощущения нахождения под толщей земли, когда только и остаётся, что вспоминать о своей короткой жизни до смерти.
Самым неожиданным в рассказе было то, что его финал для рассказов подобного жанра очень оптимистичен. В конце концов, даже в жизни после смерти, каждый умерший не теряет связь с родителями. Никто, конечно же, не знает, чувствуют ли мёртвые любовь, но рассказ дарит надежду на это, поэтому он не такой уж и жестокий, как может показаться на первый взгляд.
Sprinsky, 26 января 2020 г.
Некрореализм во всей красе, давно такого не попадалась, как бы не со времён Дашкова. Мертворождённая девочка, зашитая в морге в мёртвого бомжа ведёт с ним беседы, потом сливается с ним в одну сущность, потом ещё лучше. Мощный претендент на рассказ года в личном рейтинге лучшего.