Сергей Лукьяненко «Фальшивые зеркала»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В виртуальном мире возможно все — невозможно только умереть. Так было раньше — теперь не так. Где-то в лабиринтах Глубины объявился таинственный Некто, обладающий умением убивать по-настоящему. Но смерть людей в Глубине — это смерть и самой Глубины.
И тогда на улицы Диптауна выходят дайверы...
Входит в:
— цикл «Диптаун»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 320
Активный словарный запас: средний (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 1999 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением . 2 место | |
лауреат |
Интерпресскон, 2000 // Крупная форма (роман) |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2000 // Крупная форма | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Крупная форма, романы |
- /языки:
- русский (14), немецкий (1), чешский (1), польский (2), болгарский (2)
- /тип:
- книги (17), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- П. Вейгел (1), В. Велчев (2), К. Пёльман (1), Э. Скурская (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hades-2, 5 января 2025 г.
Снова должен сделать небольшую преамбулу.
Ввожу я ее, когда без знания определенных вещей нельзя верно оценить автора.
Лукьяненко — самый успешный российский фантаст. Царь горы в песочнице. Кто хочет не просто «писать, творчески развиваться», а ДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ, должен брать пример с него. Ни с кого другого.
Сергей популярен. Кризис книгоиздания в России его почти не затронул. В то время как Юрий Никитин и Ник Перумов, прямые конкуренты, после 2016 года пережили катастрофическое падение тиражей. Прежние 100, 200, 300 тысяч скатились до 20-30, а к 2020-му и вовсе — 4-5 000.
Это было завораживающее зрелище — как известное издательство на букву «Э», спасая свои дивиденды, откровенно СЛИВАЛО крупнейших писателей-фантастов. Никитин с «Э» уже не работает, переиздает «Трое из леса» в мелком издательстве (тиражом в 1000 экз.) и 21 сентября 2024 года пришел на «Автор.Тудей» (sic!). Надо так довести человека.
С Лукьяненко подобный трюк проделать нельзя. Он непотопляемый. Стал им с 2004 года.
Лукьяненко до и после экранизации «Ночного Дозора» — РАЗНЫЕ писатели.
В 90-х Сергей был условно «свободным независимым художником». В 2004 году случился Бекмамбетов. Фильм, снятый на государственные деньги и транслирующий идеи, выгодные власти
С той поры Лукьяненко из успешного фантаста превратился, скажем, так, в ретранслятора определенной повестки. Не то чтобы его заставляют. И, в целом, он все еще творец. Но уровень «правильной линии» в текстах заметно повысился. И в интервью он транслирует то, что нужно.
Лукьяненко избрал для себя путь «Петрарки-Ломоносова-Державина». То есть, придворного поэта. Или шута, как кому угодно. Кроме состояния и тиражей, у него есть еще и административный ресурс.
Из Великой Тройки Лукьяненко-Перумов-Никитин Сергей был всегда самым скучным человеком, но и самым хитрожопым. Умеющим «общаться с нужными людьми», понравиться и массовому читателю, и снобам-критикам. Он один из коммерческих авторов с 1992 года участвовал во всех тусовках и премиях, росконах и интерпрессконах. Перумов в 1994 году посетил одно из мероприятий, и написал обиженную статью о том, как нехорошо его встретили.
Лукьяненко влился в тусовку журнала «Если», где Стругацкий, Столяров, Дивов, Лукин и Дьяченки рассуждали о «судьбах русской словесности». Сидела там и Далия Трускиновская — автор нахрен никому не нужного романа «Аметистовый блин», а также сценаристка пошлой эротической комедии «Обнаженная в шляпе». Интеллектуалы, вы че.
И вот случились «Дозоры», знакомство с Эрнстом, и понеслась! Тиражи, интервью, экранизации. Перумов продавал права на «Алмазный меч, деревянный меч», а Никитин — на «Трое из леса». Мы этих фильмов не увидели и не увидим. Денег хватило только на Сирожу. Он — «свой» человек, а эти какие-то непонятные, мутные, хрен их знает.
Перумов тоже пыхтел, старался, делал правильные вещи, участвовал в раскрутке неизвестных авторов, помогал продвигать Веру Камшу. Которая, кстати, дружила с Новиковым
Перумов одно время тоже был не потопляем. Из цикла «Хранитель Мечей» только «Рождение мага» похоже на книгу, все, что дальше — фактически публикация НЕОТРЕДАКТИРОВАННЫХ ЧЕРНОВИКОВ. Но Перумов совершил крупный просчет — эмигрировал в США. Потом вернулся, но уже выпал из обоймы.
Лукьяненко издавался. Экранизировался. Переводился на 20 языков. Был скромным и унылым. Рекламировал «Строки». Писал вместе с нейросетью «Яндекса» рассказ «Под Гоголя». Ходил на «Время покажет». Ходил на подкаст к Прилепину, который назвал его «большим писателем» (я уверен, что Захар ни строчки из Лукьяненко не прочел, как и обратно).
Человек делал карьеру.
***
Тем любопытнее читать «Фальшивые зеркала». У нас 1998 год, и Ленин, то есть, тьфу ты, Лукьяненко, еще молодой, голодный и злой. Должен пробиваться и доказывать.
Написан роман прекрасно, каким-то своим, ни на что не похожим стилем, музыкальным, это «поэзия в прозе». Пожалуй, лучшая книга Лукьяненко.
Особенно меня поразило, как мастерски Сергей вводил предысторию. Тихонечко, полунамеками, как-то фоном. Я ведь не читал «Лабиринт отражений». Но при этом абсолютно понимал, какие это герои, что с ними приключилось и в чем конфликт. Без шуток, виртуозно.
Концовка не показалась мне «слитой», как это обычно у Лукьяненко бывает. Я потом все же прочел «Лабиринт отражений», там последние СТО СТРАНИЦ вообще как будто за один день накатаны. По пьяни, причем.
Немного напрягло продвижение в НФ откровенно мистических идей. Лукьяненко, так скажем, не показался мне человеком НАУЧНОГО мировоззрения. Впрочем, это нормально, среди фантастов 99% — откровенные мистики, Хайнлайн, что ли, лучше? Я об этом еще напишу отдельную статью. Под заголовком — «Так называемая «научная фантастика». Жанр, которого не было, или Величайший обман человечества».
Ну а так — интересно, талантливо, самобытно. Лукьяненко еще был Лукьяненко. Не про попаданцев. Что еще сказать? Было поколение 90-х, много обещавшее, но быстро стухнувшее, а другого такого не народилось. До сих пор.
armitura, 2 декабря 2010 г.
Второй роман диптаунского цикла, на мой взгляд, изрядно уступает первому. Сам Диптаун здесь уже не в новинку, более того, изображен даже более тускло и бесцветно, чем в «Лабиринте отражений». Чистому экшену пришли на смену бесконечные рефлексии, однако ожидаемого психологизма не прибавилось, просто стало довольно скучно.
Итак, в этот раз страсти в Диптауне крутятся вокруг того, что в Глубине появилось оружие, способное убивать в реальности, более того, имеется какой-то файл со сверхсекретной разработкой, чтобы прочитать который, нужно пройти некий суровый квест. А всякие палки в колеса вставляет всесильный Темный Дайвер. В общем, нормальный приключенческий сюжет, который при хорошей реализации должен был вылиться в отличный роман. Однако не сложилось. Большинство заряженных ружей (таинственный файл, загадка Темного Дайвера) выстрелили довольно слабо, а немногочисленный экшен (большинство которого опять крутится вокруг Лабиринта Смерти, и это – лучший эпизод книги) просто не может скрасить общую картину. В итоге получилась невнятная пережеванная жвачка, весь вкус которой вышел еще на «Лабиринте отражений».
Глубина уже не так манит, как в первой книге, эффект новизны ушел, а новых красок Лукьяненко найти не удалось. Да, появилось много новых эффектных персонажей, только харизма Падлы, Пата, Маньяка и Чингиза уходит в никуда, потому что нет ей применения в этом романе.
В общем, местами неплохо, но в целом вторично и скучновато. Далеко не лучший роман Лукьяненко.
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
Если использовать закон Мура, гласящий, что удвоение тактовой частоты процессора происходит каждые восемнадцать месяцев, то действие книги происходит где-то буквально через пару лет: шестисотые пентиумы становятся реальностью, а для героев книги вожделенной начинкой писюка является пентиум в гигагерц.
Вторая книга про Глубину развенчивает эпоху радости и первоначального знакомства с Сетью; кончились альтруистические фидошные ночи и начались тяжелые коммерческие дни интернета. Как и всякое сообщество, сообщество жителей Диптауна, этой виртуальной коммуны, прошло фазу восторгов и перешло в состояние перманентной борьбы за выживание.
Лукьяненко не может не вписать в окружающую “вербальную нереальность” элементы настоящего: появляются библиотека имени Мошкова (реально существующая виртуальная библиотека Мошкова), ресторан «Три поросенка» (шуточное название московского КЛФ «Три парсека»), воронежская ПТИЧКА КАР-КАР (интернет-журнал РЕДКАЯ ПТИЦА), липецкая ШЕЛУХА (догадайтесь сами). Но не перегибает ли автор ветку, на которой сам же и сидит? Беда Сергея Лукьяненко заключается в том, что свои личные оценки он без обиняков вставляет прямым текстом. Например, фраза «Какая гадость этот классический киберпанк…» (с.405) совершенно неуместна в контексте описываемой драки с таксистом-кибером. Зачем пинать классиков жанра, с тучных силиконовых полей которого имеет счастье кормиться не один автор? Ведь Уильям Гибсон — много революционнее Сергея Лукьяненко, Брюс Стерлинг на несколько порядков лучше разбирается в технике, а Руди Рюкер — смешнее (видимо, именно поэтому до сих пор ничего не перевели из его книг на русский язык).
Роман является образцом той самой «фантастики Пути», о которой долго говорил Сергей Лукьяненко, и которая наконец-то удалась ему как никогда раньше: герой все время куда-то идет или едет — на работу, к незнакомым людям, в ресторан, через игру «Лабиринт Смерти» к последнему уровню, и даже во сне он не прекращает ходить. Но не под себя. В Пути наш старый добрый знакомый, потерявший многие свои умения и навыки, ни чем не лучше обычного человека, и роман начинает казаться принципиальным анти-геройским произведением, не лишенным, впрочем, атрибутов геройского жанра фэнтези: некоторых персонажей книги зовут Маг, Император, но постепенно сила магии нарастает, и ближе к финалу чудеса проявляются в полную силу, и обязательно произойдет что-нибудь, фантастическое даже по меркам обитателя фантастической книги.
Конечно, за всей этой феерией скрываются и маленькие неувязочки. Сравните, например, такие утверждения, прозвучавшие из уст главного героя: «Я Ромку знал только виртуально» (с.109) и «В реальности мы встречались лишь один раз» (с.269).
Любопытен состав книги, ингредиенты: на каждого мало-мальски значимого героя положена своя, интересная тайна или загадка, причем главный герой прямо-таки нафарширован секретами — на то он и супермен, в конце-то концов.
ilovecores_62, 9 марта 2012 г.
«Лишь стоит по прозрачности стекла
серебряной ладонью провести...
Искусство так рождает зеркала —
чтоб каждый мог себя в них обрести...»
Дочитано. Добито. Прожито?
В первую очередь говорю, что этот отзыв — не призвание прочесть, а даже скорее не читать книгу. Некоторые нетерпеливые, уже посмотревшие оценку, могут удивленно спросить:«А почему так?». Все просто — легко обмануться. Как в фальшивом зеркале...
Виртуальность не такова, как прежде... После ухода Неудачника дайверы утратили свои способности. Не все — но главное. Прежние спасатели более не могут видеть бреши в защите противника, теперь каждый человек может после 24 часов, проведенных во второй реальности, выныривать из глубины сам. Дайверов больше нет. Они стали просто красивой легендой.
Леонид, известный под прозвищем Стрелок, не может избежать такой же участи, как и его собратья по ремеслу. Он все еще умеет выныривать из глубины, но не видит в этом смысла. Ему все надоело. Два года проходит бесследно. Леня подрабатывает грузчиком там, в глубине, ну а в реальности не видит ничего привлекательного, кроме жены Виктории. Если не она, вряд-ли бы он выдержал все это. Но приходится существовать, жить. Хоть как-то.
Глубина меняется. Но не снова, а опять. Придумано оружие третьего поколения — теперь можно убивать людей оттуда, из виртуальности. Конечно же, Леонид не может не встать на защиту смысла своей жизни, тем более, если жертвой сего оружия пал его близкий друг.
Если подумать формально, «Лабиринт Отражений» и «Фальшивые Зеркала» — одно целое, одна дилогия. На самом же деле единое в книгах — мир и главный герой. Все остальное — ничуть.
Самое броское, и, замечу, главное различие — Сергей Васильевич писал не продолжение. «Лабиринт...» — развлекалово, которое в свое время так потрясло читателей, боевик. Люди, которые хотели такого же веселья и ураганных приключений, разочаровываются в «Зеркалах» прежде всего, потому что ФЗ — повзрослевшее, сложное и красивое произведение. Сергей Васильевич хотел написать мрачную, серьезную книгу — ему это удалось на 100% с лишним. Здесь идет повествование об человеке, который застрял между любимой половинкой и образом жизни, долгом и местью, который потерял все, что имел в виртуальности, но горюющий так, будто это реальность. По сути, это произведение о том, как человек встает перед выбором: спасать остальных людей или себя? уничтожать ли наркотик, на котором сидишь, выпивать ли болото, в котором живешь? Здесь смешалось все, что угодно: детектив, психология, немного киберпанк, но никак не боевик. В этом и главная суть.
Итог: если вы сердечно полюбили «Лабиринт Отражений» из-за перестрелок, погонь и динамичности, то не надо ни в коем случае надеяться на повторение этого всего в «Фальшивых Зеркалах». И, более того, не надо плеваться в сторону книги из-за того, что она попросту не похожа на предшественницу. Зато в ней есть яркие персонажи — причем новые — и стремительные, крутые сюжетные повороты. Драма, трагедия, юмор — все на месте. И все это образует прекрасную красоту...
Дописано. Прочитано. Прожито!
«И вырвется на волю легион
фальшиво отраженных ими душ,
и мир наполнит звон... Стеклянный звон...
Кто победит? Оркестр, сыграйте туш...»
Batareev, 22 декабря 2023 г.
Неплохой роман, чувствуется развитие автора. Герой стал более проработан, живой, а не просто набор функций. Неплохо описано его новое окружение, забавные вышли персонажи. Однако совершенно не чувствуется их жизнь за пределами диалогов с Леонидом.
Мир Диптауна описывается уже скупо, по сравнению с первым романом, без его прочтения будет мало что понятно. А вот экшена заметно прибавилось.
Финал книги немного разочаровывает, много пространных рассуждений, а сюжет возвращается к первому роману. А ведь можно было придумать что то новое, оригинальное, не наступать повторно на одни и теже грабли. В цикле «Дозоры», это так же хорошо прослеживается, видимо такова манера письма Лукьяненко.
Kobold-wizard, 25 января 2012 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/469398.html
«Лабиринт отражений» я привез себе в подарок из Смоленска в 2010. Это была первая прочитанная книга этого автора. Из нее я вынес два суждения: 1) Лукьяненко может вызвать ностальгию по ушедшему; 2) Лукьяненко пишет далеко не хорошо. Вторую книгу мне подкинули знакомые. По прочтении я вынес одно суждение: за два года разницы Лукьяненко лучше писать не стал.
В первом романе был свежий мир, полный отметин игромана. От этого всплывали воспоминания о, не столь далеком, но все же прошлом, где игры еще не были лакомым кусочком рынка, а количество оригинальных конструкций, доходивших до широкого потребителя было выше. Второй роман — рассказ человека, уже переболевшего игроманией, но при этом старающегося скакать как молодой джейранчик.
По общим ощущениям похоже на отечественные детективы формата 90-х годов. Старый вор вышел на покой и пытается устроиться в тихой жизни. Однажды он узнает о гибели своего напарника и решает наказать убийц. Конечно, все это приправлено детальками конкретного сеттинга, но костяк истории таков. Плюс есть ломка, жизненная неустроенность главного героя, новые русские и алкоголь.
Финальный прогноз романа все-таки кажется мне неправдоподобным. Как всегда киберпанк-общество выставляют весьма самодостаточным, словно промышленность, сельское хозяйство и прочее уже полностью роботизировано. Для Матрицы необходимо, чтобы люди по большей части могли не задумываться о происходящем вокруг, а так, это не более, чем маргинальные страхи.
Итого: После Скоренко и Рыбакова читать было очень легко. Книга практически не затрагивает мозг: действия и стоны болезненного главного героя. Все-таки лучше остановиться на первом романе.
Нил Аду, 20 июля 2010 г.
понятное дело, отважный дайвер бросается защищать самое дорогое, что есть у него в жизни — Глубину. То место, где он ощущал себя самым нужным, самым крутым, самым великим. То место, где он был, есть и хочет оставаться всегда. Поступить иначе он действительно не может.
Сложнее понять, почему с ним пошли другие герои — Чингиз, Падла, Пат, Маньяк. Для них ведь Глубина — важная часть жизни, но не вся жизнь. А рисковать собой ради игрушки, пусть даже любимой — это как-то чересчур. Может быть, сказался «эффект коммисара», бессмысленной, но вдохновенной речью увлекающего бойцов в атаку. Или ребятам просто не хватало адреналина. Здесь как раз возможны различные толкования.
Так или иначе, но они выполнили свой квест, прошли «Лабиринт смерти» (в описании этой игрушки, спору нет, Лукьяненко показал себя во всей красе) и получили в награду конверт со страшной военной тайной. Честно говоря, содержание конверта меня разочаровало: Минздрав в очередной раз предупреждает, что компьютерные игры опасны для вашего здоровья. Но вот что характерно — никто на эту часть сообщения не отреагировал. Всех гораздо больше заинтересовала опасность зарождения искусственного разума:
«И чем станет Диптаун, когда количество электронных копий сравняется с количеством живых людей? Всё ли построенное в глубине им нужно?»
Опять все заботы не о себе, а о любимой Глубине. Ну, с Леонидом-то всё ясно. Он не боится стать живым придатком к виртуальной игре, он давно уже им стал. Но, получается, и остальные прошли немалую часть этого пути.
Ну, а тайну Чёрного Дайвера автор объяснил вполне логично. Если Леонид все свои душевные силы отдавал виртуальности, то ничего странного нет в том, что они где-то накапливались, а потом материализовались и начали жить собственной жизнью. В конце концов, герой помирился со своей тёмной половиной, слился с ней, попутно устранив угрозу Диптауну, и теперь все заживут долго и счастливо. В Глубине, естественно, где же ещё? Что он, Леонид, забыл в реальном мире? Разве что жену, так ведь и она вернулась в виртуальность.
И вот теперь можно вспомнить про финал романа. Леонид показывает Диптаун обретшей индивидуальное сознание компьютерной программе Императора:
«Это мир, — говорю я. — Мир — это любовь».
Что и требовалось доказать. Для него реальным миром и единственной настоящей любовью стала Глубина. Такой вот бодрый до умиления хэппи-энд. Только почему же я не радуюсь? Почему не отождествляю себя с героем? Стыдно сказать, но не хочется мне такой любви.
полный отзыв можно прочтитаь здесь: http://fantlab.ru/blogarticle6788
DeniSky, 22 декабря 2009 г.
В «Фальшивых зеркалах» сохранилось все лучшее из «Лабиринтов отражений»: атмосферность и неповторимая авторская манера повествования. Добавилось несколько замечательных персонажей, каждый из которых по-своему уникален. Сергей Лукьяненко нашел интересные сюжетные ходы и развил новые весьма любопытные идеи. Нужно найти в себе силы вырваться из замкнутого круга, кем-то установленных правил, разбить фальшивые зеркала с мнимыми отражениями. Способен на это только человек, который верит в себя и готов идти до конца.
Радует, что в «Фальшивых зеркалах» как и в «Лабиринте отражений» есть о чем задуматься, поразмышлять. Есть причины перечитать эту книгу, каждый раз открывая, что-то новое. Эх, прошли те времена, когда Сергей Лукьяненко не писал длинных сериалов на одну тему и останавливался на лаконичной дилогии.
Адажио, 15 сентября 2018 г.
Пять звёзд — это не потому, что меня ностальгия замучила по времени, когда банты были большими и коленки ободранными, а потому что реально — большая книга с важными вопросами. 20 лет ей уже, а она все ещё в тренде.
Что помнила: что у дайверов настали черные деньки и нужно было опять пройти «Лабиринт смерти», чтобы настало им счастье. В общем, мозг подростка фокусировался на одних местах, а мозг подрощенного подростка увидел чуть другое. Сейчас мне показалось, что книга эта о проблеме бога-демиурга и возможно ли человекам занять эту позицию.
Создание своих душевных слепков в виртуальном мире — идея блестящая, но финальный разговор Леонида с Темным Дайвером показывает, что нет. Полностью все качества мы не передалим, а даже с минимальными отличиями — это уже не мы.
Задумалась, хотела бы я себе такого двойника или своим родственникам, пусть даже преждевревременно ушедших — нет. З-зависть и П-психоз. Вот это бы мне досталось, будь у меня такая возможность, а не радость общения и фонтан счастья.
Оценила пасхалочки, заботливо разложенные Лукьяненко по тексту. И «скрытую» рекламу. «Московская кофейня на паях»... Интересно, это автор сам догадался сделать книксен любимому производителю, или кто-то из редакторов посоветовал? И хорошо, что эта компания до сих пор существует, и долгих лет ей! А то и не объяснишь ребенку — к чему эти ноги выросли.
Коммуна пиратствующего бизнесмена меня как-то в прошлый раз не озадачила... Был у меня один одноклассник, у которого так же жили его друзья, который так же был хорошо образован (помимо школы), красив как принц, и имел довольно состоятельных родителей... В общем, очень похож на Чингиза. И вся эта компашка была для меня довольно органичной. А теперь мне не понятен этот момент. О подростке Пате он говорит «пусть родители воспитывают». А кто он ему тогда? И где родители? И могли бы хотя бы Нике-Вике эту историю поведать, а через нее нам. Она ж психолог. Интеллигент Падла, хакер, байкер (в старой нутриевой шапке), мне кажется рыжий и мохнатый (или это уже моя фантазия), в безразмерных сатиновых трусах — нелепица какая-то. С одной стороны он, что Мать! Печется о тонкой душевной организации ребенка, с другой — фига ли он «до весны» у Чена поживет? Не понятно, что их собрало вместе и как их это удерживает... Хотя это хороший пример того, что дружба это не про карман и возраст, это состояние души.
В начале двухтысячных мне казалось, что вот, еще чуть-чуть, еще немного, и Глубина появится! И хоть бы именно в таком виде! Ведь как же круто не просто по чатикам тусить (привет чату оф сайта ДДТ и Павла Кашина выдержки 2002-2004), а вот прямо в виртуальном пространстве и жить! Но прошло 20 лет, а ее все нет... и как бы мне не нравился этот цикл, пусть он будет как можно дольше на бумаге. Мы значительно быстрее соединим его с реальным миром, наводним его жестокостью и одиночеством.
Тем, кто не читал — читайте обязательно! Лично я ещё собираюсь несколько раз перечитать... Не от тоски по детству, хотя кого я обманываю, и поэтому тоже.
Р. S. Еще советую попробовать в жизни как можно больше всякого разнообразного. Зачем — ответ найдется в этой книге.
Deliann, 17 февраля 2015 г.
Мало читал в своей жизни киберпанка, как-то не сложились у меня отношения с этим жанром. Весь мой культурный багаж в этом плане составляют лишь несколько рассказов и фильмов. Поэтому, читая «Фальшивые зеркала», я был свободен от предрассудков и клише и намеревался просто неплохо провести время. Все-таки фамилия Лукьяненко на обложке книги настраивает на определенный лад. Книга меня приятно удивила: не перегруженная философией, довольно увлекательная история с детективными и приключенческими мотивами. Читается влет, усваивается также. Плюс, при желании, может подарить пищу для размышлений. Перед тем как перейти непосредственно к сюжету, стоит еще упомянуть, что я не читал первую часть цикла, а значит, не все моменты мог истолковать верно, так что отзыв на объективность не претендует.
Итак, некий компьютерный гений Дмитрий Дибенко создал довольно интересную альтернативу Интернету и назвал ее Глубина. Глубина – смесь Сумрака и MMORPG, напоминающая уровни сна из «Начала» Нолана. Эдакое подпространство, попасть в которое можно при помощи компьютера и специального костюма. Люди переносились в виртуальность и жили там, работая, играя, созидая. Глубина действовала как наркотик, даруя удовольствие и вызывая чудовищное привыкание. Люди могли уйти на неделю, и потом их находили сидящими перед мониторами, улыбающимися глупыми, счастливыми улыбками, среди собственных испражнений, в крайне истощенном состоянии. Глубина дарила иллюзию счастья, забирая настоящую жизнь, и многим этот обмен казался приемлемым.
Но в каждой действующей системе есть противостоящие ей элементы, которые толкают систему к развитию. Очень быстро в Глубине появились хакеры и дайверы. И если с первыми все более-менее понятно (компьютерщики, которые ради своей выгоды ищут и/или создают изъяны в коде Глубины), то дайверы – это люди, способные в глубине на такие же действия, что и Нео в Матрице. Супергерои виртуального мира, иногда кажется, что они почти что боги. В основном дайверы занимались тем, что вытаскивали утонувших в Глубине на поверхность и помогали вернуться к реальности. Однако после изобретения автоматического выброса юзера из виртуальности спустя 24 часа погружения, необходимость в дайверах быстро отпала. Вскоре они подрастеряли свои способности и разошлись кто куда.
Перед нами разворачивается история Леонида, бывшего дайвера, который так и не смог найти своего места в жизни без Глубины. Все, что его держит в реальности, — это жена Вика (которая получилась какой-то слишком идеальной). Жизнь Леонида обретает краски лишь тогда, когда на Глубине объявляется таинственный и могущественный Темный Дайвер, когда убивают Ромку, старого друга главного героя, когда появляются загадки и риск там, где бывший дайвер желает быть больше всего на свете, даже в ущерб себе и своей семье, – на Глубине.
Роман хорошо написан, читается быстро и с удовольствием. В нем намечено много интересных идей, но не все они получили должное развитие. В нем много аллюзий на Кинга, Хайнлайна, окружающую действительность и виртуальность времен написания романа. Книга особенно понравится тем, кто застал зарю Интернета в России с диким доступом и низкой скоростью, «Думом» по сетке, чатами и форумами. В целом роман получился очень лукьяненковским, со всеми его типичными персонажами и как будто неожиданными концовками. И хотя умом я понимаю, что книга заслуживает не более восьми баллов, за доставленное мне удовольствие ставлю ей твердую девятку.
UPD. Спустя год перечитал цикл в хронологическом порядке и остался разочарован. Очень много в романах несостыковок...
ekerlostw, 20 мая 2016 г.
В своё время знакомство с циклом начал именно с этой книги, с тех пор зарёкся так делать, однако ни разу не пожалел что лабиринт отражений прочитал сильно потом, вероятно причиной тому моя любовь именно к таким книгам как вторая часть цикла:
1) Атмосфера. Пожалуй не вспомню сейчас произведения с более сильной ностальгической атмосферой, возможно в какой-то степени можно бы сравнить эту составляющую с таковой у Понедельника Стругатских или Приключений Алисы Булычёва, но в советские времена я осознанно не жил, а вот бурный рост компьютеров я застал и всегда очень жалел, что мимо меня прошли времена, когда не было IT-индустрии в России, были лишь «кружки по интересам» и именно тогда складывался айтишный фольклор...
2) Очень живые персонажи. Хотя сюжет и крутится вокруг Леонида, но зачастую намного интереснее истории персонажей вокруг, чего стоят только первые визиты Леонида к Чингизу...
3) Редкий, не очень яркий, но запоминающийся юмор. Я наверное никогда не забуду фразу «40 000 обезьян в жопу сунули банан», да — сейчас это уже не кажется супер смешным, но улыбнуться заставляет;)
4) Романтичность. сейчас я говорю не о какой-то там неземной любви, а о стиле — все эти стихи, вся эта ситуаицонная драма — это ближе к театру чем к книге и это классно.
- именно таким стал для меня эталон книги и именно поэтому Лабиринт отражений понравился мне меньше: там слишком много внимания уделялось сюжету, интересному надо признать, на много более интересному и сложному чем в Фальшивых зеркалах, но мне это всё же не очень нравится.
В общем прекрасная книга, перечитывал её раза 3 и ещё раз 5 переслушивал, благо есть очень достойная начитка.
Советую всем кроме любителей непрерывного экшена и столь же непрерывных любовных соплей.
XabbaXen, 30 ноября 2012 г.
Вторая часть неожиданно сильнее и глубже первой книги трилогии.
Ожидаешь просто лёгкого чтения и встречи с обаятельными героями первой части — а взамен получаешь серьёзную притчу.
Притчу о недопрожитых чувствах и эмоциях. О том, что так называемые «отрицательные» эмоции — печаль, гнев и пр., будучи загнанными внутрь (или, в фабуле романа — в Глубину, без разницы) — могут превратиться в монстра.
В романе этот монстр разрушает Диптаун.
В жизни всё банальнее.
В жизни недопрожитое всего-навсего корёжит человека изнутри. Всего-навсего начисто обессиливает его и отравляет ему жизнь.
Аплодисменты автору.
Vitalik, 20 января 2008 г.
Действительно вначале читать было трудновато. Было большое разочарование, что «дайверов» уже нет или они оказались не нужны. Рутина жизни Леонида, его дип-психоз..
Но потом сюжет налаживается и уже сложно оторваться. Интересно описание нового «DOOMа», в котором надо играть уже командами. Хорошо обыгран искусственный интеллект и его «появление». Интересна идея «Темного дайвера», как некое раздвоение личности. А также очень порадовало, что дайвером оказывается можно стать :)
tapok, 7 мая 2017 г.
Если взглянуть на творчество Сергея Лукьяненко, то становится понятно, что этот автор не любит единичные самостоятельные романы, он склонен к франшизам 2-3 книги, а то и больше («Дозоры»). Иногда это хорошо («Геном», «Звёзды – холодные игрушки»), иногда не очень («Дозоры»). Куда каждый из вас отнесет «Диптаун» — ваше дело, я отнесу скорее ко второму, нежели к первому.
«Лабиринт отражений» — самостоятельный роман, у него есть собственный сюжет и логичная концовка. Однако Лукьяненко посчитал иначе и написал продолжение», которое назвал «Фальшивыми зеркалами». После событий первого романа прошло несколько лет, Диптаун сильно изменился, как и изменилась жизнь Леонида и Вики. Правда, автор не думает, что читателю так важно знать о ходе этих изменений, уделяя внимание последствиям. «Лабиринт» выдавал информацию постепенно, но уже к трети произведения было понятно, что есть что. Сейчас же приходится ломать голову. Я бы предпочел другой стиль повествования, но пишет-то автор, а не читатель.
Сюжет развивается вокруг нонсенса – смерти дайвера в сети. В Диптауне случилось нечто, что непременно испугает любого пользователя ВР. Леонид, конечно же, принимает всё на свой счёт и начинает вести расследование. Правда, это действительно имеет к нему отношение, что становится понятно почти сразу.
Не понравилось вот что. В конце «Лабиринта» Леонид становится чуть ли не
Заключение: неплохое продолжение, но Лукьяненко может (мог?) лучше. Намного лучше. Знал бы заранее, что «Зеркала» будут такими, не читал бы, ограничившись одним лишь «Лабиринтом». Может, я многого жду от Сергея, но планку-то он сам поднял.
Профессор, 15 июля 2016 г.
Фальшивые зеркала являются прямым продолжением Лабиринта отражений. В данной книге автор рассматривает «глубину» еще глубже (извиняюсь за каламбур). Что нового мы узнаем о «глубине»? А то, что она прочна вошла в человеческую жизнь, и уже становится непонятно, а где она та жизнь, которая нужна. Может быть реальная жизнь это то, что позволяет отвлечься от «глубины», а сама жизнь там в «глубине». Но это все философия, за которую мне и полюбились книги Сергея Васильевича. Что касается сюжета, то отмечается, что дайверы потеряли свои способности, соответственно пропала некая романтика, между тем появляется слух, что можно убивать в «глубине», так что умираешь в реальности. А с этой проблемой могут справиться только дайверы, которым для этого необходимо пройти лабиринт смерти (где-то уже это было).
Как итог ничего нового в плане идей книга не дала, все те же рассуждения, что дает «глубина» и где грань между реальностью и виртуальностью. В остальном «глубина» уже утратила свой интерес, спасает книгу только новая интрига.