Андрей Зарин «Дар Сатаны»
- Жанры/поджанры: Мистика | Магический реализм | Хоррор/Ужасы (Истории о привидениях )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Жизнь после смерти | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Фёдор Андреевич, молодой поэт, переехал на новую квартиру — не знал он, что предыдущие жильцы на этой квартире долго не выдерживали. По ночам Фёдору Андреевичу стал являться дух старика, умоляющий о помощи. В награду старик сулил волшебный кристалл, помогающий видеть чужие души, слышать тайные мысли других людей, дар, который он получил когда-то от самого Сатаны.
Публикация — «Нива». Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения, 1900, №№ 9-10.
Входит в:
— сборник «Дар сатаны», 1904 г.
— антологию «Русская готическая повесть ХIХ века», 2008 г.
— антологию «Мистический Петербург», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 3 февраля 2009 г.
Имя Андрея Зарина стало для меня главным открытием антологии «Русская готическая повесть XIX века». Отзыв на маленькую, но очень симпатичную повесть «Чёрная дама» я уже написал, теперь очередь поговорить о втором произведения Зарина из этой антологии. Повесть «Дар Сатаны» затрагивает одну из излюбленных тем русской классической литературы: крушение романтических идеалов при столкновении с «прозой жизни», мелочность и двуличность царящих в обществе отношений. Всё это подаётся в форме фантастического гротеска: чувствуется влияние Гоголя, Гофмана, лермонтовского «Штосса». С циничным юмором и без пощады автор обличает пороки человеческой природы. Хотя главной целью писателя являются именно социальные, философско-этические вопросы, но мистические события, к моей радости, занимают в повести немалое место. Произведение отличается хорошим языком, «живыми персонажами», помимо всего прочего современный читатель может узнать из повести множество интересных бытовых подробностей из российской городской жизни конца 19-го- начала 20-го веков: например, как тогда решали проблемы с тараканами. «Кощунственным» для современного читателя покажется и описание «крошечной» двухкомнатной квартирки главного героя: квартирки, где только в одной комнате помещались три стола, три кресла, этажерка, книжный шкап, диван, печка, корзины с растениями и колонна с фигурой Наполеона.