Александр Матюхин «Первенец»
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Зов Лавкрафта», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Isha Bhikshu, 23 октября 2021 г.
Отвратительные фантазии о водителе-оккультисте и попутчике, накормленном гусеницами. Многократно повторяются сцены тошноты, разрывания тел, крови и всё это ради совершенно не Лавкрафтовской идеи о том, что тёмный бог Гатаноа (Ghatanothoa вообще-то, из рассказа ГФЛ «Вне времени») был кем-то разделён на кусочки, и теперь люди собирают их в единое тело, чтобы Гатаноа вернулся. Лавкрафт перевернулся в могиле и плачет.
amiller, 20 января 2020 г.
Что это вообще было? Смоуконзэвотер какой-то! Или нет? В хорошем смысле. Ладно, давайте как-нибудь разбираться. Кстати, как бодрость духа? А то сейчас начнётся чад кутежа, например!
«Первенец» сходу подкупил меня очень резким, неожиданным началом основного действия. Казалось бы, ритм экспозиции убаюкивает, как в авто на трассе, и тут РРРАЗ!.. Это круто, я всегда такое ценю. Автор резко берёт читателя за горло и тащит в глубину истории. Пусть даже этот обрыв экспозиции потом приведёт к удивлению относительно поведения героя: каким-то совсем не таким брутальным он изначально вырисовывался...
Ай, да какое это имеет значение. После вступления «Первенец» несётся по кочкам лихо. Для начала Матюхин вводит шаурма-хоррор (вот уж точно — близко многим читателям), потом начинается экшен, нагромождение перипетий которого (то один другого, то наоборот...) напоминает фильм Гая Ричи. Дальше в программе сплаттер, причём такой, в духе «Мясного танка» Романова, а не «Слякоти» Подольского: воспринимать его серьёзно сложно и не очень-то нужно. Ну и Лавкрафт, Лавкрафт!.. Тут уж тема сборника как надо отработана. И переключения в одного POVа на другого вообще без объявления войны!..
Всё это как-то немного сумбурно, положим, однако крайне увлекательно и бодро. «Первенец» — самый отвязный текст сборника. Этот рассказ надо читать под «Коррозию металла» или Роба Зомби — вовсе не под упоминающиеся там Deep Purple и AC/DC. Однако как раз из-за этого трэша и угара становится трудно сравнить «Первенца» с прочими рассказами антологии. Они все разные, но у Матюхина какой-то уж слишком другой (набрано курсивом).
Я вообще не ожидал встретить в книге такое, особенно уже под конец — когда, казалось бы, всё с ней давно понятно. Я теряюсь с оценкой, как-то здесь всё уж слишком необузданно. Да, этот рассказ — тот самый высший мутант, так и не запущенный в массовое производство. Слишком редкий для восьми баллов, слишком дикий для десяти.
Не верь никому, верь Матюхину! Смоуконзэвотер!..