Евгений Абрамович «Грязная вода»
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Зов Лавкрафта», 2019 г.
— сборник «В ночи», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Isha Bhikshu, 20 октября 2021 г.
Рассказ об обречённости. Два оставшихся в живых солдата во времена некой войны (впечатление, что это происходит в недалёком будущем где-то в Подмосковье) выбираются с поля боя и оказываются в странной местности — леса, болота и какие-то монстры, очевидно рыбо-люди из повести Г.Ф. Лавкрафта «Тень над Иннсмутом». Несмотря на попытки солдат добраться до своих, концовка рассказа будет ужасной. Мораль рассказа неясна, но вышло неплохо.
amiller, 16 января 2020 г.
Для Евгения, как я понимаю, военная тема вообще характерна (увы, его я тоже читал меньше, чем некоторых других авторов сборника). Вот и тут про войну, причём с очень деликатно затронутым, но всё же явным актуальным подтекстом.
Эту тему я развивать, конечно, не буду — война она и есть война, не суть. Уж лучше про рассказ в принципе.
Он, естественно, хорош — как и все в сборнике, хотя и относится к тем из них, которые я скорее всё же на «восьмёрку» оценю. Но сначала о том, что мне в нём безусловно понравилось. Во-первых, хотя вы и знаете моё отношение к «чистому хоррору», читатели-то страшного ожидают — и тут, наряду с «Тень моего брата», один из самых хоррорных рассказов книги. По крайней мере, более сконцентрированный на хорроре как таковом, чем большинство. Несколько сцен — действительно жуткие.
Во-вторых, чувствуется любовь автора к военной теме в мрачной ипостаси. Такое Абрамович писать умеет однозначно, мне вспомнился тот же фильм Deathwatch, например. Да и опять же, для лавкравтовщины интересный выбор сеттинга.
Впрочем, тут кроется и определённая проблема, в которой мне увиделся... ну, некоторый недостаток рассказа.
Скажем так. «Грязная вода» довольно явно распадается на две части — и если первая в большей степени про ужасы войны, то вторая начинает уже на тему сборника работать. И хотя переход сделан мастеровито, лично мне гораздо больше понравилась именно первая часть. Вторая, а она всё-таки основная для книги, а фоне военных ужасов немного теряется, несмотря на хорошие сцены и яркий финал.
Всё то жуткое, что ближе к концу показано, уступает прекрасной сцене с превращением речей из громкоговорителя в нечто СТРАННОЕ. Лично меня тот момент, чем-то напоминающий «Прикосновение» и в то же время один рассказ Павлова, реально торкнул. Как и вообще вся та атмосфера и те отображения чувств персонажей, которые были в начале.
Опять же... знаете все эти приколы про «тебе не придётся описывать монстров, если ты назовёшь их НЕОПИСУЕМЫМИ»? Это шуточки, конечно, на деле не очень справедливые к Лавкрафту, но в каждой шутке есть доля шутки. Пока монстры «Грязной воды» прячутся во тьме, пока окружение ещё не откровенно мистическое (а скорее странное, НЕ ТАКОЕ, тревожно неправильное) — это работает круче, чем когда автор уже начинает всё показывать более открыто.
Впрочем, кабы Абрамович весь рассказ выдержал в таком стиле, то он был бы не очень лавкрафтовским. А это тоже минус. Вот тут у нас и выходит парадокс.
С одной стороны, «Грязная вода» украшает антологию. Это классный рассказ, который тут точно на своём месте. Но с другой стороны — меня не покидает ощущение, что будучи чуть другим, вне контекста темы, он мог бы оказаться ещё круче, чем есть.
Конечно, это вкусовщина. Но я уже объяснял, что именно ею определяются в сборнике мои градации оценок от 8 до 10. Ниже в книге точно ничего не оценишь, потому что качество стабильно высокое, что совсем не удивительно. По объективным критериям тут в порядке всё. Ну а субъективные работают по-разному.