Максим Кабир «Речной-3»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Тимур на дискотеке знакомится с девушкой с необычным именем Силена. Среди школьных фотографий за четвёртый класс, он узнаёт в ней давно пропавшую Аллу Рудневу. Она приглашает его в гости в посёлок, о котором ходят странные слухи.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Зов Лавкрафта», 2019 г.
— сборник «Психопомпы», 2021 г.
— антологию «Фантастический Калейдоскоп: Йа, Шуб-Ниггурат!», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Isha Bhikshu, 16 октября 2021 г.
Идея неплоха — скрытый (параллельный) мир, в который можно попасть на метро (я слышал такие легенды), но всё портят какие-то людоедские кровавые сцены, да и «бандитская обстановка спальных районов» тоже портит атмосферу. В общем от Лавкрафта, на мой взгляд, тут ничего нет, просто мистика-ужасы.
amiller, 12 января 2020 г.
Рассказы Максима бывают, что называется, «попроще» и «посложнее». Мне всегда больше заходили те, которые попроще — а не что-то в духе «И наступила...». Так вот, «Речной-3» относится именно к тому пласту творчества Кабира, который мне более по душе.
Что же меня подкупило на этот раз?
Во-первых, в «лавкрафтовском» произведении не так легко создать некую интригу — всё же сеттинг диктует не только отдельные элементы, а целые сюжетные ходы и общий настрой. Однако «Речной-3» успешно с этой задачей справляется: как в начале (когда имеет место пусть не прямо супероригинальная, однако нетривиальная завязка), так и в финале (когда читательская эмпатия очень сильная и страшно не хочется, чтобы случилось ожидаемое).
Во-вторых, текст очень ностальгический для людей плюс-минус нашего поколения. Тех, чьё взросление пришлось на девяностые. Причём Кабир эту атмосферу создаёт не самыми банальными средствами — берёт не с поверхности детали, а выбирает что-то поинтереснее. Ну, скажем так, псевдоголландский спирт (даже его название, кстати, не озвучивается) там — самое явное указание на эпоху.
В-третьих, что отчасти связано с предыдущим пунктом — главным героем является юноша с типично юношескими же проблемами, а мне чем я старше, тем больше нравятся произведения про это вот. И с этой составляющей Кабир тоже справился замечательно, особенно здорово становится с момента появления в сюжете девушки.
Лавкрафтовщина, опять же, представлена в полный рост. А вот хоррор в его типичном понимании — в меньшей. По сравнению с «Тенью моего брата» рассказ совсем не страшный. да и в целом он больше про действие (пусть даже мысленное, но действие), чем про ощущения. Но я, как вы знаете, с такой меркой к текста не подхожу вообще.
«Речной-3» цепанул меня по совокупности субъективных факторов. Я не стал бы утверждать, что он гораздо лучше других рассказов антологии, и уж точно не скажу, будто он для вас должен стать одним из фаворитов. Так-то уровень рассказов в сборнике ровный — они просто разные крайне, тут уж кому что по вкусу.
Sophia Schneider, 1 января 2020 г.
История о том, как подростковая любовь стирает границы между реальностями. Ну и про то, как ужасает советский недострой (а он ужасает. Помню, подростком таскалась по заброшенному больничному комплексу в Москве, который сверху в виде эмблемы Биохазарда. Бр)
От Лавкрафта: призрачный город, глааки, туман, зловещие жителя через зловещую речушку, барельефы, монолиты и прочие дагоны.
От Кабира: Речной-Х, провинциальная дискотека, первые чувства (
Спасибо!