Владимир Чубуков «Тень моего брата»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор | Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Братья близнецы Олег и Игорь похожи как две капли воды. Но только внешне. Игорь интересуется чёрной магией и гипнозом, а в качестве подопытной свинки выступает Олег.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Зов Лавкрафта», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Isha Bhikshu, 1 июня 2021 г.
Совершенно чернушный рассказ, не дающий никакой надежды на появление в душе читателя каких-то светлых чувств. История про двух братьев близнецов, из которых один был нормальным, а другой — сумасшедшим, склонным к садизму и психопатическому поведению. К Лавкрафту всё это имеет мало отношения, разве что можно уловить некие отголоски «Твари на пороге». Мне вот стало интересно, что за человек сам автор? Писал он это с серьёзным лицом или посмеиваясь (ух, напугаю я вас, ребята, спать не сможете)?
amiller, 9 января 2020 г.
Третий рассказ антологии очень сильно отличается от первых двух по всем параметрам, кроме качества. Качество, ясное дело, высокое. С остальным давайте разбираться.
В первом рассказе хоррора практически не было, во втором его было немного — там больше тревога, безумие. А вот «Тень моего брата» — это тот самый пресловутый «чистый хоррор». Как он есть.
Как вы знаете, я сам от этого направления далёк. Однако это мой личный бзик, а с объективной позиции я должен сразу отметить: если вы ищете в подобных сборниках реально жуткое и не очень довольны первыми двумя рассказами, то Чубуков вас порадует.
Потому что да... если бы я такие сцены в кино увидел, меня бы проняло. Это текст на меня равным образом, увы, не работает. Многие точно получат удовольствие именно от хоррорной составляющей.
Но за всё приходится чем-то платить. Я обычно иного жду — увлекательного сюжета, драматургии, выраженной управляющей идеи, постмодернистких референсов, и вот с этим в «Тени моего брата» не очень. Рассказ — именно что классический такой «русский хоррор». То есть он концентрируется конкретно на ужасе, полностью следует постулату «главная задача хоррора — пугать». История проста, чтобы не отвлекать от главного. Лишнего нет. Ну вот прямо по заветами Артемьевой и Парфёнова, скажем, которые много раз о чём-то подобном говорили. Неспроста говорили, понятное дело.
И хоть я такое не люблю, но и не могу ставить в упрёк. Вкусовщина она и есть вкусовщина, а рецензент должен быть по возможности объективен. Я абсолютно уверен, что многим из вас зайдёт именно это, а не я или Романов.
Тем более что рассказ написан хорошим языком. Если в первой рецензии я посетовал на отдельные фразы, которые лично мне показались не совсем удачными, то тут... ну, мог бы пожурить за неестественно «литературную» речь в ключевом диалоге. Но может, это автор специально так?
Более-менее объективно в минус запишу только одно: Лавкрафта я тут... ну, почти не увидел. Возможно, чего-то не улавливаю, поскольку не всё сам читал — но всё же большую часть, так что и у среднего читателя тоже наверняка будут вопросы. Причём если фактические отсылки я могу тупо пропустить, то по части атмосферы явно не оно.
Нет, я не хочу сказать, что рассказ мимо темы сборника. Ни в коем случае. Но мне он правда больше напоминает типичную конкурсную работу с ЧД (это не упрёк, ага), нежели что-то, вдохновлённое Лавкрафтом. Хотя что-то и для меня проглядывает... мельком. Опять же, у меня вообще приключенческий сюжет, не мне судить. Но отметить надо.
Вердикт: отличный рассказ для тех, кому в некоторых других произведениях сборника не хватило хоррора. Правда, при этом может не хватить Лавкрафта, но нельзя же всё и сразу? Рассказы в антологии очень разные, так и должно быть. Этот свою аудиторию точно найдёт. Я ещё не прочёл всё — но не исключаю, что именно «Тень моего брата» окажется самой страшной историей под обложкой Григорьева.
А делает ли это её лучшей — решайте сообразно своим вкусам. Лично мои фавориты окажутся другими, но текст Чубукова явно книге был нужен. На своём месте.