Мария Эрнестам «Под розой»
Шведскую писательницу Марию Эрнестам сравнивают со знаменитой Исабель Альенде и королевой немецкого детектива Ингрид Ноль, в её творчестве видят влияние Михаила Булгакова.
В романе «Под розой» Мария Эрнестам погружает читателей в перевернутый мир подсознания, в котором действуют свои законы, не менее реальные, чем сама жизнь.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Зараза, 20 апреля 2016 г.
Интересно читать с психологической точки зрения, забраться в чью-то голову и ковыряться в ней, однако интриги практически никакой нет.
ksu12, 19 декабря 2013 г.
Эта книга совсем не то, что в голову приходит при поверхностном чтении. Это роман- головоломка, иллюзия, кубик- рубика, мозаика. Здесь много двойственности. Мне сразу почти стало казаться, что здесь что- то не то.
Не про убийцу эта книга. Это книга про нелюбовь и ответное сумасшествие, раздвоение. Я все время спрашивала себя, кто такая Ирен. Пока не дочитала, а дочитала и поняла , кто она. У Евы есть отец и есть Свен, есть мать и есть Ирен . У Ирен есть дочь, которую никто не видит, не знает, у нее нет имени. У матери Евы тоже нет имени в романе. И у отца ведь его поначалу не было. Кто такая неведомая Лаура, на которой так стремительно собирался жениться Джон?! Я думаю, я знаю, все ответы на эти вопросы.
И лишний раз я убедилась , в том, что права , прочитав коротенькое послесловие переводчика. Ева — не убийца. Она родилась у матери, которая не должна была в своей жизни никого рожать. У нее не было никогда материнского инстинкта. Не всем женщинам на самом деле нужна семья, дети. Мать Евы была рождена для вечеринок , мужчин, прожигания жизни. Она имела право жить так , как ей нравится. Но родилась дочь , мать Евы решила, что надо, чтобы было , как у всех. А жить так не смогла. Ева начала сходить с ума в семь лет, пик был в семнадцать, и продолжалось сумасшествие всю жизнь . В семь лет у нее появился вымышленный друг, Пиковый Король, личность разделилась на темное и светлое. И эти две стороны одной личности все время боролись за власть над Евой. Еву не любила мать, не просто не любила, а даже не переносила. У девочки не было шансов завоевать даже материнское снисхождение. И она ушла в мир другой, сознание девочки все время балансировало на грани.
Интересный роман, интересен именно своей непростотой , не тем, что на поверхности, а тем , что « под розой», те тайным, сокрытым. Надеюсь, Ева повернется к своему светлому после того, как простится со всеми своими тайнами, вытащит их из подсознания. Ева сумасшедшая , да. Но это совсем не триллер про убийцу- девочку.
Страшно это- родиться и жить в нелюбви. Я знаю таких мам, их, к сожалению, немало. Зря общество частенько осуждает Чайлдфри. Они честны и разумны. Они же не навязывают это никому, просто говорят, что хотят остаться без детей, но общество навязывает им институт семьи. Женщины без инстинкта материнства все равно не смогут стать по — настоящему матерями, никогда. Пусть они живут , как хотят, но не рожают детей. Не хочу , чтобы были еще дети с изломанной душой, судьбой, психикой. Ева старалась сама стать хорошей матерью, но заблудилась в этом стремлении, свою дочь она « душила» любовью. Это обратная сторона ее душевных мучений.
Tairis_Hamster, 2 марта 2010 г.
Уже немолодая женщина по имени Ева начинает вести дневник, и на первых же страницах признается в том, что убила свою мать, когда ей исполнилось 17 лет. А дальше читатель оказывается в ситуации мучительного ожидания, поскольку убийство является кульминацией, вынесенной в конец дневника. Признавшись, выплеснув сходу главное, Ева начинает рассказ с самого начала, перемежая детские воспоминания заметками о том, что произошло с ней-нынешней за день. Эти два сюжетных пласта — прошлое и настоящее, играют особую роль в раскрытии сюжета романа. Мы видим маленькую девочку Еву, которую терроризирует мать, и мы уже знаем, что эта девочка вырастет и совершит убийство. Героиня, доверяя дневнику свою страшную тайну, словно пытается сама понять, что так сильно на нее повлияло, почему она уже в 7 лет знала, что убьет свою мать, когда представится подходящая возможность. Она объясняет, оправдывается, признается...
Это очень скандинавская книга. Ощущение, которое трудно передать словами: каждая фраза, образ, мысль — словно элементы большого сложного полотна. Сдержанность и холодность снаружи — и яркий, обжигающий огонь внутри. В книге нет нормальных людей, каждый в чем-то безумен, у каждого за внешней благообразностью и вежливостью спрятано нечто жуткое, пугающее. Тягучее безумие, в которое погружается маленькая девочка, персонифицируется в фигуре Пикового Короля, который однажды приходит к Еве. Пиковый Король — символ «темной половины Я» героини — тоже словно бы делит ее жизнь напополам. Пожалуй, это главная особенность романа «Уши Бустера» (при всей странности названия почти сразу становится понятен его смысл; пожалуй, иначе назвать было и нельзя) — два пласта, две линии, скрытая подоплека, переворачивающая представление о прочитанном, присутствует практически везде. А поскольку все эти ниточки связаны друг с другом, получается очень многослойный текст.
Очень сложно рассказывать о книге, не раскрывая ключевых особенностей сюжета — настолько тесно сплетены между собой все события, герои... Поначалу не можешь понять, почему с первых же страниц настолько погружаешься в текст, что не хочется прерывать чтение, а вместе с тем, постоянно делаешь паузы в тех же местах, где заканчивается очередная запись дневника и начинается следующая. Марии Эрнестам удалось написать роман, про который пиарщики бы трубили: «книга-событие», «книга-скандал» и все в таком духе... Но поверьте, так оно и есть. А какой еще книгой может быть дневник сумасшедшего человека, запершего безумие внутри, примирившегося со своей темной половиной, своим Пиковым Королем?
Спасибо Екатерине Хохловой, удалось прочитать роман «Уши Бустера» на русском языке. Надеюсь, книга найдет своего издателя — она этого более чем заслуживает.